Файл: 1 Психологопедагогическая характеристика детей дошкольного возраста с аутизмом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Активный словарный запас, доступный ребенку на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но часто он испытывает трудности из-за недостаточности и скудости словаря, когда необходимо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он сам был. Тут малыш часто допускает неточности [8, c.39].

Повышенный интерес к звуковой стороне слова, отмечает М.И. Лисина, помогает ребенку менять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда бывают успешными. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласовывают слова (особенно существительные среднего рода с прилагательными), падежные окончания (Мама моет «окна»); непоколебимые существительные (А у меня на «ладони» оторвалась пуговица), при образовании родительного падежа существительных во множественном числе отмечается влияние окончания -s на другие склонения (дом - домики, ручка - мануал); даже часто употребляемые глаголы меняют лицо.

В этом возрасте, по данным Т.Б. Ребенок Филичева еще не умеет логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, осмысленно пересказывать содержание прочитанной им сказки. Его речь по-прежнему ситуативна. Высказывания ребенка состоят из простых, распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Разобраться в их содержании без дополнительных вопросов не всегда возможно. В высказывании еще нет той детализации, которая свойственна монологической речи. Ребенок также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он только называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыжки, умывание). Обладая хорошей памятью, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие объемные стихотворения, а после многократного прослушивания одной и той же сказки может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

М.Ф. Фомичева указывает, что на четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: движения мышц, участвующих в звукообразовании (язык, губы, нижняя челюсть), становятся более координированными. Таким образом, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо произносимого ранее сянка. Дети все чаще начинают правильно произносить слова со стечением 2-3 согласных; слова, состоящие из 3-4 и более слогов. Некоторые дети акцентируют внимание на звуковом оформлении слов, замечают ошибки в их звучании у сверстников.


Большинство детей начинают правильно произносить такие трудные для обучения звуки, как [с], [э], [х], приближают их к норме и четче произносят свистящие звуки, звук [ц] (некоторые дети лишь приближают этот звук к нормально в 3 года произносится как ТС или ТС). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза ([ш], [ш], [ч1], [щ1], [л], [р]), но, как правило, большинство малышей еще не издают шипящих звуков, заменяя их с соответствующим жестким свистом: звук [ш] звук [с] (суба вместо шуба), [ш] - [ч] (заба вместо жаба), [ч"] - [ц] (цяс вместо час), [э"] - [с] или [ц"] (сено вместо щенок, савел вместо щавель). Звонкие звуки [р], [р"], [л] дети заменяют звуком [и] или [л"] (як, клякса вместо рака, лек, йод вместо реки, лодки), по Фомичевой

При появлении шипящих звуков у некоторых детей наблюдается обратная замена, когда эти звуки произносятся и в тех словах, где их употребление нецелесообразно, например, где следует произносить свистящие звуки (капуш вместо капусты, клитор вместо крыжовника). Однако такие замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных словах ребенок еще может произносить свистящие звуки вместо шипящих.
В многосложных словах, особенно при совпадении нескольких согласных, малыши еще часто пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово «пожалуйста» можно произносить как «огонь», а «температуру» — как «предмет». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Выдох удлиняется, малыши осваивают умение произносить гласные звуки [а], [у], [и] на одном выдохе в течение 3-4 секунд. и более.

В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, изменять громкость, высоту тона, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно незнакомых, отвечает очень тихо, хотя с родными и друзьями разговаривает громко. Дети хорошо усваивают интонацию и правильно ее передают, подражая речи взрослых [4, c.78].

Детский слух улучшается. Несмотря на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он замечает ошибки в произношении у своих сверстников, но еще не может понять причину неправильного звукового оформления слов (леп - репа), хотя легко различает на слух похожие звуки звукосочетания, слова (би-и-би-и - машинка гудит, пи-и-пи-и - мышь пищит).

К концу четвертого года у детей значительно улучшается произношение, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие звуки, а у некоторых детей - звуки [л], [р].



