Файл: Литература xviii века программа практических занятий Требования к зачету по дисциплине Русская литература xviii века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тексты: «Фелица», «Лебедь», «Памятник», «Ласточка», «Русские девушки», «Кузнечик», «Тоска души», «Бессмертие души», «Евгению. Жизнь Званская»

Практическое занятие № 11 «"Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина в истории русской культуры»

Анализ текста:

Прочитать 2 главы на выбор и письменно ответить на вопросы (с примерами из текста):

  1. Каким предстает образ Европы в «Письмах»?

  2. Как путешественник описывает свои впечатления от увиденного, на что обращает внимание?

  3. Какую лексику использует путешественник, чтобы описать свои впечатления?

Литература для конспектирования:

  1. Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Раздел «Николай Михайлович Карамзин (глава «Письма русского путешественника»)).

  2. Лотман, Ю.М., Успенский, Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 561–566. (скан у преподавателя!)

Индивидуальное задание: подготовить доклад

  1. Путешествие литературное и географическое: общие и различные черты

  2. Жанр хождения: специфика изображения Востока и Запада

  3. Повести русских послов как новый вид путешествия

Рекомендуемая литература:

Лихачев, Д. С. Путешествия на Запад [в русской литературе второй половины XVII в.] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. Т. II. Ч. 2. Литература 1590-х — 1690-х гг. — 1948. — С. 420—427. URL: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/i22/i22-4202.htm

Прокофьев, Н.И. Литература путешествий XVI–XVII вв. // Записки русских путешественников XVI–XVII вв./Сост., подгот. текстов, коммент. Н.И. Прокофьева, Л.И. Алехиной; вступ. ст. Н.И. Прокофьева. – М.: Сов. Россия, – 1988. – С. 5-20.  – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/xvi-xvii-.-1988/page/n5/mode/2up

Гуминский, В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь / М.: Советской энциклопедии, 1987. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=855356

Практическое занятие № 12 «"Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева: поэтика, структура и семантика текста»


Анализ текста.

Прочитать 2 главы на выбор и письменно ответить на вопросы (с примерами из текста):

  1. Какова роль архаической лексики в книге А. Н. Радищева?

  2. Как путешественник описывает свои впечатления от увиденного, на что обращает внимание?

  3. Каковы основные мотивы «Путешествия из Петербурга в Москву»?

Литература для конспектирования:

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Раздел «Александр Николаевич Радищев (весь, кроме вступительной биографической части, ее можно только прочитать)).

Самостоятельная работа на семинаре.

Практическое занятие № 13 «Эстетика и поэтика сентиментализма

в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"»

Анализ текста:

Прочитать повесть «Бедная Лиза» и письменно ответить на вопросы (с примерами из текста):

  1. Что становится предметом изображения в «Бедной Лизе»?

  2. Функции пейзажа для раскрытия чувств героев.

  3. Какую роль играют авторские комментарии и отступления в развитии сюжета повести?

Литература для конспектирования:

Топоров, В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995 (главы «Карамзин в контексте времени» (С. 23–44) и «Рассказчик-автор» (С. 80–89)). URL: https://www.klex.ru/n01

Индивидуальное задание: подготовить доклад

  1. Имя Лиза в истории русской литературы

  2. «Бедная Лиза» как идиллия

Рекомендуемая литература:

Головченко, Г.А. Образ девушки Лизы как один из сквозных образов классической русской литературы // Язык. Словесность. Культура. – М. : Аналитика Родис, 2013. – № 6. – C. 89–104.

Ляпушкина, Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1996. – С. 54-65. (скан у преподавателя!)

Практическое занятие № 14 «Русская женская поэзия»

Выбрать одно стихотворение автора, указанного ниже, и письменно проанализировать его согласно плану:

  1. Жанр;

  2. Тема;

  3. Основные мотивы и образы;

  4. Средства художественной выразительности и их роль;

  5. Лексика и ее роль;

  6. Образ лирического героя и средства его создания.

Тексты

: М. Поспелова, Е. Долгорукова, А. Жукова, Е. Неелова, Ек. Сумарокова-Княжнина, П. Жемчугова-Шереметьева, А. Турчанинова.

Стихотворения поэтесс необходимо представить с короткой биографической справкой.

Тексты стихотворений не должны повторяться, все авторы должны быть представлены на семинаре.

Литература (только прочитать, на ее основе сделать анализ):

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Главы «Идиллические мотивы в женской поэзии…», «Семейная поэтика в русской женской лирике сентиментализма»). – обратить внимание на литературу по истории женской поэзии.

Практическое занятие № 15 «Русская "легкая поэзия"»

Выбрать одно стихотворение автора, указанного ниже, и письменно проанализировать его согласно плану:

  1. Жанр;

  2. Тема;

  3. Основные мотивы и образы;

  4. Средства художественной выразительности и их роль;

  5. Лексика и ее роль;

  6. Образ лирического героя и средства его создания.

Тексты: песни А.П. Сумарокова, любовные вирши В.К. Тредиаковского, И.И. Дмитриев, А. Ржевский, Ю. Нелединский-Мелецкий, А. Мерзляков, М.Н. Муравьев, Г.А. Хованский, Е.П. Люценко, Н.М. Карамзин, И. Богданович.

Тексты стихотворений не должны повторяться, все авторы должны быть представлены на семинаре.

Литература (только прочитать, на ее основе сделать анализ):

Пашкуров, А. Н. История русской литературы XVIII века. М., 2017. Часть 2. (Раздел «Русская "легкая поэзия"» – для всех; также есть разделы по другим указанным авторам, при необходимости их также прочитать для анализа).