ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Байбородина Юлия Владимировна
-
Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.
Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.
А. Адлер отрицал положение З. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. «Я», согласно Адлеру, представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений:
1) фиктивного финализма;
2) стремления к превосходству;
3) чувства неполноценности и компенсации;
4) общественного интереса;
5) стиля жизни;
6) творческого «я».
Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человекасвязан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.
Теория К.Г. Юнга,которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д. К.Г. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного. Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов:
1) коллективного бессознательного;
2) индивидуального бессознательного;
3) сознания.
Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Эгособирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона– эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус(у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость– центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности».
-
Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.
По Фрейду, индивидом движут инстинкты, которые заставляют его совершать те или иные поступки. Два из них играют определяющую роль:
-
либидо (жизненная энергия); -
инстинкт смерти (агрессивная энергия).
Особенность теории Фрейда в том, что она, по большей части, направлена на изучение либидо и сексуальной природы человека. Так как либидо тесно связано с переживаниями, поведением и эмоциями человека, оно может быть причиной расстройства психики.
В основе теории психоанализа лежит понимание психической природы человека как непрерывной и последовательной системы. Согласно такому принципу устройства психики, любые мысли, желания и поступки имеют свои причины и характеризуются сознательными или бессознательными мотивами. Также Фрейд полагал, что все прошедшие события и поступки оказывают влияние на жизнь человека в будущем, между прошлым и будущим всегда есть связь, даже если она неявная.
-
Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?
Лично мое мнение, что для человека физиологические потребности не всегда стоят на нижнем уровне, зачастую бывает, что именно потребность в безопасности и защите имеет первостепенную роль. Также я бы поменяла местами потребность в уважении и признании на потребность в самовыражении, так как жизнь в современном мире вносит свои коррективы и меняет приоритеты. Не может человек реальзовать высшие потребности ,минуя реализацию базовых. Соответственно, моя бы пирамида потребностей выглядела так:
4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?
Наверное, наибольший интерес на меня произвела поведенческая теория личности, представленная Уотсоном, Скиннером, Бандура, Роттером. Поведенческая теория личности имеет еще и другое название - " наученческая", поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого " фасада" нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.
В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают.
Таким образом, в рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, - с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная
иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.