Файл: Литература xviii века программа практических занятий Требования к зачету по дисциплине Русская литература xviii века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русская литература XVIII века: программа практических занятий
Требования к зачету по дисциплине «Русская литература XVIII века»
-
Посещение лекций (10 баллов). -
Посещение семинаров (10 баллов). -
Выполнение обязательных домашний заданий к семинарам (20 баллов). -
Подготовка доклада по выбранной теме (20 баллов). -
Письменная зачетная работа (40 баллов).
Допуск к зачету – посещение лекций, семинаров и выполнение домашних заданий (не менее 60%).
Минимальный балл для выставления зачета – 60 баллов.
Литература по курсу:
Бухаркин, П. Е. История русской литературы XVIII века (1700-1750-е годы). СПб, 2013.
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. URL: https://e.lanbook.com/book/99557 (обе части по ссылке)
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высш. учебн. заведений. М.: Учпедгиз, 1939. 526 с.
Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. URL: http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/index.html
Практическое задание № 2 «Литература и культура XVIII века: традиции и новаторство»
Основные положения:
-
Союз четырех начал: путешествие, политика, культура, наука. -
Оппозиции: сакральное – мирское, старое – новое, свое – чужое, Россия – Запад в эстетическом сознании эпохи. -
Риторический принцип организации текста и его роль в становлении новой культуры (панегирик, проповедь, слово, публицистика). -
Новый социокультурный облик русского писателя и его роль в секулярной эстетической парадигме (Ф. Прокопович).
Литература для конспектирования:
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1. Раздел «Литература начала XVIII века (главы: Общая культурная ситуация; Барокко и/или предклассицизм)».
Индивидуальное задание: подготовить доклад «Феофан Прокопович: литературная, политическая и духовная деятельность»
Рекомендуемая литература:
Бухаркин, П. Е. История русской литературы XVIII века (1700-1750-е годы). СПб, 2013.
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017.
Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высш. учебн. заведений. М.: Учпедгиз, 1939. 526 с.
Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000.
Тексты: Феофан Прокопович «Слово на погребение Петра Великого», стихотворения «О суетный человече, рабе неключимый...», «За могилою рябою» (http://az.lib.ru/p/prokopowich_f/)
Самостоятельная работа на семинаре.
Практическое занятие № 3 «Сатиры А. Д. Кантемира»
Анализ сатиры.
Разделиться на 10 групп в соответствии с 10 сатирами Кантемира и письменно ответить на вопросы:
-
Сформулируйте главную идею для каждой сатиры и проследите, каким путем автор подводит читателя к уяснению этой идеи. -
Составьте план сатиры. -
Причины создания сатиры. -
Определите основные приёмы создания сатирического образа (саморазоблачение, гиперболизация главного нравственного качества, портрет, художественная деталь, антитеза и т.д.). -
Какова роль авторских комментариев к сатирам?
Литература (только прочитать, на ее основе выполнить практическое задание):
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1. Раздел «Антиох Дмитриевич Кантемир (глава «Сатиры Кантемира»)».
Тексты: https://rvb.ru/18vek/kantemir/toc.htm (обратить внимание на примечания Кантемира).
Практическое занятие № 4 «Реформа русского стихосложения»
Задание:
Охарактеризуйте (письменно, можно в виде таблицы) позиции Тредиаковского, Ломоносова по следующим вопросам:
-
система стихосложения -
метр, размер -
рифма -
наиболее характерный (излюбленный) вид стиха (выписать примеры).
Литература:
-
Тредиаковский, В.К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.; Л., 1963. -
Ломоносов, М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1986.
Групповое задание (2 группы в соответствии с реформами): оформить конспекты реформ в виде тезисов, для каждого положения из трактатов подобрать примеры из творчества Ломоносова, Тредиаковского и др. писателей XVIII века.
Тексты по http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/, http://az.lib.ru/t/trediakowskij_w_k/
Самостоятельная работа на семинаре.
