Файл: «Направления социальной защиты населения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Предметы социальной защиты и их структура: организация и нормирование труда, вопросы найма и увольнения персонала, механизмы компенсации утраты трудоспособности, организация медицинского и социально-бытового обслуживания, механизм поддержки безработных;

5. Типы и принципы социальной защиты, которые характеризуют степень исполнения социальной взаимопомощи социальной справедливости.

В систему социальной поддержки и защиты входят комплекс законодательных актов, мероприятий, организаций, которые обеспечивают осуществление социальной защиты населения: 1) социальное обеспечение; 2) социальное страхование; 3) социальная помощь; 4) социальные гарантии[10].

Рассмотрим каждое из этих понятий.

Социальное обеспечение - это одна из форм реализации социальной политики государства. Оно направлено на материальное обеспечение особо нуждающихся и уязвимых членов общества. Социальное обеспечение финансируется из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Социальное обеспечение вступает в силу в случаях болезни, многодетности семьи, потери кормильца, по причине возраста и другие. В эту категорию входят пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком, бесплатные и льготные ясли, детские сады, летние школы и лагеря, семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях. Также по законодательству к этой категории относятся предоставление бесплатной или льготной протезной помощи, средств передвижения для инвалидов, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидам. Очень часто в рыночной экономике понятия социальное обеспечение заменяется понятием социальная защита. Это связано с тем, что часть системы социального обеспечения в рыночных условиях не функционирует, и ее элементы передаются в систему социальной защиты населения.

Следующая форма социальной поддержки населения – это социальное страхование. Оно обеспечивает реализацию прав экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Социальное страхование защищает экономически активное население от социальных рисков. При этом возмещение ущерба происходит согласно принципу коллективной солидарности. К социальным рискам, связанным с потерей дохода, в этом случае относят болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, смерть кормильца. Социальное страхование финансируется из внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. В системе социального страхования выделяют два вида страхования:


1) обязательное социальное страхование, которое реализуется при поддержке государства и государственных фондов;

2) добровольное социальное страхование, которое осуществляется без государственных средств.

Обязательное социальное страхование - одна из основных форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование закрепляется законом. Эта система правовых, экономических и организационных прав, которые создаются государством и направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения экономически активных граждан. В систему обязательного социального страхования входят: пенсии по старости; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пособие повременной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; пособие по безработице; пособие на санаторно-курортное лечение; оплата медицинским учреждениям расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу медицинской помощи[11].

Добровольное социальное страхование основывается на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи. Этот вид страхования реализуется без финансового обеспечения государства. Закон определяет объекты и условия страхования, но сама система функционирует на добровольном начале. Добровольное социальное страхование отличается от обязательного. Во-первых, оно не охватывает всех, а только выборочно тех, кто согласен участвовать в нем. Во-вторых, добровольное страхование ограничено по времени условиями контракта. Также среди отличий можно назвать принцип самоуправления, демократизм управления фондами, партнерство работодателей и работников и зависимость выплат от уровня дохода. Существуют различные виды добровольного страхования в зависимости от социальных рисков. Среди них можно выделить следующие категории: от несчастного случая; имущественное страхование; медицинское страхование; страхование личной ответственности[12].

Социальная помощь - это система мер и мероприятий по оказанию помощи нуждающимся людям. Социальная помощь может осуществляться как в материальной форме, так и в физической, социально-бытовой, правовой, психологической. Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. Как правило, нормы социальной помощи и методы регулирования устанавливаются законом. Социальная помощь оказывается в виде социального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров[13].


Под социальным пособием понимается безвозмездная выдача гражданам определенной суммы на их нужды за счет средств соответствующих бюджетов. Субсидии - полная или частичная оплата гражданам, имеющая целевое назначение. Компенсации - это возмещение ущерба или расходов, произведенных гражданами. Размер компенсации устанавливается законодательством.

Социальная помощь в натуральной форме может выдаваться продуктами питания, медикаментами, одеждой. Социальная помощь выдается малоимущим семьям или малоимущим одиноким людям, чей доход ниже минимальных стандартов. Также социальная помощь может оказываться единовременно или в течение установленного срока. Размер этой помощи зависит от суммы доходов ее получателей. Для того чтобы получить социальную помощь, нужно обратиться с письменным заявлением в органы социальной защиты. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

В этой категории также выделяют понятия социальное обслуживание
и социальная работа. Под социальной работой понимается, работа, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты наиболее уязвимых и социально-слабых членов общества. Социальным обслуживанием называют деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальные гарантии - совокупность социально-экономических и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших социально-экономических прав и свобод. Социальные гарантии предоставляют социальные блага и услуги, независимо от трудового вклада или нуждаемости. Эти гарантии основываются на принципе распределения по потребностям имеющихся ресурсов. К социальным гарантиям относят: гарантированное бесплатное медицинское обслуживание; общедоступное бесплатное образование; минимальный размер оплаты труда, пенсий, стипендий; социальные пенсии по инвалидности, лицам без трудового стажа, сиротами.

Выводы

Социальная защита - это целостная система законодательно закрепленных социальных гарантий и механизмов их реализации, которые обеспечивают каждому члену общества достойный уровень жизни и реализацию своих основных социальных и гражданских прав, ограждают от деградации в экономической, социальной и физической жизни по причине неожиданного и резкого ухудшения обстановки, страха перед потерей здоровья и жизни и невозможностью реализовать свой труд и гражданский долг перед обществом.


Основными субъектами социальной защиты являются государство, профессиональные союзы, ассоциации работодателей, общественные объединения, а также наиболее активные и образованные личности. Главная роль отводится государству, которое регламентирует законодательно деятельность иных субъектов социальной защиты; имеет огромный ресурсный потенциал для оказания различного рода социальных услуг определенному обществу. Основными объектами социальной защиты являются: население страны в целом; отдельные группы и страты населения; социально-уязвимые группы населения.

В систему социальной поддержки и защиты входят комплекс законодательных актов, мероприятий, организаций, которые обеспечивают осуществление социальной защиты населения: социальное обеспечение; социальное страхование; социальная помощь; социальные гарантии.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Государственные органы системы социальной защиты населения в Российской Федерации

Система управления социальной защитой в большинстве стран и в России строится по схеме «взносы-фонды-выплаты» (накопительное финансирование пенсий, а не финансирование за счет текущих взносов), поэтому если брать во внимание всю систему, включая первоначальный этап (взносы), то взаимосвязи усложняются и управляющая система представляет собой совокупность элементов, включающих государственные социальные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, налоговые инспекции, работодателей, работников.

Структура управления социальной защитой сегодня выглядит так, как представлено на рис. 4.

Рисунок 4. Существующая структура управления социальной защитой населения в России

Анализируя схему, представленную на рис. 4, можно придти к выводу, что многие функции социальной защиты дублируются и усложняются, что ведет к избыточному их финансированию. Например, один и тот же страховой случай (заболевание) обслуживается двумя внебюджетными фондами - ФОМС (оплата лечения) и ФСС (оплата больничных листов). Усложнение системы управления социальной защитой во многом обусловлено старением населения. Так, изменение структуры здравоохранения произошло в связи с появлением геронтологической помощи.


Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения, оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения, социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

Исполнительными органами государственной власти в структуре социальной защиты населения так же являются: управления социальной защитой населения, комитеты управления, отделов департаментов социальной защиты населения в составе местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как: центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населения; центр или отделение, осуществляющие социальную помощь па дому, отделения дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов; центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних; центр помощи детям, оставшимся без родителей.