Файл: Система органов исполнительной власти РФ (Правовой статус органов исполнительной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, логичным выводом будет являться то, что для определения системы и структуры органов исполнительной власти субъекта РФ недостаточно установленных Конституцией РФ и Федеральными законами положений, обязательно нужно прибегать к нормативным правовым актам субъектов РФ. Именно в этом отношении мы можем наблюдать самостоятельность субъекта в выборе наименования высшего органа исполнительной власти, его вида, организационно-правовой формы, территориальной организации государственной власти.

Так, в субъектах- республиках органами исполнительной власти устанавливаются министерства, государственные комитеты, комиссии и главные управления, в субъектах-краях (областях) - правительство - министерства, администрация -департамент.

1.2 Правовой статус органов исполнительной власти в Российской Федерации

Органы исполнительной власти представляют собой органы государственной власти (управления), осуществляющие функции исполнительного характера в сфере государственного управления Российской Федерации. Это общеупотребительное понятие, которое, по сути, является универсальным для всех отраслей права. Однако необходимо отметить, что в административном праве нет единого подхода к определению термина «орган исполнительной власти». Так, например, Домрачев Д.Г. утверждает, что орган исполнительной власти - это «целостное, структурно оформленное самостоятельное социальное образование, которое реализует исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач, возникающих перед обществом и государством в политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности»[17].

Маринникова М. придерживается несколько иной позиции, в соответствии с которой в качестве органа исполнительной власти следует рассматривать «учреждение, которое создается в целях участия в реализации функций этой [исполнительной] власти и наделенное для этого полномочиями государственно-властного характера, обособленное от других государственных органов организационно, функционально и юридически»[18].

Мы считаем, что можно согласиться с обеими приведенными позициями, так как каждая из них по-своему, однако в полной мере, характеризует сущность органа исполнительной власти и его основные функциональные черты.


Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами и др.

Ордина О.Н. считает, что административно-правовой статус органов исполнительной власти представляет собой совокупность трех основных элементов:

Целевой (нормы о целях, задачах и принципах деятельности);

-организационно-структурный (порядок организации, ликвидации органа, его структуры и системы подчиненности);

-компетенционный (властные полномочия и подведомственность)[19].

Р.Р. Аллиулов придерживается несколько иной позиции. Так, в структуре административно-правового статуса органов исполнительной власти он выделяет:

-точное определение места органа исполнительной власти в системе государственной власти в целом;

-юридическое закрепление полномочий и компетенции органа;

-юридическое закрепление структуры, форм и методов функционирования органа исполнительной власти.

Разработкой поставленной проблемы занималась и Т.Б. Макарова. Она утверждает, в отличие от вышеуказанных ученых, что в структуре административно-правового статуса следует выделять пять блоков элементов:

-системный (место и роль органов исполнительной власти в системе органов государственной власти, порядок его назначения);

-функциональный (принципы, функции, методы и процедуры функционирования рассматриваемых органов, а также цели их деятельности);

-организационно-структурный (правовые предписания, которые регулируют порядок образования структуры органа, порядок его финансирования, принятия решений и пр.);

-компетенционный (совокупность властных полномочий по конкретно определенным предметам ведения);

-ответственность (порядок и причины наступления неблагоприятных последствий в случае совершения административного правонарушения).

Считаем, что в данном случае необходимо критически рассматривать каждую из приведенных точек зрения. Нельзя оспаривать какую-то из них, и считаем справедливым утверждать, что каждый из приведенных подходов раскрывает свои особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти. Анализируя эти точки зрения, мы можем с уверенностью утверждать, что административно-правовой статус органов исполнительной власти - это сложное и многоаспектное явление, для точного определения которого необходимы тщательная проработка и исследование всех его структурных элементов, что, в свою очередь, позволяет наметить пути последующего совершенствования эффективности деятельности рассматриваемых органов.


Резюмируя вышеизложенное, справедливо утверждать, что сам термин «орган исполнительной власти» является понятием, в отношении определения которого в административном праве нет единого мнения. Аналогичная ситуация складывается и с выявлением сущности и структурной составляющей административно-правового статуса органов исполнительной власти. Мы считаем, что разработка данных вопросов необходима так как только при их решении мы можем выявить основные пробелы в регламентации статуса органов исполнительной власти (в аспекте административного права) и прогнозировать наиболее эффективные пути решения обнаруженных проблем.

