Файл: Содержание Введение Понятия и виды организационных структур Тенденции развития организационных структур Сетевая организационная структура управления Виртуальная структура организации управления Заключение Список литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………2-3

2.Понятия и виды организационных структур………………………….4-5

3.Тенденции развития организационных структур……………………6-9

3.1 Сетевая организационная структура управления………………...…6-9

3.2. Виртуальная структура организации управления……………..…10-11

4. Заключение………………………………………………………………12

5. Список литературы…………………………………………………….13



1.Введение

Одна из актуальных задач адаптации субъектов к условиям неопределенности, в развитии рыночных тенденций России, является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством.

Всякий вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, которые объединены в службы, подразделения или отделы. Таким образом, управленческая деятельность – это в первую очередь управление коллективами, которые рассматриваются как социально-управляемые системы, в качестве которой может рассматриваться организация любого уровня.

Вне зависимости от назначения организации, она описывается при помощи нескольких параметров, главными из которых являются: цель организации, организационная структура, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, внешняя и внутренняя среда, специфика функционирования, социальные и экономические отношения.

Способ построения связей между уровнями управления и функциональными областями, которые обеспечивают оптимальное достижение целей, называется структура организации. «Организационная структура управления» или «Структура управления организацией» – это одно из ключевых понятий менеджмента, которое тесно связано с функциями, целями, процессом управления, работой менеджеров и распределением полномочий между ними. Управленческий процесс проходит в рамках структуры управления, между участниками которого распределены задачи и функции управления, следовательно, права и ответственность за их выполнение. С таких позиций структуру управления рассматривают как форму кооперации управленческой деятельности и разделения. В этих рамках проходит процесс управления, который направлен на достижение целей организации. Таким образом, организационная структура управления требует:


- формирования соответствующих групп, отделов и определение индивидуальных исполнителей;

- группировки всех видов работ по обязанностям, задачам или функциям;

- установления полномочий между группами, отделами по вопросу выполнения обязанностей, задач и функций;

- формирования механизмов и коммуникаций, которые обеспечивают координацию и передачу решений.

Структура управления можно сравнить с каркасом знаний, построенным для протекания своевременных и качественных процессов. То внимание, которое руководитель организации уделяет методам и принципам структуры организации, ее виду и типу, оценке соответствия задач организации и изучению тенденций показывает важность и актуальность данной темы в современных условиях.

2.Понятия и виды организационных структур

Организационная структура управления определяется как форма кооперации управленческой деятельности и разделения, в рамках которых осуществляется процесс управления по функциям, которые направлены на достижение намеченных целей и поставленных задач. С таких позиций структура управления является системой оптимального распределения прав и ответственности, функциональных обязанностей, форм и порядка взаимодействия между органами управления и работниками. Ясность и простота функционирования должны обеспечить ее понимание, ориентировать работников организации на результат и минимизировать затраты. Оптимальность организационной структуры создает стабильность организации и благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, а также позволяет своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Организационная структура является одной из переменных, изменения законодательства, собственников и высших менеджеров, как правило, сопровождается трансформацией структуры организации.1

Частями организационной структуры могут являться отдельные работники, службы или органы аппарата управления, в которых занято определенное количество специалистов, выполняющих определенные функции. В настоящее время существует два направления частей организационной структуры управления:

1. исходя из состава структурных подразделений организации (к ним относится маркетинг, менеджмент научно-технического прогресса, производства и т.д.);

2. исходя из характера функций (к ним относится производство, труд и управление, контролирующие все процессы организации).



Отношения между частями структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяются на вертикальные и горизонтальные. К первым относятся отношения подчинения, ко вторым – одноуровневые. Необходимость в данных связях возникает при наличии разных уровней управления. При двухуровневой структуре управления создаются звенья управления и низовые звенья. При трех и более уровнях – формируется средний слой, который состоит из нескольких уровней.

Организационная структура разделяется на линейные и функциональные связи. К первым относятся лица, полностью отвечающие за деятельность структурных подразделений или организации, вторые сопрягаются с функциями менеджмента.

Выделяют шесть наиболее распространенных структур управления организации:

1. Линейная организационная структура. Она характерна для мелких и средних предприятий, на которых осуществляют услуги и производство товаров, не характеризующиеся особой сложностью. При такой структуре каждое подразделение имеет одного руководителя, который подчиняется лишь вышестоящему руководителю.

2. Функциональная организационная структура. При такой структуре управления задачи распределяются между руководителями, которые отвечают за решения в той области, относящейся к их компетенции.

3. Линейно-функциональная организационная структура. Она является трансформацией функциональной, при этом совмещает в себе качества линейной структуры управления.

