Файл: Субъекты малого предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в-третьих, потенциал регионального развития, реализующийся посредством вклада малого бизнеса в региональную экономику, экономическое развитие территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности субъектов малого предпринимательства на локальные рынки;

в-четвертых, инновационный потенциал, т.е. способность к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах;

в-пятых, интеграционный потенциал, позволяющий субъектам малого предпринимательства преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, а также кооперационные системы с участием более крупных субъектов хозяйствования;

в-шестых, мультипликативный потенциал, т.е. возможность обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные сдвиги в смежных отраслях;

в-седьмых, кадровый потенциал, выражающийся в активном притоке в сферу малого предпринимательства специалистов высокой квалификации.[26]

Несмотря на то, что перечень преимуществ малого предпринимательства достаточно широк, имеют место и его слабые стороны. В частности, таковыми являются:

неустойчивый характер деятельности малого предприятия;

сильная зависимость от конъюнктуры;

источник экономических и социальных рисков;

интуитивный характер управления бизнесом;

недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации;

использование теневых ресурсов;

слабая компетентность руководителей, отсутствие специальных знаний, а, как результат, неспециализированное управление;

зависимость от поддержки крупных фирм и государства.[27]

Следует отметить и тот факт, что малое предпринимательство позволяет мобильно действовать в условиях рыночной экономики, реагировать на изменения спроса, поддерживать конкурентоспособную среду, однако при этом его деятельность носит крайне неустойчивый и рискованный характер, оно подвержено гораздо большему риску, чем крупные предприятия.[28]

Указание на слабые стороны малого предпринимательства необходимы не для того, чтобы отпугнуть людей от участия в нем, а, в первую очередь, в целях определения круга проблем, с которыми сталкиваются новоиспеченные бизнесмены, и направлений дальнейшего развития и совершенствования форм и методов осуществления данного вида предпринимательской деятельности.


С другой стороны, выявление недостатков малого предпринимательства имеет своей целью получение реальной государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными соответствующими программами развития малого предпринимательства.

Поддержка развития малого предпринимательства выступает частью государственной социально-экономической политики, в рамках которой органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления обязаны осуществлять правовые, политические, экономические, информационные, образовательные и иные мероприятия, направленные на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства.[29]

Таким образом, малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития и функционирования. Как наиболее гибкая организационная форма экономики малое предпринимательство позволяет максимально учитывать потребности локального рынка товаров и услуг, оперативно реагировать на изменение его конъюнктуры, непосредственно взаимодействовать с потребителями и быстро перестраиваться исходя из их запросов, что позволяет создавать конкурентоспособные производства, обеспечивать стабильность и устойчивость его развития.

2. Общая характеристика субъектов малого предпринимательства

2.1. Понятие субъектов малого предпринимательства

Как отмечалось ранее, деятельность субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в статье 1 которого закреплено легальное понятие субъектов малого предпринимательства. При этом законодатель в данном случае не проводит деление между малым и средним предпринимательством, формулируя единую дефиницию.

Так, под субъектами малого и среднего предпринимательства принято понимать хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.[30]


Другими словами, это субъекты хозяйствования, осуществляющие предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством.[31] Малое предприятие характеризуется небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т.д.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли.[32]

Понятие «малое предпринимательство» предполагает количественную определенность, позволяющую отделить его от иных, более крупных форм хозяйствования. Однако конкретные количественные показатели не позволяют дать исчерпывающие определения малого бизнеса.

Разграничение сфер малого, среднего и крупного предпринимательства в правовом отношении стоит производить, исходя из специфики правового положения субъектов, действующих в этой области, их структурно-организационного построения в рамках осуществления предпринимательской деятельности, а также юридических особенностей государственного воздействия (стимулирования-ограничения) на указанных субъектов. Соответственно, базовым правовым признаком, разграничивающим сферы малого, среднего и крупного предпринимательства, по мнению ряда авторов, является субъектный признак.[33]

Существует достаточно много разновидностей малых предприятий, а, соответственно, возможна их классификация по различным основаниям. Наиболее распространенными в юридической литературе основаниями деления субъектов малого предпринимательства на виды являются: организационно-правовая форма, форма юридической организации, отраслевой признак, вид деятельности, способ образования и другие.[34]

Так, в зависимости от организационно-правовой формы среди субъектов малого предпринимательства различают: акционерные общества, потребительские и производственные кооперативы, хозяйственные общества и товарищества, индивидуальных предпринимателей.

Исходя из формы юридической организации, принято выделять два вида субъектов малого предпринимательства: организации с образованием юридического лица и индивидуальные предприятия без образования юридического лица. По отраслевой принадлежности деление проводится в зависимости от сферы деятельности, в связи с чем различают торговые, производственные, строительные, транспортные, иные предприятия малого бизнеса.


В зависимости от динамики хозяйственного оборота в правоприменительной практике деление проводится на стабильные, растущие и умирающие предприятия.[35]

В зависимости от основного вида деятельности различают производственные предприятия, характеризующиеся мелкосерийным типом производства, коммерческие предприятия, инновационные предприятия, фермерские предприятия.[36]

Малый бизнес может создаваться в любых организационно-правовых формах, применимых для коммерческих организаций. Так, субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.[37] Однако не все, а только те, которые прошли государственную регистрацию в соответствии с требованиями российского законодательства и соответствуют установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условиям (критериям), которые будут рассмотрены ниже.

В целом же деятельность малого предпринимательства в масштабах экономики страны играет значимую роль и выступает важным фактором повышения ее гибкости, поскольку, позволяя оперативно приспосабливаться к меняющимся рыночным отношениям, обеспечивает экономическую стабильность и устойчивость, финансовую безопасность личности.

2.2. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства

В современной юриспруденции, также, как и в экономике, применяются различные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малому бизнесу. При этом учитывая динамичность развития и вовлечение значительного количества россиян, малое предпринимательство как экономическое и юридическое явление является еще достаточно расплывчатым, а критерии разграничения бизнеса слишком усреднены.

Нередко, на практике отнесение к той либо иной сфере предпринимательства (малое, среднее, крупное) сопряжено с рядом трудностей:

во-первых, это несопоставимость объективных условий предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики;


во-вторых, это имеющиеся в разных странах различия в методике расчета наиболее часто используемых показателей, таких как объем продаж, оборот, стоимость активов, размер уставного капитала и др.;

в-третьих, это законодательные различия критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству.[38]

Анализ юридической литературы по рассматриваемой проблематике, Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», позволяет выделить три критерия отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства: суммарная доля участия других организаций; численность работников; доход за год.[39]

Первый критерий – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иных организаций в уставном или складочном капитале юридического лица. Так, субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, если суммарная доля других организаций составляет не более чем двадцать пять процентов доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцать пять процентов голосующих акций акционерного общества. При этом для иностранных организаций, а также для организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, суммарная доля не должна превышать 49 %.[40]

Второй критерий – среднесписочная численность работников организации, которая исчисляется за предшествующий календарный год и устанавливается в зависимости от категории (вида) субъекта малого и среднего бизнеса. Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:

микропредприятия – до 15 человек включительно;

малые предприятия – от 16 до 100 человек включительно;

средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно.

При этом для средних предприятий Правительством Российской Федерации может быть установлено иное предельное значение среднесписочной численности работников.[41]