Практическое занятие № 5 «Поэтика оды М.В. Ломоносова»
Основные положения:
1. Определение и жанровые разновидности оды.
2. Поэтика оды: тематика, композиция, особенности словоупотребления, типология художественной образности, характерные художественные образы.
Литература для конспектирования:
-
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1. Раздел «Михаил Васильевич Ломоносов (глава «Оды Ломоносова как система и смежные с ними жанры»)»
Задание (для всех): Подготовить таблицу основных художественных приемов создания оды (стихотворный размер, жанр, тема) и средств художественной выразительности с примерами из указанных од Ломоносова.
Тексты: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». «Ночною темнотою...». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреонтом», «Кузнечик дорогой…», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
Практическое занятие № 6 «Театр XVIII века»
Подготовить доклад на одну из предложенных тем:
-
Первый публичный государственный театр (Москва). -
Создание русского государственного профессионально театра в середине XVIII века -
Первый русский профессиональный театр Ф. Волкова (Ярославль) -
А. П. Сумароков как директор Петербургского государственного театра -
драматург Я. Б. Княжнин, -
«Жанр комической оперы» в русской литературе -
драматургическое творчество В. И. Лукина -
комедии П. Н. Плавильщикова -
драматургия В. В. Капниста -
Крепостные театры в России.
Рекомендуемая литература:
-
Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. Разделы: «Комедия нравов» в творчестве В. И. Лукина (С. 150–166); Поэтика русской стихотворной комедии: «Ябеда» В. В. Капниста (С. 263–280). -
Моисеева, Г. Н. Пути развития драматургии XVIII века // Русская драматургия XVIII века. М., 1986. С. 5–22. -
О Сумарокове – Петербургский театральный журнал: https://ptj.spb.ru/archive/2/in-opposite-perspective-2/otec-iuchreditel-pravilnyx-rossijskix-zrelishh/ -
О Я. Б. Княжнине - http://www.textologia.ru/literature/literatura-rossii/stanov-russ-lit-xvii/tvorchestvo-yakova-borisovicha-knyazhnina-i-ego-svoeobrazie/5656/?q=471&n=5656
Тексты Княжнина:
https://rvb.ru/18vek/knyazhnin/comedies/03article/intro_comm.htm
-
Немировская, И. Д. Поэтика русской комической оперы XVIII века - https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-russkoy-komicheskoy-opery-xviii-veka -
Стенник, Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: https://imwerden.de/pdf/stennik_zhanr_tragedii_v_russkoj_literature_klassitsizma_1981__ocr.pdf -
История русского драматического театра : [в 7 т.] / редкол.: Е. Г. Холодов (гл. ред.) [и др.]. — 2-е изд. — М. : Искусство, 1977—1987. -
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высш. учебн. заведений. М.: Учпедгиз, 1939. 526 с. -
Театральная энциклопедия / Под ред. П. А. Маркова. — М.: Советская энциклопедия, 1961-1967. -
Старикова, Л. М. Панорама театрально-зрелищной жизни русских столиц в петровскую эпоху // Вопросы театра. 2017. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panorama-teatralno-zrelischnoy-zhizni-russkih-stolits-v-petrovskuyu-epohu (дата обращения: 27.01.2023). -
Моисеева Г. Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986. -
Ранняя русская драматургия (XVII – первой половины XVIII в.). М.: Наука, 1972. URL: https://old-rus-imli.ru/ru/publikatsii/2019-04-03-11-46-19 (дата обращения: 27.01.2023). -
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1.
Практическое занятие № 7 «Трагедия А.П. Сумарокова "Дмитрий Самозванец"»
Анализ текста трагедии: ориентируясь на образец, выписать цитаты из текста трагедии (2-3 цитаты для каждого пункта):
-
сущность трагического конфликта и его разрешение в трагедии (устно); -
противопоставление Димитрия как не-личности положительным героям как личностям (письменно); -
идея «праведной» (самодержавие) и «неправедной» (самовластье) власти и ее художественное изображение в трагедии; представления об идеальном государстве и настоящем монархе, о Законе и Истине в трагедии (письменно); -
тема «народного права» (письменно).
