Файл: Система органов исполнительной власти РФ (Правовой статус органов исполнительной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любое взаимодействие, по своей природе, должно содержать позитивный потенциал для повышения эффективности деятельности, которая может иметь большое значение для укрепления российской государственности[42]. Именно поэтому важно согласованное взаимодействие Правительства Российской Федерации и государственных органов субъектов Федерации.

В процессе своей деятельности, Правительство Российской Федерации взаимодействует с государственными органами, деятельностью которых руководит непосредственно Президент. В его сферу деятельности входит координация управленческих взаимоотношений с федеральными государственными органами, а также государственными органами субъектов, предметы совместного ведения с Российской Федерацией которых определены.

Причем, данные взаимоотношения выстроены на принципе «властных отношений», а с государственными органами субъектов Российской Федерации могут строиться на договорной основе.

При установлении Правительством порядка образования и деятельности различных территориальных исполнительных государственных органов, ему необходимо учитывать права и законные интересы государственных органов регионов, чтобы взаимодействие данных органов было результативным.

Осуществляется данный порядок в форме руководства, а также координации и проведения контроля.

Поскольку именно Правительство руководит работой федеральных министерств, свою руководящую роль оно реализует через утверждение различных положений об их деятельности. Среди таких положений, например, принятие правовых актов, содержащих указания органам исполнительной власти и подведомственным им организациям, в виде дачи поручений руководителям этих государственных органов; определения порядка образования и организации работы территориальных государственных органов, которые подведомственны Правительству Российской Федерации; разрешение возникающих споров и устранение различных разногласий между государственными органами.

Правовые основы руководства Правительством федеральными государственными органами и проведение контроля за их деятельностью отражены в статье 12 Закона о Правительстве Российской Федерации.

В свою очередь федеральные исполнительные органы должны подчиняться Правительству Российской Федерации и быть ответственными непосредственно перед ним за выполнение поручаемых задач.

Под координацией обычно понимается определенная управленческая деятельность, которая применяется к различным организационно подчиненным объектам управления, не затрагивая их оперативной самостоятельности. «Правительство Российской Федерации для сочетания интересов Российского государства и субъектов Федерации координирует деятельность государственных органов субъектов Российской Федерации»[43].


В Федеральном законе о принципах организации законодательных органов субъектов Российской Федерации содержится перечень структурных элементов системы государственных органов субъекта Федерации. В их числе: законодательный государственный орган субъекта Федерации; высший исполнительный государственный орган субъекта Федерации; различные государственные органы субъекта Федерации, которые образуются согласно Конституции (устава) субъекта Федерации, также указывается, что Конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

По содержанию статей 43 и 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» явствует, что в рамках ведения Российской Федерации и ее полномочий по различным предметам совместного ведения с субъектами, федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Федерации формируют единую систему исполнительной власти. В пределах своих полномочий Правительство производит контроль за деятельностью федеральных государственных органов, а также за деятельностью государственных органов субъектов Российской Федерации, по тем вопросам, которые отнесены к предметам совместного ведения России и ее субъектов.

Более жесткие требования в сфере взаимоотношений, как федерального, так и регионального правительств, предусматривается в п. 5 Регламента Правительства Российской Федерации[44], закрепляющем полномочия Правительства Российской Федерации по осуществлению контроля за выполнением положений Конституции и действующих федеральных законов, принятых актов Президента России и решений Правительства.

Во время заседаний реализуется право заслушивать отчеты руководителей государственных органов субъектов Федерации (в пределах полномочий по предметам совместного ведения, и тех полномочий, которые осуществляются государственными органами субъектов Федерации в рамках ведения Российской Федерации), давать оценку деятельности вышеобозначенных органов и организаций, а также в пределах своих полномочий имеют право вынести решение о приостановлении действия принятых актов государственных органов субъектов Российской Федерации.

Оценивая действующее законодательство федерального и регионального уровней, можно отчасти заметить некое объединение исполнительной власти региона и федерального уровня государственной власти. Но, в тоже время, данная интеграция не нарушает принципов субординации между ними.


Необходимо рассмотреть высший орган исполнительной власти в субъекте.

Если обратить внимание на данный управляющий орган во всех субъектах, то можно заметить различия в количестве, как самих министерств, так и их видов. Это будет зависеть от таких факторов, как потребность в данных министерствах самих субъектов, так и выделенного финансирования субъекту из государственного бюджета. Но, тем не менее, есть такие «типовые» министерства, которые существуют в каждом регионе Российской Федерации.

К основным для всех без исключений региональным правительствам относятся: министерство внутренних дел, министерство финансов, министерство образования и науки, министерство здравоохранения, природоохранное министерство, министерство по имущественным отношениям.

Кроме того, в большинстве случаев не обходится без функционирования министерств экономики, промышленности и культуры, министерств сельского хозяйства, труда и социального развития и других. Все эти органы составляют правительства (либо кабинеты министров) субъекта Российской Федерации и в основе своей повторяют саму структуру Правительства Российской Федерации.