В настоящее время в административном законодательстве закреплена систематизация функций органов исполнительной власти. Указ Президента от 9.03.2004г № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» выделяет пять вариантов функций обозначенных в Указе органов:

  1. Функции по утверждению законодательных актов: публикация на

основании и в осуществлении Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, обязывающих к выполнению установленных правил поведения для следующих структур и субъектов: органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные служащие, а также для юридических и физических лиц;

  1. Контрольно-надзорная функция заключается в выполнении контрольно-надзорных действий в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, их служащих, юридических и физических лиц; обеспечение вышеуказанных структур и лиц лицензиями для выполнения конкретной деятельности или определенных действий; оформление актов, документации, прав, в том числе выпуск личных правовых актов;
  2. Публикация личных правовых актов, ведение регистрационной, реесторной и кадастровой документации все это основывает правоприменительные функции;
  3. Функции по регулированию государственного имущества заключается в исполнении правомочий собственника относительно федерального имущества;
  4. Функции по предоставлению государственного обслуживания населения в области здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других сферах, указанных в законодательстве.[20]

Указанная систематизация функция является универсальной для всех уровней системы органов исполнительной власти в России, ввиду того, что органы исполнительной власти на государственном уровне выполняют наибольшее количество управленческих задач.


Вышеперечисленные структурные единицы компетенции отражаются в юридических актах органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Правовое положение органов исполнительной власти также основывается на том, что органы исполнительной власти действуют от имени Федерации, что вызывает невозможность использования властных полномочий в личных целях органа исполнительной власти или его должностного лица. [21]

Меры принуждения и меры воздействия на координируемых субъектов есть не только право органа исполнительной власти по отношению к субъекту, но с другой стороны, это есть ни что иное как прямая обязанность перед государством, которое наделило указанный орган данным правом.

Орган исполнительной власти в ходе деятельности своих полномочий заключает определенные правовые акты - акты управления. Их основное отличие заключается в их юридических особенностях, системы принятия и вступления в силу и пр.

Согласованность всех перечисленных составляющих частей правового статуса органов исполнительной власти будет являться гарантом результативности его деятельности. Предметы ведения должны отвечать разрешенным для органа полномочиям, профессиональная подготовка должностных лиц должна быть максимально высокой для реализации данных полномочий. Одновременно внутреннее устройство органа должно гарантировать приемлемое взаимодействие органов друг с другом на различных уровнях государственного управления, в том числе с органами местного самоуправления, в выполнении актуальных задач государственного управления и обоснованное разделение предметов ведения и правомочия среди частей системы. [22]

Таким образом, можно сделать следующие выводы органы исполнительной власти от части характеризуются определённой самостоятельностью, в рамках установленной компетенции; указанная компетенция указывает на принципы правового положения данного органа как в Конституционных нормах, так и в нормах законодательства субъекта. Полномочия исполнительного органа определяют его задачи, ответственность, обязанности. В рамках установленных полномочий органы исполнительной власти осуществляют юридически значимые действия, обозначающие их административную правосубъектность.

Правовой статус органов исполнительной власти основывается на том, что указанные органы автономны и неподвластны относительно определенных полномочий, указанных в Конституции Российской Федерации, Конституционном и Федеральном законодательстве, правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства.


2. Анализ структуры и полномочий органов исполнительной власти федерального и регионального уровня

2.2 Анализ структуры и полномочий органов исполнительной власти федерального уровня

Законодательство определяет Правительство Российской Федерации как государственной коллегиальный орган, осуществляющий исполнительную власть в государстве и находящийся во главе системы указанной власти в целом. Наряду с Конституцией Российской Федерации деятельность Правительства регламентируется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В состав Правительства Российской Федерации включены: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Возглавляющий Правительство Председатель назначается на должность Президентом Российской Федерации после одобрения кандидатуры Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Правительства устанавливает основополагающие ориентиры в работе Правительства, а также порядок его функционирования. Полномочиями для снятия Председателя с его должности обладает Президент Российской Федерации ввиду собственного желания Председателя и написания им соответствующего заявления либо в случае неисполнения Председателем своих прямых должностных обязанностей.[23]

Правительство призвано следить за исполнением Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, указов Президента, международных договоров и соглашений Российской Федерации, контролировать соблюдение указанных нормативных правовых актов всеми органами исполнительной власти. Оно также полномочно издавать постановления и распоряжения. Правительство осуществляет руководство над федеральными органами исполнительной власти, распределяя между ними функции и контролируя их деятельность и пр.