1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с аутизмом
Современные требования возлагают на руководителей, преподавателей и специалистов образовательных учреждений обязанности по приобретению комплексных знаний и компетенции о социализации людей с ограниченными возможностями, а также новые подходы к образовательному процессу и внедрение их в свою практику. В настоящее время аутизм считается проблемой не только медицинской, социальной, но и психолого-педагогической. Вероятно, аутизм существовал всегда.

Над детьми с аутизмом работали многие зарубежные ученые. Например, иностранный ученый Э. Крепелин. Среди психопатических больных выделяют больных, отличающихся специфическим поведением и мышлением. Э. Блейлер рассматривал «аутизм» как симптом шизофрении. К. Ланнер выделил 5 показателей, позволяющих отличить аутизм от того, что многие специалисты путают аутизм с умственной отсталостью. Действительно, во многих культурах мы можем найти традиции, в которых говорится о людях, характеризующихся странным поведением и небольшим отсутствием интеллекта.

«Он делал стереотипные движения пальцами, играл ими в воздухе и улыбался. Иногда он шептал и иногда качал головой в сторону. Эти 3 движения повторялись в преемственности. Он с удовольствием вертел все в своих руках. Когда его ввели в комнату, он не обратил внимания на людей вообще и быстро обращался к вещам, особенно к вещам, которые можно было повернуть».

Это описание, данное пятилетнему мальчику по имени Дональд, было написано 50 лет назад Л. Каннером. Позже, эти наблюдения появились в известной работе Л. Каннера «Аутистические расстройства эмоционального контакта», опубликованной в 1943 г.

Сегодня врачи и учителя сталкиваются с симптомами, очень похожими на это состояние. В течение пятидесяти лет симптомы характеристики аутизма не изменились.

Из этой истории видно, что почти все главные герои такой истории — мальчики. Аутизм в два раза больше характерен для мальчиков, чем для девочек. Психолого-педагогические особенности детей с аутизмом более сложны, многообразны и разнообразны. необычны, чем другие заболевания психического развития, что вызывает много вопросов у зарубежных ученых об этиологии, клинических проявлениях и динамике аутизма. Хотя точная причина аутизма неизвестна, по мнению некоторых ученых, наиболее частой причиной является биологический фактор. Некоторые ученые предположили, что причина аутизма может быть результатом неправильного обучения или отсутствия педагогической помощи. Но нет твердых доказательств для этого.


Первые признаки аутизма появляются в первые месяцы после рождения. С этого периода у ребенока наблюдается снижение умственной деятельности и мышечного тонуса. Ребенок равнодушен к окружающему, слаб, плохо отличает свою мать от окружающих, не прикасается к материнским рукам, не улыбается и даже если он улыбается, это бессмысленный смех. Отсутствует эмоциональная связь с матерью и окружающими. Ребенок неадекватно реагируют на человеческий голос. По этой причине родители часто подозревают, что у ребенка проблемы со слухом или нарушением зрения. Аутизм — это расстройство, которое поражает все больше и больше детей. Заболевание начинается у ребенка в возраст 15 месяцев, когда у ребенка начинают проявляться симптомы, а к 3 годам симптомы полностью сформировываются [10, c.75].

Аутизм — это расстройство, которое поражает все больше и больше людей:

  1. глубокое нарушение социальных отношений, т. е. трудности в обращении с незнакомцами и предметами;

  2. стереотипные поведенческие действия;

  3. специфические дефекты развития речи (мутизм, эксолалия, стереотипные монологи, отсутствие первых человека в речи и др.), в том числе нарушение способности использовать речь в целях общения;

  4. повышенная чувствительность.

Для детей с ранним детским аутизмом характерны следующие психолого-педагогические особенности:

  1. Нарушения самозащиты. Нарушение самозащиты часто отмечается в течение года от рождения. Это проявляется в крайней осторожности ребенка и в то же время в отсутствии страха перед опасностью. У таких детей чувство защита часто неверно истолковывается в зависимости от ситуации. То есть страха совершенно нет в опасных ситуациях, но есть сильное чувство страха в абсолютно безобидных повседневных ситуациях.

