Файл: «Направления социальной защиты населения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • норматив финансирования из федерального бюджета расходов на одного человека, которому предоставляется социальная услуга по пользованию лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, недостаточен. То же самое касается обеспечения детей-инвалидов специализированным лечебным питанием. Недостаточность норматива приводит к необходимости ежегодно привлекать дополнительные средства;
  • частые случаи неисполнения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок льготного лекарственного обеспечения, уполномоченными должностными лицами, а также аптеками и лечебно-профилактическими организациями;
  • несвоевременные или недостоверные списки граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, что приводит либо к позднему включению в областной регистр региональных льготников, либо невключению вообще (или, напротив, включение тех граждан, которым данная мера социальной поддержки не положена, поскольку они не удовлетворяют необходимым критериям). Это приводит к снижению качества планирования бюджетных расходов;
  • частые случаи нескоординированной работы по льготному лекарственному обеспечению со стороны Минздрава, органов управления здравоохранения, лечебно-профилактических учреждений, аптечных организаций, а также поставщиков лекарственных препаратов;
  • недостаточность контрольных функций Минздрава, сводящихся на настоящий момент только к рассмотрению и утверждению заявок на поставку льготных лекарственных препаратов;
  • недостаточность контроля со стороны уполномоченных органов за назначением и выдачей льготных лекарственных препаратов;
  • снижение требований к органам управления здравоохранением и поставщикам лекарственных препаратов со стороны Минздрава;
  • исключение аптечных организаций из сферы влияния Минздрава.

Для устранения выявленных проблем представляется необходимым принять комплекс соответствующих мер, а именно:

  • постоянная актуализация списков граждан, включенных в областной регистр региональных льготников, проверка списков на соответствие;
  • на льготное лекарственное обеспечение должен распространяться принцип страхового случая, если дело касается детей-инвалидов, а также граждан, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями;
  • внедрение новой целевой программы, направленной на больных онкологическими заболеваниями, бронхиальной астмой и диабетом;
  • ревизия нормативно-правовых актов, содержащих требования к предоставлению плановых и дополнительных заявок на льготные лекарственные препараты, с целью обеспечения единого подхода;
  • увеличение количества рецептурно-производственных отделов, а также открытия пунктов отпуска сильно действующих лекарственных препаратов (в первую очередь препаратов, позволяющих облегчить паллиативный уход за больными – наркотические обезболивающие средства);
  • расширение сети аптечных организаций, принимающих участие в системе льготного лекарственного обеспечения.

Что касается социальной политики в целом, то основные цели и задачи ее улучшения представлены на рис. 6.

Рисунок 6. Основные цели и задачи повышения эффективности социальной защиты

Прежде всего, должна быть проведена полная комплексная инвентаризация по следующим направлениям: видов деятельности государственных и муниципальных учреждений; имущественного комплекса учреждений. После этого должен быть сформирован единый перечень государственных и муниципальных услуг и работ по каждому ведомству. Государственные и муниципальные учреждения должны стимулироваться на оказание платных услуг и переходу к нормативно-подушевому финансированию. Должна быть повсеместно в государственных и муниципальных учреждениях внедрена новая система оплаты труда – по результатам деятельности.

Неэффективность государственных и муниципальных учреждений социальной сферы может выявляться по критериям, представленным на рис. 7. После того, как то или иное государственное или муниципальное учреждение социальной сферы признается неэффективным, необходимо выявить основные причины этой неэффективности.

Рисунок 7. Критерии неэффективности учреждений социальной сферы

Перечень основных причин неэффективной деятельности государственных и муниципальных учреждений представлен на рис. 8. После того, как установлена причина неэффективности учреждения, может быть предпринят комплекс мер по повышению эффективности. В случае невозможности по тем или иным причинам повысить эффективность учреждения, оно может быть реструктурировано или перепрофилировано.

Также для повышения эффективности социальной политики в социальной сфере необходимо принятие мер по реструктуризации и ревизии социального законодательства. Причем реструктуризации и ревизия должны быть проведены не на уровне региона, а на федеральном уровне. Последствия реструктуризации позволят повысить эффективность социальной политики во всех регионах.

Рисунок 8. Основные причины неэффективности учреждений социальной сферы

Реструктуризация и ревизия соци­ального законодательства может быть реализована: путем перевода всех социальных выплат в единое пособие по нуждае­мости, ликвидировав многообразные компенсации (например, субсидии на жилье и коммунальные платежи, транспорт, связь и на прочие услуги ве­теранам и другим бенефициарам); посредством перевода непро­фильных финансовых обязательств (например, расходов по Закону «О ста­тусе военнослужащих»[17]) в соответству­ющие статьи госбюджета.


Не менее важно провести ревизию Трудового кодекса[18]. На настоящий момент кодекс содержит ряд норм, относящихся к системе социальной защиты (в частности, обя­зательства работодателей выплачивать зарплату работникам с учетом район­ных коэффициентов, в том числе и по обязательствам в отношении менедж­мента). Это увеличивает экономичес­кую нагрузку на предприятия, снижая в конечном счете конкурентоспособ­ность их продукции.

Еще одной мерой повышения эффективности является обязательная адресность системы социальной помощи. Развитие адресной системы пре­доставления социальной помощи предполагает переход на заявительный принцип. Для предотвращения возможности получения пособий по раз­ным основаниям необходимо:

  • создать единые формы учета по всем муниципальным образованиям области по полу­чателям социальной помощи;
  • определить в соответствующих нормативно-правовых актах, что единственным основанием получения социальной помощи (в том числе, всех видов льгот по проезду на транспорте, оплате коммунальных услуг) яв­ляется низкий уровень жизни, то есть бед­ность;
  • сформировать систему опера­тивного обмена административными данными между органами социальной защиты населения.

