Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность, принципы и направления социальной защиты населения
1.2. Система социальной защиты: участники, субъекты, объекты
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Государственные органы системы социальной защиты населения в Российской Федерации
2.2. Оценка эффективности государственного управления системой социальной защиты населения
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях осуществляемая государством модернизация касается всех аспектов жизни общества: политических, экономических, правовых и, безусловно, социальных. Взаимосвязь социальной политики и экономики очевидна, поскольку основная цель социальной политики – это повышение качества и уровня жизни граждан с целью стимулирования роста социально-экономического развития, как регионов, так и государства в целом. Без осознания того, что профессиональная и личностная реализация человека возможна только в определенных социально-экономических условиях, невозможно проведение эффективной социальной политики. Поддержание социальной стабильности общества составляет основу деятельности современного социального государства. В этой связи социальная защита населения становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Система социальной защиты выступает существенным механизмом реализации социальной политики государства и определяет цели, задачи, методы и формы социальной работы. Значимость решения социальных вопросов на современном этапе развития государства составляет актуальность настоящего исследования.
Целью работы является оценка государственного управления системой социальной защиты населения в Российской Федерации; выявление направлений повышения эффективности этого управления.
Задачи работы:
1. исследовать сущность, принципы и направления социальной защиты населения;
2. рассмотреть параметры системы социальной защиты населения в Российской Федерации;
3. дать оценку эффективности государственного управления системой социальной защиты населения;
4. определить пути совершенствования государственного управления системой социальной защиты населения в Российской Федерации.
Объектом исследования являются параметры системы социальной защиты населения в России.
Предметом исследования являются механизмы государственного управления системой социальной защиты населения.
Теоретической базой данной работы стали труды классиков экономической теории, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научные статьи и монографические работы современных зарубежных и отечественных ученых, представляющих различные школы и направления экономической науки, статьи периодических изданий и отчеты Росстата, материалы научных конференций и семинаров. Методологическая база данного исследования: применены методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, детализации, сравнения, аналогии, научной абстракции и логические законы.
Информационной базой исследования служили статистические данные о социально-экономическом положении России – данные Росстата, Министерства финансов, материалы экономических изданий, законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие различные направления налоговой политики, материалы научных конференций и семинаров, ресурсы Интернета, а также практические расчеты и результаты, полученные при анализе самостоятельно.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Сущность, принципы и направления социальной защиты населения
В настоящее время для снижения социальной напряженности государство использует социальную защиту как современный инструмент, который необходим в процессе перераспределения доходов в пользу малоимущих граждан страны[1].
Исследователи категорию «социальная защита», как правило, связывают с понятием «социальное государство». Именно оно реализует социальную политику, в основе которой лежат принципы социальной защищенности и справедливости. Социальное государство обеспечивает социальную ориентацию рыночной экономики, формируя жизнеспособную систему социальной защиты населения в целом и каждого гражданина в отдельности[2].
Раскрывая экономическое содержание понятия «социальная защита», надо исходить из позиции, что она представляет собой совокупность общественных и экономических отношений, посредством которых обеспечивается выработка принципов, правил и методов реализации конституционных прав и гарантий человека на достойный уровень жизни путем их законодательного закрепления. При этом следует учитывать, что жизнеспособная система социальной защиты населения не предусматривает в орбиту распределительных отношений вовлекать всех без исключения граждан, а только финансово уязвимые слои населения, предполагая создание конкретных правовых, организационных и финансовых возможностей достижения экономической самостоятельности гражданина и материального благополучия его семьи.
Основным условием жизнеспособности национальной системы социальной защиты является соответствие ее уровню развития общественных отношений и способу производства, в данном случае рыночной, социально ориентированной модели экономики.
Появление самого понятия «социальная защита» было зафиксировано еще в прошлом столетии, когда в 1935 г. в США в законодательном порядке был создан институт социального страхования, а затем это понятие часто использовалось в документах и рекомендациях Международной организации труда (МОТ) по организации помощи финансово уязвимым слоям населения[3].
В России термин «социальная защита» достаточно новый и в экономической литературе начал использоваться одновременно с переходом от плановой экономики к рыночной модели экономики, с возникновением новых рыночных отношений и нарастанием отрицательного воздействия социальных рисков.
Международной организацией труда был принят нормативный документ, в котором были определены девять основных социальных рисков, наступление которых означало абсолютную потерю доходов. Наличие социальных рисков служит методологическим обоснованием и обусловливает объективную необходимость в социальной защите населения, организуемой государством и направленной на минимизацию социальных рисковых ситуаций, повышение уровня жизни (рис. 1).
