Файл: Программа художественной направленности Мастерская подарков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное областное автономное общеобразовательное
учреждение Липецкой области «Центр непрерывного образования
обучающихся с особыми образовательными потребностями»
«Траектория»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественной направленности
«Мастерская подарков»
Возраст обучающихся: 10-16лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Сотникова Татьяна Ивановна, учитель технологии, педагог дополнительного образования.
Квалификационная категория: высшая г. Грязи 2022г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой мастерской направлена на обучение валянию из шерсти - новому направлению в декоративно-прикладном искусстве, которое позволяет изготовить практически любое изделие: от ковров до игрушек и аксессуаров своими руками.
Направлена на обучение валянию из шерсти - новому направлению в декоративно-прикладном искусстве, которое позволяет изготовить практически любое изделие: от ковров до игрушек и аксессуаров своими руками.
На занятиях используется техника сухого и мокрого валяния и многие обучающиеся сталкиваются с этим впервые в жизни.
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет формировать те социально- психологические функции, которые заблокированы у детей с ОВЗ от рождения, либо утрачены вследствие болезни или травмы.
Основной принцип, лежащий в основе программы - единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой деятельности учащихся.
Особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР
-«пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь преподавателя,
-использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развитии;
-непрерывный контроль за учебно-познавательной деятельностью;
-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом особенностей здоровья (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, неразвитость способности к абстрагированию, обобщению)
-организация взаимодействия со сверстниками в парной и групповой работе
Новизна программы заключается в комплексном и интегрированном подходе, который предполагает объединение в едином творческом процессе различных техник валяния, знакомство со свойствами исходного материала и освоения способов и средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Приобретенные в процессе занятий знания и умения расширят кругозор, закрепят на практике теоретическую информацию, помогут в профессиональной ориентации.
Отличительной особенностью программы является ее тесная связь с традициями народного творчества и возможность добиваться интереснейших

результатов самостоятельной творческой деятельности. Уникальным является и сам материал, с которым приходится работать. Программа интегрируется с изучением истории, географии, изобразительного искусства с трудовым воспитанием и затрагивает наиболее эмоциональные сферы ребенка.
Значительное количество тем можно рассматривать с позиции культурологического аспекта, в частности, это касается разделов программы, направленных на изучение истории наиболее известных технологий работы с войлоком и шерстью, в частности сухого и мокрого валяния.
Актуальность
Социокультурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления духовно-ценностных ориентаций личности обучающихся, положенных в основу дополнительного образования.
Особое значение приобретает формирование творческого отношения к действительности, креативных форм мышления, эмоционально-образной и познавательной активности личности ребенка.
Данный вид творческой деятельности позволяет формировать у детей потребность самовыражения, саморазвития, самосовершенствования через творчество и способствует профессиональной ориентации, следовательно, поможет облегчить школьнику интеграцию в систему мировой и отечественной культуры; последующее его самоопределение во взрослой жизни.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мастерская подарков» объясняется соответствием стандартам нового поколения, где акцент сделан на системно - деятельностный подход, который позволяет формировать коммуникативные компетенции
- каждый обучающийся учится работать как индивидуально, так и в коллективе. В результате у ребенка формируется целостное восприятие мира и ощущение себя частицей общества. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста.
Отличительные особенности данной программы не подражание,а творчество - овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла обучающихся.
Значительная часть работы по программе предусматривает деятельность в группах, что формирует навыки работы в коллективе, коммуникативные способности обучающихся.
Содержанием программы предусмотрено формирование и патриотических качеств обучающихся. Через изучение истории и традиций родного края, прививается чувство долга, ответственности, памяти поколений.
Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 10 до 16 лет.
Этот возраст – оптимальный этап в развитии художественной культуры личности. На данном этапе у учащихся развивается эмоционально-

ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-эстетических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с творчеством, а также его поведении в обществе.
Изучение данной программы способствует формированию творческой личности с художественно-эстетическим вкусом.
Набор в группы не требует дополнительной подготовки учащих. Занятия проводиться в кабинете технология для девочек
Программа реализуется по очной форме обучения. Занятия проводятся со всей группой.
Формы обучения и виды занятий:
Данная программа предусматривает проведения теоретических занятий, проектную деятельность и практическую деятельность обучающихся.
Основное количество времени отводится практическим занятиям, что способствует формированию трудовых навыков и способностей, разгрузке умственного напряжения школьников. Практические задания по объему должны быть такими, чтобы учащиеся справлялись с ними 1-3 занятие. В процессе работы по программе "Мастерская подарков", дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Цель программы:раскрытие и развитие потенциальных способностей заложенных в каждом ребёнке, формирование и воспитание эстетического вкуса. Приобщение к духовным ценностям народной культуры.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство с историей шерстяного текстиля, традициями и технологическими приёмами его изготовления
- привитие навыков и приемов работы в технике валяния
- обучение основным законам художественного творчества, используемым для создания валяных изделий
- обучение методам стилизации и обобщения при передаче в фелтинге объектов живой природы.
Развивающие:
- развитие художественного вкуса и цветового восприятия
- улучшение фантазии, воображения, изобретательности, пространственного и композиционного мышления
- совершенствование внимания, усидчивости, наблюдательности, трудолюбия, способности доводить дело до конца
- обогащение внутреннего мира обучающихся через знакомство с культурным наследием различных народов и последними достижениями современных художников и дизайнеров.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе


- совершенствование целеустремленности, аккуратности и трудолюбия
- привитие навыков работы в группе и доброжелательного отношения друг к другу, способности к сотворчеству и работы в коллективе
- формирование объективного отношения к результатам своей деятельности, умения анализировать различные процессы совместного труда, способности аргументировано обосновывать выбранный вариант художественного решения задачи
- воспитание умения разумно организовывать свой досуг.
Нормативно-правовая документация, на основе которой
составлена дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа:
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
-
Закон РФ от 24.07.1998г. №124 Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка» (с изменениями и дополнениями от 20.07.2000 г.);
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
-
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196
«Об утверждении
Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
-
Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 г. № 09-3564
«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;
-
Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2015 г. N 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»;

-
Письмо Минобрнауки РФ от 11.08.2016 года № ВК-1788/07
«Об организации образования обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
- Устав ГОАОУ «Траектория»;
- Локальные акты, регламентирующие деятельность ГОАОУ «Траектория»
Организация образовательного процесса
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 10-16 лет.
Организация образовательного процесса дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская подарков» осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком Центра «Траектория» на 2022-2023 учебный год Срок реализации образовательной программы- 1год.
Количество учебных часов: 136ч. из них теоретических

20 часов, проектных и практических – 116 часов;
Режим занятий. обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа согласно расписанию занятий на учебный год. Количество учебных часов в неделю – 4 часа.
Продолжительность занятий:
1 час 30 минут, перерыв – 10 минут,
Наполняемость групп: до 12 человек.
Формы, периодичность
и порядок текущего контроля
и промежуточной аттестации обучающихся:
- входной контроль (сентябрь): самостоятельная работа, наблюдение. - текущий контроль (после изучения каждого раздела рабочей программы) – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия: беседы в форме «вопрос – ответ», наблюдение.
- промежуточный контроль (апрель-май) – проверка степени усвоения материала за длительный период: самостоятельная работа, наблюдение, выставка;
- итоговый контроль – проверка усвоения материала за весь период обучения по программе: самостоятельная работа, наблюдение, выставка.
Организационно-педагогические условия
Содержательное наполнение предлагаемой программы отвечает общепедагогическим принципам:
- принципу целенаправленности педагогического процесса;
- принципу целостности и системности педагогического процесса;
- принципу гуманистической направленности педагогического процесса; - принципу общественной направленности образования;
- принципу социально-личностного развития;
-принципу единства воспитательного воздействия семьи, школы, коллектива.


Особо следует отметить принципы, тесно взаимосвязанные с принципом гуманистической направленности педагогического процесса:
- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему,
- принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
Данная программа адресована детям среднего школьного возраста, реализуется на базе ГОАОУ «Траектория» как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах детей, в зависимости от индивидуальных особенностей.
Занятия творческого объединения посещают обучающиеся особыми образовательными потребностями, ученики и воспитанники с задержкой психического развития и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Занятия могут посещать любые желающие в возрасте 10-16 лет. Такая смешанность групп создает среду, важную для социализации обучающихся , развития коммуникативной компетентности всех участников. В условиях разновозрастного состава учебных групп, разной степени выраженности особенностей развития детей педагогу необходимо владеть навыками в области дефектологии и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, хорошо ориентироваться в создании особых образовательных условий для таких обучающихся.
Программа учитывает формирование универсальных учебных
действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.
Формирование универсальных учебных действий осуществляется в результате реализации принципов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Сформированность
личностных
универсальных
учебных
действий проявляется в авторском стиле обучающегося, в умении использовать цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы.
Формирование
регулятивных
универсальных
учебных
действий
осуществляется в результате продуктивных видов художественно- творческой деятельности. На каждом занятии воспитанник создаёт уникальное изделие (творческий продукт, произведение) При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, выполняет действия в материале, оценивает результат своего труда, а по необходимости и осуществляет текущую коррекцию.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе изучения и выполнения изделий, игрушек, картин (подарков)
Расширение навыков общения происходит в процессе создания игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.
Коммуникативный опыт складывается в ходе рассуждений обучающегося о художественных особенностях произведений,