Файл: Правовое регулирование социальной защиты безработных на территории Бокситогорского района Ленинградской области.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономное образовательное учреждение

высшего государственного образования

«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал)

Курсовая работа

на тему: Правовое регулирование социальной защиты безработных на территории Бокситогорского района Ленинградской области


Выполнила:

В.А. Сапожникова

Проверила:

В.П. Егорова

Пикалёво – 2013
Содержание
Введение

1. Исходные положения теории безработного по Российскому праву

1.1 Понятие и категории безработных

1.2 Понятие и виды правового статуса безработного

2. Правовое регулирование социального обеспечения безработных

2.1 Понятие и виды социального обеспечения безработных

2.2 Организация социальной защита безработных Бокситогорского района

2.3 Пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы

Заключение

Список используемой литературы


Введение
Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами рыночной экономики. В целом ситуацию в сфере занятости в России специалисты характеризуют как кризисную. Это вызвано развалом финансовой системы, падением объемов производства, свертыванием инвестиций и др.

Из года в год снижается число предлагаемых работодателями рабочих мест. Реальный сектор экономики утрачивает рабочие места без адекватного их формирования в других секторах экономики.

Безработица в России приобрела массовый характер, представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором расширения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе и др.

В первую очередь пополняют армию безработных граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др. Дополнительную нагрузку на рынок труда создают пенсионеры, студенты, школьники, уровень доходов которых значительно ниже прожиточного минимума. Ежегодно в стране увольняются с работы и принимаются на новое место работы около 20 млн. человек.


Поддержание наиболее полной занятости - важнейшая задача социально - экономической политики страны. С одной стороны, эффективное использование рабочей силы во многом определяет состояние экономики, с другой - занятость является основой жизнедеятельности и благосостояния большинства населения страны.

Безработица - это одна из глобальных социально-экономических проблем современности. Для российского общества, в котором в течение продолжительного периода безработица официально не признавалась, а распределение трудовых ресурсов с целью поддержания полной занятости происходило в административном порядке, данная проблема является относительно новой. Вместе с тем это не снижает ее остроты. В России достаточно низкий уровень официально зарегистрированной безработицы.

Ситуация на рынке труда моногородов оказывает влияние на социально-политическую устойчивость страны. Вследствие узости рынка труда кризисы градообразующих предприятий вызывают масштабную и долговременную локальную безработицу. Безработица в моногородах имеет негативные последствия не только для данных населенных пунктов (снижение налогооблагаемой базы, дотационность бюджетов, рост преступности, люмпенизация части населения и др.), но и несет угрозу социальной и политической стабильности в масштабе всей страны, поэтому актуальной является тема данной курсовой работы: «Правовое регулирование социальной защиты безработных Бокситогорского района Ленинградской области».

Целью исследования является рассмотрение правового регулирования социальной защиты безработных Бокситогорского района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить понятие и категории безработных.

  • Рассмотреть виды правового статуса безработного.

  • Исследовать виды социального обеспечения безработных.

  • Проанализировать организацию социальной защиты безработных Бокситогорского района.

  • Выявить пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы.

Объектом исследования являются урегулированные правом либо нуждающиеся в регулятивном воздействии правовых предписаний общественные отношения, в рамках которых формируется правовое поведение личности безработного, возникающие до и после регистрации гражданина в качестве безработного в органах службы занятости, до заключения ученического и трудового договора или после их прекращения.

Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих общественные отношения, по трудоустройству с участием безработного, по предоставлению мер социальной поддержки безработному, оказывающих воздействие на формирование правового статуса безработного.



безработный правовой социальный
1. Исходные положения теории безработного по Российскому праву


1.1 Понятие и категории безработных
Незанятое трудоспособное население, по аналогии с занятым может быть определено как, такое население, которое не участвует в общественном производстве, не занимается трудовой деятельностью и не имеет заработка.

Незанятое трудоспособное население может быть условно разделено на 4 группы:

1 группа - добровольно незанятое население, живущее на средства одного из супругов, родителей и т. п., это в основном, иждивенцы.

2 группа - добровольно незанятое население, уволенное с предприятий или никогда не принимавших участия в труде и не желающих работать, не имеющих законных источников и средств к существованию и нигде не зарегистрированных.

3 группа - вынужденно незанятое население высвобожденные с предприятий, уволенные по собственному желанию, выпускники учебных заведений, все те, кто желает работать, но не зарегистрированы в службе занятости.

4 группа - вынужденно незанятое население - безработные. Безработными считаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Таким образом, понятие безработного, по существу определяет, являются последние две группы вынужденно незанятого населения: во-первых, это незарегистрированные в службе занятости и не имеющие официального статуса безработного и, во-вторых, зарегистрированные службы занятости и получившие официально статус безработного. В законе РФ «О занятости населения в РФ» в ст. 3 особо определены порядок и условия признания граждан безработными.

Безработными признаются - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Другими словами к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;


в) были готовы приступить к работе.

При отнесении к категории «безработные» - должны быть соблюдены одновременно все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, изложенными выше.

Безработными не могут быть признаны граждане:

1. не достигшие 16-ти летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы;

2. отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;

3. впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды.

Необходимо знать основные черты, характеризующие безработных:

  • Уровень безработицы - это удельный вес безработных в численности экономически активного населения.

  • Продолжительность безработицы - промежуток времени, в течение которого человек ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до наступления рассматриваемого периода), используя при этом любые способы.

  • Длительно безработный - безработный, нетрудоустроенный службой занятости в течение 6 месяцев.

  • Длительно неработающий – гражданин, имеющий перерыв в работе более одного года.


1.2 Понятие и виды правового статуса безработного
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы. Безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным.

При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, он признается безработным с первого дня представления необходимых документов.

Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.


Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным.

При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов.

Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд.

По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение.

При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения. Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию. А также профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.