Файл: Субъекты малого предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обращает на себя внимание тот факт, что среднесписочная численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников организации, в том числе работников, осуществляющих трудовую деятельность по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.[42] Однако, по мнению отдельных авторов не следует включать в среднюю численность работающих в субъектах малого (микро) и среднего предпринимательства за календарный год лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, поскольку это не соответствует правовой природе трудовых отношений.[43]

Третий критерий – доход юридического лица, индивидуального предпринимателя, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, предельное значение которого определяется Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом субъектом предпринимательства такой доход рассчитывается исходя из осуществляемой за предшествующий календарный год предпринимательской деятельности, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам.

В настоящее время Правительством Российской Федерации в качестве критерия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установлены следующие предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год:

для микропредприятий – до 120 млн. рублей;

для малых предприятий – до 800 млн. рублей;

для средних предприятий – до 2 млрд. рублей.[44]

Некоторые авторы в качестве самостоятельного критерия отнесения к субъектам малого предпринимательства выделяют критерий закрепления юридического статуса, в соответствии с которым субъект малого предпринимательства для получения такого статуса должен пройти государственную регистрацию.[45]

Однако данный критерий представляется спорным, поскольку любой хозяйствующий субъект должен пройти государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018 N 514-ФЗ), в соответствии с требованиями которого в Российской Федерации ведутся Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).[46]


И только на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также сведений о среднесписочной численности работников и доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности, иных установленных законом сведений, соответствующая информация вносится уполномоченным лицом в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а в последующем ежегодно обновляется и ежемесячно дополняется (корректируется).[47] Следует иметь в виду, что внесение субъектов предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки не порождает никаких правовых последствий и является добровольной регистрацией, отсутствие которой не является основанием для отказа в заключении ряда гражданско-правовых сделок на льготных условиях.[48]

Таким образом, отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства осуществляется с использованием комбинированного подхода, объединяющего количественные и качественные критерии, т.е. включающего в себя как экономические, так и статистические составляющие.

2.3. Правовой статус субъектов малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства, представляя собой обычных субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, статус которых определяется в рамках гражданского права), обладают спецификой правового положения. Отмеченная специфика заключается в том, что субъекты малого предпринимательства имеют набор субъективных прав, связанных с правовым стимулированием их деятельности.[49]

Первично правовой статус субъектов малого предпринимательства определяется особенностями правового регулирования. Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» статус субъекта малого предпринимательства узаконен, в силу чего он в целях стимулирования деятельности приобретает комплекс льгот, что не противоречит ни существу гражданско-правового статуса юридического или физического лица, ни основным принципам гражданского права.


Речь идет о создании режима наименьшего государственного воздействия на такое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в экономической сфере, где область государственного давления достаточно велика. Поэтому, создавая особый правовой статус для отдельных субъектов гражданско-правового регулирования, законодатель последовательно проводит в жизнь основной принцип современного гражданского оборота –принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования.[50] Отнесение субъекта предпринимательства к малому бизнесу в силу Федерального закона дает право такому субъекту на получение государственной поддержки.

При этом под государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства следует понимать предусмотренную законодательством систему способов, мер и средств, которые в совокупности направлены на формирование и обеспечение эффективного функционирования системы субъектов малого предпринимательства, включая одновременно правовое стимулирование данных субъектов и правовое ограничения лиц, взаимодействующих с ними (органы публичной власти и частные контрагенты). Данная поддержка осуществляется в рамках государственного регулирования предпринимательской деятельности.[51]

В свою очередь под правовой формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства следует понимать установленную в нормативном массиве конкретную меру (способ, средство) право-ограничительного или право-стимулирующего характера, направленную на создание и (или) поддержание должного уровня функционирования субъектов малого предпринимательства.[52]

В качестве таких мер, осуществляемых в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, законодатель предусматривает:

1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Так, специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся: единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; налог на профессиональный доход; упрощенная система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.[53]


2. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий. В первом случае это предполагает составление отчетности в сокращенном составе, когда субъекты малого предпринимательства вправе раскрывать в отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для остальных экономических субъектов. При этом упрощенная отчетность не подразумевает освобождения предприятия от обязанности представлять сравнительные показатели за предыдущие периоды. Во втором случае, упрощенный порядок кассовых операций предусматривает возможность отказаться от установления лимита кассы микропредприятиями, возможность не оформлять документально кассовые операции.[54] Также индивидуальные предприниматели вправе отказаться от оформления приходного и расходного ордера, а также не вести кассовую книгу. В их обязанности вменяется лишь оформление расчетно-платежных и платежных ведомостей при выплатах зарплаты физическим лицам или иных вознаграждений в наличной денежной форме.

3. Упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчетности, в силу которого федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной выборки, а также проводимых раз в пять лет сплошных статистических наблюдений.

4. Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество. Данный порядок предоставляет субъектам малого предпринимательства преимущественное право на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.[55]

5. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в осуществлении закупок товаров, работ, услуг. Так, на законодательном уровне закрепляется особый порядок участия субъектов малого бизнеса в качестве поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с которым заказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого бизнеса в диапазоне от 15 процентов совокупного годового объема закупок.[56]


Мерой защиты также служит законодательно подкрепленное требование, что в государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

6. Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), что подразумевает ограничение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

7. Меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансовая поддержка осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства.[57] Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности в виде субсидий в установленном Правительством РФ порядке.

8. Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, принимаемые для формирования целостной системы инфраструктуры на всех уровнях. Они призваны обеспечить благоприятные условия для развития малого бизнеса посредством оказания комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях.

Государство создало специальную инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства. Она включает в себя центры по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инновационные и технологические центры, бизнес-инкубаторы и другие.[58]

Создание развитой инфраструктуры и надлежащее оказание субъектам малого предпринимательства финансовой, имущественной и иной поддержки будет способствовать налаживанию деловых контактов в частности и самоорганизации малого бизнеса в целом.

В целях реализации задач и принципов государственной политики в области развития малого предпринимательства могут предусматриваться и иные меры.