Файл: Проектирование..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, приступим ко второму этапу проектирования – дизайн-проекту (эскизированию).

На основе задания для проекта, которое составляется совместно с ландшафтным дизайнером, предлагаются варианты планировки. Мы должны продумать стиль, тематику, размещение объектов и зонирование, удобство перемещения по парку, видовые точки, зеленые массы, места цветочного оформления, расположение малых формы и прочее. По сути, это художественная концепция парка. В эскизной форме показываются детские, спортивные и другие площадки, дороги, аллеи, здания и сооружения, садовая мебель, оборудование.

Эскизное решение должно опираться на схему функционального зонирования. Кроме того, парк – произведение ландшафтной архитектуры, и такие вопросы, как размещение сооружений на его территории, трассировка и ширина аллей, подбор и группировка растений, решаются в каждом конкретном случае.[53]

Формы подачи эскизов варьируются от компьютерной графики до ручной, выполненные в технике акварели, с использованием цветных карандашей, фломастеров и т.д. Можно предложить эскиз с фотографии аналогичных фрагментов готовых территорий. К данной работе я прилагаю фото-эскизы детской площадки (приложение № 2), кинологической площадки (приложение № 3) и спортивной площадки (приложения № 8, 9).

Эскизное решение планировочной структуры является первым приближением к проекту генерального плана. Именно на основе созданных эскизов (приложение № 10) и создаются генеральный план и рабочие чертежи, основными из которых являются план благоустройства, дендроплан и посадочный чертеж. Развернутое словесное описание планировочной концепции приводится в пояснительной записке.

Необходимо отметить, что размещение любого парка предусматривается в соответствии с генпланом города и проектом детальной планировки. При этом возможна проектировка зон по функциональному назначению, но с сохранением и развитием композиционной идеи градостроительного документа.[54]

Итак, за основу проектирования возьмем разделение общей территории парка на зоны по их функциональному назначению. Первый уровень включает в себя зону активного отдыха и зону пассивного отдыха. В первой зоне располагаются основные здания и сооружения, участки с игровыми аттракционами и спортивными площадками. Территория активного отдыха является наиболее насыщенной посетителями, примыкает к главным входам в парк, должна располагаться на наиболее равнинном участке и включать наиболее высокий уровень благоустройства и инженерного обеспечения. Зона пассивного отдыха располагается на наиболее озелененных участках со сложным рельефом и минимумом построек.[55]


Следующий пункт реализации проекта - это поиск или создание благоприятных условий для тех или иных построек или объектов, в том числе киосков, детской, спортивной, собачьей площадок и пр. Надо сказать, что организация рельефа – это основа архитектурно-планировочного решения любого ландшафта. Именно организация рельефа определяет, с одной стороны, состояние всех остальных ландшафтных компонентов, и с другой – объемно-пространственную композицию.[56] При возведении объектов мы либо используем ровные участки местности, либо выравниваем их искусственным путем. В первом случае для работы используем план-основу с размерами, привязками построек, коммуникациями, нанесенными существующими дорожками и площадками и небольшим количеством растений — деревьев и крупных кустарников (инвентаризационный план). Во втором случае необходима топографическая съемка, а иногда – фотоплан. Если участок имеет уклон или сложный рельеф, нужен план вертикальной планировки с существующими и проектными отметками высот.  

Желательно сделать картограмму земляных масс для расчета количества вывозимого-завозимого грунта. С учетом застройки и нарушения естественного оттока воды на участке необходимо сделать план дренажной системы.

После того, как мы определились с местами для всех построек, можно начинать строительство.

Мы знаем, что самыми тяжелыми и дорогостоящими являются земляные работы: выравнивание территории, геопластика. После проведения этих работ закладываем коммуникации: дренаж, ливневую систему, полив, электроосвещение. Проекты коммуникаций корректируем по ходу работ.