Образец:
Праведная власть (самодержавие):
«Самодержавие – России лучша доля»;
«Блажен на свете тот порфироносный муж,
Который не теснит свободы наших душ».
Индивидуальное задание: подготовить доклад «Художественные и идейные принципы трагедий Сумарокова».
Рекомендуемая литература:
-
Александр Петрович Сумароков: Жизнь и творчество. Сборник статей и материалов. М., 2002. -
Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. С. 114 – 149. -
Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высш. учебн. заведений. М.: Учпедгиз, 1939. 526 с. -
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века : учебник : в 2 частях / А. Н. Пашкуров, А. И. Разживин. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА. Часть 1. 2017. 408 с.
Практическое занятие № 8 «Жанр комедии. Д.И. Фонвизин "Недоросль"»
Анализ текста комедии:
-
Обобщить (письменно) основные положения концепции «идеального человека» Д.И. Фонвизина (действие третье, явление I; действие пятое, явление I). -
выписать словесный ряд, организующий мотив «скотства» (все определения и предикации, связанные с понятием животное или скот); -
обратить внимание на речь Вральмана и на то, какое значение приобретают в пьесе неправильно произнесенные слова; -
найти ответ на вопрос: что означают имена персонажей (Простаковы, Митрофанушка, Стародум).
Индивидуальное задание
:
1. Прочитать и выписать основные положения и определения:
а). статья «Скот» из книги св. Тихона Задонского «Сокровище духовное»;
б) раздел «Животное, скот» из «Опыта российского сословника» Д.И. Фонвизина;
в). «Письмо Тараса Скотинина к родной сестре его» из журнала «Друг честных людей, или Стародум» Д.И. Фонвизина.
Практическое занятие № 9 «Русская журналистика и публицистика XVIII века»
Подготовить доклады на тему:
-
Адская почта (издатель Ф. А. Эмин, 1769) -
Всякая всячина (редактор Г. В. Козицкий, среди авторов Екатерина II, 1769—1770) -
Детское чтение для сердца и разума (1785—1789) -
Живописец (редактор Н. И. Новиков, 1772—1773) -
Зритель (редактор И. А. Крылов, 1792) -
Московский журнал (издатель Н. М. Карамзин, 1791—1792) -
Полезное увеселение (издатель М. М. Херасков, 1760—1762) -
Почта духов (редактор И. А. Крылов, 1789) -
Трудолюбивая пчела (издатель А. П. Сумароков, 1759)
Рекомендуемая литература:
-
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 1. (Раздел «Русское просвещение 1760-1790-х годов»). -
Лебедева, О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. (Главы «Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. как индикатор жанровых тенденций в литературе переходного периода», «Пародийные жанры в творчестве И.А. Крылова (1769—1844)»). -
Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1939. (Глава «Русское вольтерианство. Сатирическая журналистика. Официальная литература»).
Практическое занятие № 10 «Поэзия Г.Р. Державина»
Основные положения:
-
Какова роль Державина в развитии русской литературы и прежде всего поэзии? -
В чем состоит своеобразие поэтического «языка» Державина? -
Каковы основные мотивы и темы поэзии Державина (с примерами из его произведений)?
Литература для конспектирования:
-
Аверинцев, С. С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996. С. 763 – 780; или: // Державин Г. Р. Оды. Л., 1985. С. 5–20. -
Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Раздел «Гаврила Романович Державин (главы: «Общежительная ода» как феномен. Система од Державина; Поэтика Державина: диалог литературных направлений»)).
Задание (для всех): Подготовить таблицу основных художественных приемов создания оды (стихотворный размер, жанр, тема) и средств художественной выразительности с примерами из указанных од Державина.