Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Оперативно-розыскные мероприятия

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий

Глава 2. Виды оперативно-розыскных мероприятий

2.1 Оперативно - розыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права человека и гражданина

2.1.1 Опрос

2.1.2 Наведение справок

2.1.3 Сбор образцов для сравнительного анализа

2.1.4 Проверочная закупка

2.1.5 Исследование предметов и документов

2.1.6 Отождествление личности

2.1.7 Оперативное внедрение

2.1.8 Контролируемая поставка

2.1.9 Оперативный эксперимент

2.1.10 Наблюдение

2.2 Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права человека и гражданина

2.2.1 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2.2.2 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

2.2.3 Прослушивание телефонных переговоров

2.2.4 Снятие информации с технических узлов связи

Заключение

Список литературы

Содержание:

Введение

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия - это структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути оперативно-розыскные мероприятия направлены на добывание информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер. Основания и условия проведения ОРМ регламентированы Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 №144-ФЗ (СЗ РФ №33-95 г. ст.3349); принят Государственной Думой 05.07.95 г.; изм. - Федеральный закон от 18.07.97 №101-ФЗ.

Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые в курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Актуальность данной темы обусловлена прежде всего тем, что современная преступная среда, выступая в качестве противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных работников, является неотъемлемой частью оперативно-розыскной тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий. Современную оперативно-розыскную тактику невозможно изучать вне ее взаимосвязи с преступной деятельностью, и в первую очередь с ее организованными формами, поскольку последние напрямую влияют на появление новых или возрождение забытых оперативно-розыскных мероприятий.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Цель данной работы - исследование понятия оперативно-розыскных мероприятий, классификации и видов оперативно-розыскных мероприятий. Задачи исследования - раскрытие понятия оперативно-розыскных мероприятий, их классификации и видов.


В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскных мероприятий, рассматривается структура каждого вида ОРМ.

Глава 1. Оперативно-розыскные мероприятия

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий

Под оперативно-розыскными мероприятиями понимаются действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач оперативно-розыскной деятельности.[1]

Оперативно-розыскные мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

- о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

- о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;

- о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);

- о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;

- о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Под оперативно - розыскными мероприятиями можно понимать «комплекс оптимальных по времени, скоординированных действий, объединенных целью поиска улик (предметов, обстоятельств и т.п.), свидетельствующих о факте совершения преступления, указывающих на виновных в содеянном и позволяющих разоблачить их.

Также под оперативно- розыскными мероприятиями можно понимать совокупность отдельных оперативно - розыскных действий, объединенных целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и направленных на решение задач.


Оперативно-розыскные мероприятия как структурный элемент оперативно-розыскной деятельности осуществляется как гласно, так и негласно.[2] Гласно, т.е. должностные лица оперативных подразделений имеют право официально представлять интересы соответствующего государственного органа, либо выступать от его имени. В то же время тоже самое должностное лицо может осуществлять свои полномочия негласным путем. Как осуществлять свои полномочия: гласно либо негласно должностное лицо или гражданин, содействующий проведению оперативно - розыскной деятельности, определяет в зависимости от конкретной ситуации, цели, которую необходимо достигнуть в конечном итоге.

Проведение оперативно - розыскных мероприятий негласно говорит о том, что гласные меры проведения оперативно - розыскных мероприятий не привели к определённому результату, который должен быть достигнут. Ещё одной причиной проведения оперативно - розыскных мероприятий негласно является то, что пресечь и раскрыть некоторые тяжкие преступления при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.

Для каждого оперативно - розыскного мероприятия характерны специфические черты, которые в своей совокупности раскрывают его сущность. Все они условно могут быть сведены в две основные группы:

- определяющие правовую природу (правовой характер) оперативно - розыскных мероприятий;

- определяющие структуру таких мероприятий.

Правовая природа (правовой характер) оперативно - розыскных мероприятий обуславливается рядом типичных для них признаков, носящих юридический характер и тем самым предопределяющий правовые свойства этих мероприятий.[3] К основным признакам, в частности, относятся следующие:

- оперативно - розыскные мероприятия имеют свою правовую основу;

- осуществление оперативно-розыскных мероприятий регулируется предписаниями законов и других нормативными правовых актов. В них определяются цели (задачи) таких мероприятий, основания, условия и порядок их проведения и т.д.;

- результаты оперативно - розыскных мероприятий всегда влекут за собой определенные юридически значимые последствия или связаны с наступлением таких последствий;

- оперативно - розыскные мероприятия порождают, изменяют и прекращают определенные правоотношения, возникающие в сфере оперативно - розыскной деятельности органов, уполномоченных на осуществление такой деятельности;


- проведение оперативно - розыскных мероприятий зачастую связано с разбирательством юридического факта;

- предмет и объекты познания указанных мероприятий лежат в сфере правовых явлений;

- служебная функция оперативно - розыскных мероприятий и решаемые путем их проведения задачи относятся к правовой форме деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью;

- юридическая обязанность по организации и проведению таких мероприятий возложена исключительно на субъектов, специально уполномоченных на то нормативными правовыми актами;

- принятие решений о проведении оперативно - розыскных мероприятий и непосредственное их выполнение всегда связаны с совершением соответствующими должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, типичных для юридических форм деятельности операций с нормами права;

- контроль и прокурорский надзор за организацией и проведением оперативно - розыскных мероприятий носят юридический характер.

Рассматривая оперативно - розыскные мероприятия с позиции системного подхода, можно выделить в нем следующие элементы, взаимосвязанные друг с другом: объект, цель, сочетание определенных действий, субъекты его проведения, комплекс организационных приемов, повышающих его эффективность.

Объектами оперативно - розыскных мероприятий являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступление, а также граждане, которые скрываются от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и лица, без вести пропавшие. [4]

Цель оперативно-розыскных мероприятий - это прогнозируемый результат, на достижение которого оно направлено.[5] Достижение цели осуществляется посредством сбора конкретной информации для решения частных (промежуточных) задач.

Эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий во многом зависит от умелого сочетания оперативным сотрудником определенных действий, включающих приемы конспирации и способы сбора, фиксации, проверки и использования фактических данных. [6]

Наиболее проблемным является определение субъектов оперативно-розыскных мероприятий. Традиционно к ним относятся только оперативные работники. Отдельные авторы в числе таких субъектов называют также сотрудников других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность; лиц, содействующих названным органам на гласной и конфиденциальной основе; специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, и привлекаемых к проведению оперативно - розыскных мероприятий.


Сотрудники оперативных подразделений вправе использовать в процессе осуществления оперативно - розыскных мероприятий:

- информационные системы, включающие оперативные, справочные и криминалистические учеты, различные массивы информации (картотеки, автоматизированные банки данных, информационно - поисковые системы), созданные на базе ЭВМ;

- видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку для наглядной фиксации информации о противоправной деятельности лиц, а также фактов и явлений, связанных с определенным криминальным событием;

- техническиеи иные средства получения информации как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры), так и специально изготовленные для негласного получения информации.

Перечень специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. №770.

Таким образом, из всего вышеизложенного, следует, что оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Глава 2. Виды оперативно-розыскных мероприятий

2.1 Оперативно - розыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права человека и гражданина

К оперативно - розыскным мероприятиям, не ограничивающим конституционные права граждан, относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отожествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.[7]

2.1.1 Опрос

Опрос - специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения об исследуемом событии или причастных к нему.[8]