Основное назначение наружного освещения в городских парках - обеспечение безопасности людей. Светильники, расположенные вдоль дорожек, подсказывают направление движения и подчеркивают препятствия и опасные места. Не менее важным аспектом безопасности является предотвращение преступлений. Наряду с практическими функциями, парковые светильники играют и декоративную роль, в том числе в светлое время суток. Заливающее освещение прилегающих к дорожкам территорий носит исключительно декоративный характер, подчеркивая привлекательность элементов парка. Светильники чаще всего применяют для выделения дорожек, лестниц или для объектов, на которые должно быть обращено внимание, например для освещения клумб, деревьев и газонов. Все элементы парка или сада должны быть выгодно освещены.[57]


Выстраиваем дорожно-тропиночную сеть. Очень важно, чтобы мощение выполнялось технически правильно, а покрытие выбиралось с учетом сезонных особенностей эксплуатации. Трассы пешеходных аллей и дорожек определяются архитектурно-планировочной композицией парка. Хозяйственные проезды проектируются с таким расчетом, чтобы избежать сквозного движения грузового транспорта через парковую территорию; они должны иметь твердое покрытие (асфальтовое по щебеночному или каменному основанию).[58]

Еще до начала посадок можно установить МАФ – малые архитектурные формы. К малым архитектурным формам (МАФ) относятся: беседки, арки, перголы, скамейки, урны, скульптуры и прочее. Если МАФ немного, наносить их следует на разбивочный чертеж, на полях при этом можно предложить варианты в виде фотоаналогов или зарисовок.

После благоустройства территории приступаем к самому красивому и долгожданному этапу – озеленению.

Ландшафтный дизайнер, создающий пейзажную картину не на полотне, а на местности, так же, как художник, должен определить и подчеркнуть в ней главное, передать зрителю задуманное эмоциональное воздействие пейзажа, его мотив. При помощи различных комбинаций форм, окрасок, освещения и других элементов можно создать пейзаж спокойный или стремительный, резко контрастный или гармоничный и вселить в зрителя задуманное настроение: веселое или грустное, лирическое или торжественное, или иных эмоциональных оттенков. Решать такую задачу средствами садово-паркового искусства, конечно, гораздо сложнее, чем средствами живописи, так как ландшафтный дизайнер и озеленитель должны представлять картину в будущем.[59]

Деревья сажают в первую очередь, затем кустарники, а в завершении -цветники. Традиционно деревья высаживают вдоль дорожек.

Залог успешного развития сада – правильный подбор места, почво-смеси, удобрений. Обязателен полив деревьев и кустарников в течение одного-двух лет, пока они не приживутся.

Укладка рулонного газона ускоряет процесс озеленения. Посев газона дешевле, но он, безусловно, более трудоемок и кропотлив (полив, прополка сорняков,  подсев). Зону газонов необходимо максимально «обыграть». В зоне активного отдыха я бы использовала партерный (приложение № 4) и мавританский газоны, в зоне пассивного отдыха – луговой и разнотравный (приложение № 5).

Почва для цветника закладывается с необходимым соотношением компонентов и PH. Место для многолетних растений определяется еще на стадии проекта. Если цветы посадить в начале парка, мы тем самым еще больше подчеркнем его привлекательность. При этом целесообразно сразу собирать композиционную группу (приложение № 6).


Грачевка является парком пейзажным. Можно, однако, применить при его оформлении детали, свойственные паркам регулярным. В регулярных парках водоемы, цветочные партеры, клумбы, рабатки имеют геометрически правильные формы. Этому стилю присущи рядовые посадки деревьев и кустарников в виде строгих, ритмично выдержанных аллей и живых изгородей, подстригаемых в геометрические формы. Характерно для объектов регулярных стилей наличие скульптурных украшений, фонтанов, лестниц, павильонов.[60]

Водоемы в парке могут быть как естественные, так и искусственные. Вода может служить доминантой парка, подчеркивать его композиционные оси или быть центром композиции.[61] В парке, который я описываю, имеется естественный водоем – небольшой пруд. Но завершающим штрихом моего ландшафтного дизайна будет красивый и большой фонтан в центре парка (приложение № 7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я осветила такие стороны проектирования, как само понятие, история возникновения и значение проектирования в современном мире, алгоритм создания проекта.

Особенности дизайнерского проектирования связаны с тем, что произведение дизайна призвано соединить в целостной конструкции и утилитарно-практическое, и художественное начало. Дизайнер создает привычные, реальные свойства предметов. Он в своей деятельности в подлинном смысле слова имеет дело с предметной средой человека. В обществе, где господствует промышленное производство, в каждом изделии, поступающем в сферу потребления, должны быть учтены законы сбыта и экономичности, свойства материала, конструктивные закономерности и т. п. С другой стороны, безусловно, важное значение имеют личность и творческие предпочтения дизайнера.