По определению, приведенное в документах МОТ, «социальная защита» - это набор общественных мер, направленных на устранение различного рода экономических и социальных бедствий. Одновременно нормативный акт детализирует такого рода бедствия.
Страны ЕС в своем базовом документе «Европейская социальная хартия» представляют понятие «социальная защита», используя при этом весьма широкий подход, а именно: социальная защита охватывает не только известные социальные риски, но и удовлетворение таких элементов жизнедеятельности, как: охрана здоровья, получение образования, пособие для аренды жилья[4].
Рисунок 1. Перечень основных социальных рисков
У отечественных исследователей также наблюдается большой разброс позиций по содержанию понятия «социальная защита». Так, например, существует позиция, в силу которой социальная защита рассматривается как деятельность государства по обеспечению развития личности, поддержки малообеспеченных групп населения[5]. По мнению Т. Кравцовой, социальная защита - это политика государства по формированию социально-экономических условий и сохранению гарантий человеку, независимо от того, где он живет, от его национальности, пола, возраста и других человеческих особенностей[6].
На наш взгляд, удачным определением будет следующее социальная защита - это целостная система законодательно закрепленных социальных гарантий и механизмов их реализации, которые обеспечивают каждому члену общества достойный уровень жизни и реализацию своих основных социальных и гражданских прав, ограждают от деградации в экономической, социальной и физической жизни по причине неожиданного и резкого ухудшения обстановки, страха перед потерей здоровья и жизни и невозможностью реализовать свой труд и гражданский долг перед обществом[7].
Многочисленность точек зрения исследователей в отечественной литературе на содержание понятия «социальная защита» объясняется сложностью построения социальной рыночной модели экономики и спецификой рыночных отношений, складывающихся в современных условиях, а также коротким историческим периодом, в течение которого выстраивалась ныне существующая система социальной защиты населения (рис.2).
Рисунок 2. Система социальной защиты населения
Система социальной защиты населения - это существенный сегмент экономики рыночного, социально ориентированного государства, а также сфера жизненно важных интересов его граждан. Качественные и количественные характеристики составляющих системы социальной защиты свидетельствуют об уровне экономического и социального развития государства. Принципы, положенные в основу построения и функционирования системы социальной защиты, характеризуют степень реализации социальной справедливости, солидарной взаимопомощи, степень согласия в обществе (рис.3).
Рисунок 3. Принципы социальной защиты населения
Вопросы конкретизации принципов социальной защиты населения являются дискуссионными в экономической литературе. Кроме указанных на рисунке 3, исследователи к ним относят: комплексность, всеобщность, динамичность, оказание социальной помощи, социальное партнерство и солидарность, доступность и бесплатность информации, использование дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи, соответствие объемов государственных гарантий экономическим возможностям государства[8]. На фоне такого множества перечисленных принципов представляется, что важнейшими принципами социальной защиты является все-таки социальная справедливость, адресность и многосубъектность[9].
1.2. Система социальной защиты: участники, субъекты, объекты
Система социальной защиты состоит из следующих компонентов:
1.Субъекты социальной защиты: государство, работник, работодатель, общественные организации, страховые организации, внебюджетные организации, благотворительные фонды и отдельные меценаты. Основными субъектами социальной защиты являются государство, профессиональные союзы, ассоциации работодателей, общественные объединения, а также наиболее активные и образованные личности. Главная роль отводится государству, которое регламентирует законодательно деятельность иных субъектов социальной защиты; имеет огромный ресурсный потенциал для оказания различного рода социальных услуг определенному обществу. Основными объектами социальной защиты являются: население страны в целом; отдельные группы и страты населения; социально-уязвимые группы населения;
2. Объекты социальной защиты: население (наемные работники, инвалиды, пенсионеры, безработные, бедные семьи). Под действие норм федерального и регионального законодательства в сфере социальной защиты населения попадают следующие социально незащищенные категории граждан, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации:
- граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;
- инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
- инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
- граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
- безработные;
- вынужденные беженцы и переселенцы;
- дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;
- дети с девиантным поведением;
- малообеспеченные семьи; многодетные семьи;
- одинокие матери;
- граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;
- лица без определенного места жительства.
Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.
3. Уровни социальной защиты: групповой (профсоюзы наемных работников, объединения работодателей) и индивидуальный (работник-работодатель, государство-гражданин);