Поиск путей повышения эффективности социальной политики в социальной сфере показал, что изменения на региональном уровне возможны. При этом в ряде случае необходимы направленные усилия, прежде всего, на федеральном уровне (например, в случае реструктуризации и ревизии законодательной базы).

Выводы

Выявленные противоречия в действующей системе социальной защиты населения позволяют сформулировать основные направления ее трансформации с целью обеспечения условий для модернизации экономики России. По-нашему мнению, следует, во-первых, разработать механизмы формирования достойных по уровню доходов, их социально справедливое перераспределение. Необходимо довести стоимость труда в цене готовой продукции до 40 — 60%, что сопоставимо со странами с развитой рыночной экономикой.

Во-вторых, необходимо обеспечить вывод зарплаты из тени, что вместе с увеличением доли оплаты труда и отменой плоской шкалы налогообложения значительно увеличит ресурсы на финансирование социальной сферы.

В-третьих, одновременно с ростом доходов граждан и выравниванием их уровня, следует укреплять систему социальной защиты, основанную преимущественно на страховых принципах финансирования. Вместе с тем, принимая во внимание сложность демографической обстановки в стране, в настоящее время, в целях обеспечения финансовой устойчивости государственных страховых фондов, необходимо наращивать объемы бюджетного финансирования системы социальной защиты населения.


В-четвертых, необходимо обеспечить реализацию механизмов построения новой модели социального обслуживания, обеспечивающей высокий уровень предоставления социальных услуг за счет сокращения доли государственных структур в социальной сфере, постепенной передачи на конкурсных условиях части государственных задач социальной защиты населения некоммерческим и саморегулируемым организациям.

В-пятых, необходимо формирование среды здоровой конкуренции между государственными и негосударственными социальными учреждениями, развитие системы государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Таким образом, необходима стратегия повышения уровня жизни населения в целом, а не только его социально уязвимой части. Данная стратегия предполагает достижение высоких стандартов потребления, характерных для экономически развитых стран. Ее реализация позволит обеспечить одновременное достижение социальных и экономических целей модернизации, а также всеобщую социальную защиту населения в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная защита - это целостная система законодательно закрепленных социальных гарантий и механизмов их реализации, которые обеспечивают каждому члену общества достойный уровень жизни и реализацию своих основных социальных и гражданских прав, ограждают от деградации в экономической, социальной и физической жизни по причине неожиданного и резкого ухудшения обстановки, страха перед потерей здоровья и жизни и невозможностью реализовать свой труд и гражданский долг перед обществом.

Основными субъектами социальной защиты являются государство, профессиональные союзы, ассоциации работодателей, общественные объединения, а также наиболее активные и образованные личности. Главная роль отводится государству, которое регламентирует законодательно деятельность иных субъектов социальной защиты; имеет огромный ресурсный потенциал для оказания различного рода социальных услуг определенному обществу. Основными объектами социальной защиты являются: население страны в целом; отдельные группы и страты населения; социально-уязвимые группы населения.

В систему социальной поддержки и защиты входят комплекс законодательных актов, мероприятий, организаций, которые обеспечивают осуществление социальной защиты населения: социальное обеспечение; социальное страхование; социальная помощь; социальные гарантии.


Разрабатывая систему социальной защиты, Российская Федерация прошла долгий путь. И сегодня перед системой социальной защиты стоят другие проблемы, по сравнению с первыми годами рыночных преобразований. Одна из основных целей, - не просто обеспечение минимального уровня жизни, а стремление к мировым стандартам и построение социально-ориентированной рыночной экономики. Для решения этих проблем необходимо достаточное финансирование. Необходимо увеличить расходы на социальную защиту и обеспечение из бюджета. Кроме этого стимулировать частных лиц для финансирования этой сферы.

Выявленные противоречия в действующей системе социальной защиты населения позволяют сформулировать основные направления ее трансформации с целью обеспечения условий для модернизации экономики России. По-нашему мнению, следует, во-первых, разработать механизмы формирования достойных по уровню доходов, их социально справедливое перераспределение. Необходимо довести стоимость труда в цене готовой продукции до 40 — 60%, что сопоставимо со странами с развитой рыночной экономикой.

Во-вторых, необходимо обеспечить вывод зарплаты из тени, что вместе с увеличением доли оплаты труда и отменой плоской шкалы налогообложения значительно увеличит ресурсы на финансирование социальной сферы.

В-третьих, одновременно с ростом доходов граждан и выравниванием их уровня, следует укреплять систему социальной защиты, основанную преимущественно на страховых принципах финансирования. Вместе с тем, принимая во внимание сложность демографической обстановки в стране, в настоящее время, в целях обеспечения финансовой устойчивости государственных страховых фондов, необходимо наращивать объемы бюджетного финансирования системы социальной защиты населения.

В-четвертых, необходимо обеспечить реализацию механизмов построения новой модели социального обслуживания, обеспечивающей высокий уровень предоставления социальных услуг за счет сокращения доли государственных структур в социальной сфере, постепенной передачи на конкурсных условиях части государственных задач социальной защиты населения некоммерческим и саморегулируемым организациям.

В-пятых, необходимо формирование среды здоровой конкуренции между государственными и негосударственными социальными учреждениями, развитие системы государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Таким образом, необходима стратегия повышения уровня жизни населения в целом, а не только его социально уязвимой части. Данная стратегия предполагает достижение высоких стандартов потребления, характерных для экономически развитых стран. Ее реализация позволит обеспечить одновременное достижение социальных и экономических целей модернизации, а также всеобщую социальную защиту населения в стране.