4. Линейно-штабная организационная структура. При такой структуре руководство возлагается на линейного руководителя и при нем создается штаб, который не имеет полномочий на руководство и принятие решений. Задачей штаба является помощь линейному менеджеру в осуществлении функций управления.

5. Матричная организационная структура. При ней существует два типа связей:

- функциональные связи, при которых работник подчиняется руководителю соответствующей службы;

- исполнитель также подчиняется руководителю, при этом в обязанности руководителя входит координация действий работников в рамках одного проекта.

6. Дивизионная организационная структура. Основной фигурой такой системы является менеджер, который руководит подразделениями. Под его подчинением находятся работники отдельных функциональных служб.


3.Тенденции развития организационных структур

3.1 Сетевая организационная структура управления

Вместе с формированием проблемно-ориентированных команд решаются современные проблемы организационных структур управления. А связано это с широкой деятельностью участников управленческого процесса, корпоративностью их интересов и глобализацией. Связи между участниками процесса обретают широкую сетевую структуру.

Сетевые организационные структуры управления характеризуются появлением виртуальных корпораций, как формы делового сотрудничества. Зарождение сетевого принципа структур управления можно наблюдать на структурах холдингового типа. Сетевые структуры весьма перспективны в открытых социально-экономических системах, которые ориентированы на сотрудничество. Здесь впервые прямое сотрудничество вытесняет бюрократические отношения.

Сетевые формы управления присуще почти всем сферам деятельности и национального хозяйства и используются на уровне страны, региона, муниципального образования и хозяйствующего субъекта. Они получили широкое распространение на межгосударственном уровне. Главной особенностью сетевой организационной структурой является наличие прямых длительных связей между всеми участниками деятельности. При этом значимость подчиненных отношений уступает значимости положения в сетевых связях. Такие связи являются эффективными составляющими сетевой организации управления, а факторами взаимодействия сетей являются следующие условия:

- наличие ценностных и этических ориентаций участников сетевой организации структуры управления и высокого уровня доверия между участниками;

- нормы взаимности, т.е. между участниками обладает осознание взаимных обстоятельств и ответственности, при этом нет желания извлечь выгоду или злоупотребить доверием.

Сетью называют устойчивую систему связей между организациями и людьми, т.е. любое предприятие – это сеть, связи между предпринимателями – это также сеть. Современные средства позволяют создавать масштабные глобальные и локальные телекоммуникационные сети. Сейчас эффективной и уникальной глобальной сетью является Интернет. Многие фирмы представляют собой эффективные разветвленные сети. Добавленная стоимость в таких фирмах создается в основном за счет эффективного функционирования сети. Следовательно, сетевые возможности организации дают конкурентное преимущество и добавленную стоимость.


В предприятиях, которые организованны по сетевой структуре, действуют новые факторы успеха. Таким предприятиям важно иметь эффективный и свободный доступ к новым ресурсам, а именно информации и идеям, важен гибкий контроль и участие персонала в выработке решений. Так важным становится организация эффективного сетевого взаимодействия всех участников процесса.

Глобализация оказывает влияние на формирование сетевых организационных структур, она приводит к тому, что многие сети носят глобальный характер.

Реализацию сетевых организационных систем можно проследить в современных торговых сетях, деловом сотрудничестве или структурах холдинга. Отношения прямого сотрудничества в сетевых организациях начинают преобладать в бюрократических и иерархических отношениях. Развитие сетевых форм помогает снижению цен и возникновению новых технологий. Сетевые формы организационных структур управления являются формированием информационной эпохи, они характеризуются трансформацией политики и государственных институтов, корпоративной культуры, экономики, труда и занятости.

Сетевые организационные структуры широко используют передачу вспомогательных функций сторонним организациям. Современные организации повышают инновационность и эффективность и обеспечивают необходимую гибкость, а взаимодействия между поставщиком и клиентом преобразовываются от двусторонних к сетевым взаимодействиям множества клиентов и множества поставщиков.

Как правило, сетевая форма организации приводит к повышению эффективности деятельности каждой части сети. Среди сетевых организационных структур выделяют интеллектуальные сети, существующих по поводу обмена и распространения знаний и информации, они могут быть: международные сети, внутрикорпоративные или сети средних компаний, глобальные транснациональные сети, информационные сети и др.

Сетевые организационные структуры прошли достаточно большой путь становления. Одним из первых видов сетей являются транспортные средства, дороги, а также совокупность отношений, которые возникают между субъектами. В средние века расширение транспортной системы привело к возникновению большому развитию рыночных отношений и глобальных рынков. Следующий этап развития сетевых организационных структур – появление радио, телеграфа, телефона и др. средств обмена информацией, создавших условия для формирования корпораций. Третий этап развития связан с формированием и развитием всемирной электронной сети – Интернет.