Иногда в лице главы субъекта совмещаются должности премьер- министра или руководителя высшего органа государственной власти субъекта, как например, в Хакасии или Удмуртии. Исходя из этого, можно судить о его связи с министерствами Правительства. Если же упомянутые должности в одном лице не совпадают, то отношения главы субъекта и Правительства Российской Федерации принято считать косвенными.

Формирование структуры высшего государственного органа власти субъекта производится им самостоятельно, аналогично формируются и отдельные виды министерств. Если проанализировать Основной закон страны, содержащаяся в нем глава 6 «Правительство Российской Федерации» не упоминает о существовании подчиненности регионального правительства, Правительству Российской Федерации. Однако не следует забывать, что органы исполнительной власти субъекта включены в единую систему исполнительной власти, а любая система предполагает собой подчиненность.

На примере министерства внутренних дел субъектов РФ, можно сказать, что оно находится в строгих субординационных взаимоотношениях с Министерством Внутренних Дел России, что оправданно его большой значимостью для обеспечения общественной безопасности государства. Напротив, министерство финансов на региональном уровне таких строгих субординационных отношений с Министерством Финансов России не содержит, но все же, во взаимоотношениях предоставления постоянной отчетности они состоят, так как существует зависимость некоторых регионов.


Все остальные региональные министерства, для координации их деятельности, тоже обязаны предоставлять отчетность Правительству Российской Федерации: по достигнутым результатам, по различным совместным предметам ведения России и субъектов, и по делегированным правительству субъекта федеральным центром полномочиям.

В 2005 году было создано такое министерство, как Министерство регионального развития. Именно данное министерство вырабатывало программы по улучшению жилищных условий российских граждан и увеличивало качество жилищно-коммунальных услуг, создавало программы по выравниванию социально-экономического формирования регионов.

После того, как по предложению премьер-министра Министерство регионального развития было упразднено его полномочия перешли к новым ведомствам, таким как: Министерство по развитию Дальнего Востока,

Министерство по делам Крыма и Министерство по развитию Северного Кавказа, часть функций также передалась другим министерствам. В настоящее время Министерство по делам Крыма тоже упразднено.

По нашему мнению, в данной сфере существует проблема, поскольку, если исследовать вопрос передачи полномочий данного министерства другим ведомствам, то можно узнать, что они были переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерству экономического развития и Министерству культуры. Это вызывает беспокойство тем, что развитие регионов не должно сводиться только к этим ведомствам. Как верно подметил Домрачев Д. Г: «Межнациональные отношения могут свестись к вопросам культуры, которыми они не исчерпываются».[45]

И в действительности, в Российской Федерации также существуют и другие важные сферы человеческой жизнедеятельности, среди них здравоохранение, социальная и трудовая защита, образование и наука и многие другие. Поэтому в данном случае необходимо рассматривать каждый регион в отдельности, чтобы понять, в чем существует необходимость на данный момент, ведь на потребности регионов влияют различные факторы и природного и территориального характера.

Поэтому, усовершенствование законодательства должно, по нашему мнению, идти в сторону охвата всех сфер жизни и деятельности человека. Существует концепция[46] долгосрочного социально-экономического развития. Данный документ своей целью затрагивает достаточно широкий круг общественных отношений: «в долгосрочной перспективе устойчивое повышение благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе». Концепция по своей природе не является ни планом, ни программой, ни прогнозом будущих действий. Одной из ее главных задач является решение проблем системы. Она позволяет обеспечить единство решений, ориентируя их на повышение эффективности работы системы в целом.


Заключение

Исполнительная власть в Российской Федерации - совокупность государственно-властных полномочий, которые осуществляются специально учреждаемыми органами, основной функцией которых является исполнение законов и нормативных правовых актов.

Одним из основополагающих принципов исполнительной власти в Российской Федерации является принцип федерализма. Согласно этому принципу определяется система исполнительной власти, состоящая из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Органы местного самоуправления также могут формировать собственные исполнительные и распорядительные органы, наделенные определенными государственными полномочиями, несмотря на то, что они не входят в систему органов государственной власти.

Органы исполнительной власти от части характеризуются определённой самостоятельностью, в рамках установленной компетенции; указанная компетенция указывает на принципы правового положения данного органа как в Конституционных нормах, так и в нормах законодательства субъекта. Полномочия исполнительного органа определяют его задачи, ответственность, обязанности. В рамках установленных полномочий органы исполнительной власти осуществляют юридически значимые действия, обозначающие их административную правосубъектность.

Правовой статус органов исполнительной власти основывается на том, что указанные органы автономны и неподвластны относительно определенных полномочий, указанных в Конституции Российской Федерации, Конституционном и Федеральном.

Правительство Российской Федерации представляет собой «коллегиальный орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в Российской федерации и возглавляющий систему исполнительной власти в Российской Федерации». Однако в науке распространенно мнение, согласно которому главой исполнительной власти по факту является не Правительства Российской Федерации, а Президент Российской Федерации.

Установленная Конституцией Российской Федерации , Федеральным Конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти система органов федеративного уровня исполнительной власти определяет их организационно-правовые формы, составляющие следующую структуру: