Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Родной язык Практическое занятие 2.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Родной язык
Практическое занятие 2.
Выполнил:
Обучающийся Горбунова Алина Витальевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Практическое занятие № 2 (2 часа)
Цель занятия: формирование видов речевой деятельности и основ культуры в письменной речи; умений работать со словом, предложением и текстом; знаний о языке как системе разных языковых единиц, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Спишите слова, расставьте в них ударение. Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.
Знамение, зимовщик, засветло, заиндеветь, вероисповедание, кладовая, донизу, ненадолго, обнял, христианин, иконопись, вечеря
Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.
Знаме́ние, зимо́вщик,за́светло, заиндеве́ть, вероиспове́дание, кладова́я, до́низу, ненадо́лго, обнял, христиа́нин, иконопись, ве́черя.
[знам’эн’ийэ], [кладава’йа], [дон’изу]
Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный | мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит. |
2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить. | гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал. |
Античная мифология, классический язык, врожденный ум, прирожденный талант, гостеприимный хозяин, радушный человек, хлебосольный прием, пагубное влияние, губительное действие, единый миг, один момент, долгий путь, долговременный кредит, длительный период, продолжительные сборы, выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибку, устранить недостатки, найти поддержку, обрести опору, наложить отпечаток, оставить след, обнаружить закономерность, открыть закон, доказать теорему, обосновать теорию, предвещать поражение, предсказать успех, расширить возможности, повысить потенциал.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.
Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.
Добрый человек, добротный работник, дружеский коллектив, дружественный визит, дефектная речь, дефективный ребенок ,конструкторский отдел, эффективный выход, эффективный метод ,блудить в лесу ,блуджать по улице ,отражать ситуацию ,отображать реальность ,проводить эксперимент ,производить продукцию ,представить гостя ,предоставить слово ,опробовать на себе ,апробировать средство ,укрывать одеялом ,скрывать правду ,осудить за действите ,обсудить планы на будущее ,новинка литературы ,собирать урожай ,высокая урожайность ,странное существо ,сущность бытия.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.
А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)
Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)
В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)
Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)
· К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.
· Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.
· Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.
· Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.
· Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.
Ответ:
Большинство слов русского литературного языка может употребиться в любом стиле речи.
Из текста Б мы узнали о происхождении прилагательного – синий.
Из текста В мы узнали, почему у красногрудых птиц название снегирь.
Из текста Г получаем информацию о происхождении слова витамин и его значении в жизни человека.
Все тексты относятся в научному стилю речи , так как передают читателю научную информацию.
Общеславянскими (или праславянскими) называются слова, унаследованные древнерусским языком из языка славянских племен, занимавших к началу нашей эры обширную территорию между средним течением Днепра, верховьями Западного Буга и. Вислы.
Су́ффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») в лингвистике — вид аффикса, обычно располагающийся после корня. Фактически является не флексией, а разновидностью постфиксов. Противопоставление флексий постфиксам характерно индоевропейским и грамматически схожим с ними языкам. В русском языке при помощи суффиксов чаще всего
происходит словообразование с переходом одной части речи в другую.
Суффиксы в русском языке делятся на две группы.
Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Осно́ва — неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение. В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего суффикса: сосн-а, пустын-я, восьм-ой, наш-а, занимательн-ый, чита-л. В неизменяемых словах основа равна слову: высоко, мечтая.
Слова в текстах употребляются в прямом значении.
Лексика терминологическая. Для научного стиля речи характерны сложные предложения.
Снегирь — красно солнышко.
Снегирь — виден по полёту.
Снегирь — первая птица зимой.
До чего красив снегирь, солнце рядом тускнет вмиг.
За ягодами пойдешь – здоровье найдешь.
Зелень на столе – здоровье на 100 лет.
Яблоко на ужин и врач не нужен.
Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.
Лук от семи недуг.
Противным лечат, а приятным губят.
Речи, как мед, а дела, как полынь.
Речи слышим, а сердца не видим.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Речи королевские, а дела нищенские.
Красна речь слушаньем.
Один говорит - красно, двое говорят - пестро.
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.
Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, выдержан... бри, опасн... динго, красив... драпри, ярк... индиго, юн... кабальеро, больш... гну, забавн... гризли, крошечн... колибри, бескрыл... киви-киви, остроумн... конферансье, маленьк... кули, прохладн... мацони, уважаем... кюре, сочн... манго, молод... марабу, сед... маэстро, прекрасн... пери, стар... рантье, заброшен... ранчо, матов... габбро, справедлив... рефери, маленьк... цеце, увлекательн... шоу, установлен... эмбарго.
Вульгарное арго (ср. р.),
Рискованное антраша (ср. р.),
Звучащее банджо (м. р.),
Выдержанный бри (м .р )
Опасный динго (м. р)
Красивое драпри(ср. р)
Яркое индиго(ср. р)
Юный кабальеро(м. р)
Большой гну (м. р )
Забавный гризли (м .р )
Крошечный колибри (м . р)
Бескрылая киви-киви (ж . р)
Остроумный конферансье (м .р)
Маленький кули (м .р)
Прохладная мацони (ж. р)
Уважаемый кюре (м .р)
Сочное манго (ср. р.),
Молодой марабу(м. р)
Седой маэстро(м. р)
Прекрасная пери(ж. р)
Старый рантье(м .р)
Заброшенное ранчо(ср .р)
Матовое габбро(ср .р)
Справедливый рефери(м. р)
Маленькая цеце (ж .р)
Увлекательное шоу(ср. р)
Установленное эмбарго (ср. р)
Здание 6. (максимальное количество баллов – 5 баллов)
Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль текста и тип текста, докажите свою точку зрения. Укажите известные вам орфограммы и пунктограммы. Напишите рецензию на данный отрывок.
Про то что в (М,м)ертвом море можно читать газету написа(н,нн)о во всех справочниках всех пут_водителях всех брош_рах всех стран мира на всех мысл_мых языках. Для наглядност_ часто печатают и фотографию (н_)кто толстый в очках улыбаясь покач_ваясь на воде как если бы он сидел дома в кресл_ действительно читает. Мертвая вода самое действенное в мире средство от кожных болезней и едва(ли) (н_)половина стр_дальцев (на)всегда вылечивается после мес_чного курса на (с,з)дешних курортах. Курорты (н_)дешевы но кам_нистые берега обширны пусты(н,нн)ы и бе_платны для всех а езды сюда от Иерусалима сорок минут.
С детства помню вопрос из Занимательной географи_ в каком море нельзя утонуть? Утонуть в (М,м)ертвом море правда так же затруднит_льно как нырнуть с надувным кругом вода в десять раз соло(н,нн)ее (С,с)ред_земноморской выталкивает (на)верх. За(то) если капля ее поп_дет в глаз человек потом годы ра(с,сс)казывает об этом пр_ятелям наглядно изобр_жая перенесе(н,нн)ые им ужасы и муки. На вкус она горька и соло(н,нн)а так что этого то(же) (н_)забуд_шь. Купальщики (н_)брызгаются а торжестве(н,нн)о и стра(н,нн)о плавают в сидяч_м положени_ как если бы под ними были (н_)вид_мые стулья. На берегу к_русели с прес_ной водой после моря и душа ощущение полного перерождения как(будто) вам дали новое легкое (н_)ноше(н,нн)ое тело с ш_лковой кож_й. И (н_)возможно (н_)вспомнить (н_)задумат_ся о темн_м смысл_ сказк_ о ворон_ который должен был куда(то) слетать и пр_нести мертв_й воды и живой воды что(бы) во_кресить убитого. И (н_)возможно (н_)думать о всех и_целениях во_крешениях пр_ображениях которыми полна история этой земли.