  2. Социальное поведение. Одним из наиболее частых компонентов у детей с аутизмом является «одиночество» — отчуждение, трудности в социальных отношениях, снижение способности эмоционально общаться с другими людьми, отсутствие взаимодействия.

  3. Такое поведение ребенка часто характеризуется сильным аффективным состоянием окружающего мира, отсутствием интереса к тому, что происходит вокруг него. Такие дети выглядят как здоровые дети. Но у них непостижимый взгляд на ситуацию. то есть в зрении ребенка есть пробел.

  4. Нарушение взаимодействия с окружающей средой. Люди в первую очередь являются основным симптомом аутизма, и во многих случаях этот симптом наблюдается на ранних стадиях дизонтогенеза аутизма. Когда у ребенка развивается аутизм, он или она могут показать признаки слепоты. В этом случае ребенок смотрит в лицо, а не в глаза, или общается на совсем другое направление.

  5. Речевое развитие детей с аутизмом уникально. Кроме коммуникативных нарушений у ребенка также с трудом строит речь самостоятельно. Вместо этого ребенок использует жесты и называет себя во втором или третье лицо. Часто наблюдается мутизм (отказ от речи). Ребенок может отказаться от устной речи, но может использовать письменную речь. У ребенка наблюдается медленное развитие функции подражания. Ребенок не выполняет простых речевых инструкций.


Несмотря на ряд отмеченных выше недостатков, в результате правильно организованной специальной воспитательной работы с умственно отсталыми детьми коррекционными педагогами достигнуты большие успехи в подготовке их к самостоятельной жизни и профессиональному обучению. Воспитанные в специальных средних школах, дети находят свое место в жизни и проявляют активность в различных сферах промышленности и сельскохозяйственного производства, а также в сфере бытового обслуживания.

Важной задачей воспитателей и учителей является отделение детей-олигофренов от других детей с особыми потребностями и обеспечение их как можно более раннего обучения в соответствующих учреждениях. Общение дефектолога с родителями обеспечивают социальные педагоги. Во многих школах есть программы психофизического развития детей до трех лет, и родители работают по этой программе с самых первых дней жизни ребенка. Таким образом, проблема обучения и воспитания умственно отсталых детей будет решаться различными способами, для чего будет создана мультидисциплинарная программа. Это специальные школы, классы и дневные центры.

Одной из характеристик таких учреждений является поддержание постоянного контакта с ребенком и семьей.

При аутизме игровая деятельность имеет свои особенности. Его особенность в том, что ребенок играет с бытовыми предметы, а не в игрушки. Он может долго и ритмично играть туфлями, шнурками, бумагой, ключами, проводами и многим другим. Такой у детей не формируется чувство ролевых игр со сверстниками. Дети с аутизмом отличаются от других детей в том, что у них «другой» мир. Ребенок не чувствует и не взаимодействует с другими во время игры.

Очевидно, что каждый родитель хочет видеть, как его ребенок смеется, улыбается и обращает внимание на то, что происходит вокруг их. Дети тоже хотят быть в центре внимания и всегда чувствовать любовь родителей. Это не только признак любви между родителем и ребенком, но и необходимый фактор для развития ребенка. Многие родители жалуются, что их дети не интересуются игрушками и только играют с ними точно так же. Если у вас есть какой-либо из вышеперечисленных симптомов, ваш ребенок, скорее всего, страдает аутизмом. Поэтому каждый родитель должен уделять больше внимания своему ребенку во всех смыслах. Всегда следует иметь в виду, что ранняя диагностика помогает ребенку быстро адаптироваться к обществу и исправить дефекты речи [14, c.45].

С учетом психолого-педагогических особенностей детей с аутизмом для каждого ребенка разрабатывается отдельный план коррекционных занятий. Эти упражнения должны быть начаты индивидуально, а затем привлекать к фронтальным упражнениям в зависимости от наблюдаемых у ребенка изменений. В то же время от дефектолога требуется быть очень внимательным, а также использовать свои педагогические способности.