Еще в двадцатые годы прошлого столетья дизайнер был универсалом, программа его подготовки должна была учитывать специфику дизайна в самых различных сферах производства. Однако сегодня дизайн во всем мире развивается по другому пути. В ходе обучения и деятельности дизайнер должен ближе знакомиться с проблемами определенных отраслей производства, с определенными группами изделий, все дальше уходя от образа дизайнера-универсала. Очевидным становится, что в будущем дизайн еще больше будет подвержен все возрастающей специализации.

Но нельзя не признать тот факт, что результативность процесса проектирования, безусловно, во многом зависит от уровня подготовки дизайнера. Важное значение имеют уровни проектного знания, которыми владеет дизайнер. Это должен быть не только уровень прикладного знания, но и теоретический, и методологический уровень (системное представление о дизайн-проектировании, знание его закономерностей). Мне кажется, что в этом состоит определенный парадокс, связанный с данной профессией.


Список используемой литературы

Авраменко И.М. Деревья и кустарники в ландшафтном дизайне / И.М.Авраменко. – М.: Аделант, 2009, С.164.

Архитектура. Строительство. Дизайн. М.: МАСА. 1994, С.24.

Бромберг Е.М. Понятие дизайна товаров / Е.М. Бромберг. – М.: Промышленная собственность, N 6, 2019. – С.5.

Воронина О.Н. Парк жилого района / О.Н. Воронина. – Н. Новгород: НГАСУ, 2014. – С.11, 13.

Дараган М.В., Жаксыбергенов Б.К., Калугин А.И., ред.Фомина Т.Т. Дизайн-проектирование. Термины и определения / М.В.Дараган, Б.К.Жаксыбергенов, А.И.Калугин, ред.Т.Т.Фомина. – М.: МГПУ, 2011. – С.72.

Елисеенков Г. С., Михтарян Г. Ю. Дизайн-проектирование / Г. С. Елисеенков, Г. Ю. Михтарян. – Кемерово: ФГБОУ ВО, 2016. – С. 57, 59, 60

Журнал Пригородный Парк Дизайн. Статья Проектирование от 11.02.2015.

Зайкова Е.Ю. Современные проблемы ландшафтной архитектуры: Современные средства ландшафтного дизайна / Е.Ю.Зайкова. – М.: Электрон, Москва: Российский университет дружбы народов, 2017. – С.67.

Иванченко И. А. Архитектурное проектирование/ И. А. Иванченко. - Астрахань: ГАОУ АО ВПО, 2013. - С. 4, 5, 8, 9.

Ивахова Л.И. , Фесюк С.С., Самойлова В.С. Современный ландшафтный дизайн / Л.И.Ивахова, С.С.Фесюк, В.С.Самойлова. – М.: Аделант, 2003, С.20.

Лекарев Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Единство и многообразие. Учебник для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А.Лекарев. – Самара: СГАСИ, 2011. – С.118.

Николаев И.С. Профессия архитектора / И.С. Николаев. - М.: Просвещение, 1984. - С. 26.

Остробородова Е. А., Гвоздкова И. Н. Проектирование парка / Е.А. Остробородова., И. Н. Гвоздкова. – Волгоград: НОУ ВПО, 2014. - С. 4, 5, 11, 18, 19, 22, 24, 25, 26, 27.

Седова Л.И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании / Л.И. Седова. – Екатеринбург: Архитектон, 2013. – С. 7, 8.

Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура. Озеленение и благоустройсво территорий / О.Б.Сокольская. СПб.: Лань, 2019. – С.182.

Храпач В.В. Ландшафтный дизайн. Учебное пособие // В.В.Храпач. Ставрополь: СКФУ, 2014. C. 53.

ДомКлик. Как сделать дизайн квартиры / ДомКлик// Точные замеры. URL: https://blog.domclick.ru/post/kak-sdelat-dizain-proekt-kvartiry-samostoyatelno (дата обращения: 14.05.2018)

Королев С. Проблемы теории дизайна / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).

Королев С. Процесс дизайнерского проектирования / С.Королев // Переоснастка. URL: http://pereosnastka.ru/articles/protsess-dizainerskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.05.2014).