Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность работы определяется тем, что правовое регулирование предпринимательской деятельности в России является одной из главных необходимостей в условиях рыночной экономики.

Современное российское государство провозгласило свободу предпринимательской деятельности, и в числе конституционных прав и свобод человека и гражданина закреплено право каждого «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ст. 34 Конституции Российской Федерации)[1].

Данное неотъемлемое право человека носит не только юридический, социальный, но и политико-правовой характер. В Конституции закреплены правовые механизмы реализации принципов рыночной экономики и свободы предпринимательской деятельности. В рамках конституционных преобразований был изменен ключевой теоретико-правовой подход к пониманию места и роли конституционного права на предпринимательскую деятельность в экономическом и правовом регулировании общественных отношений.

В развитие рассматриваемого конституционного законоположения создан большой объем законодательных и подзаконных актов, которые направлены на всестороннее раскрытие смысла конституционного права на предпринимательскую деятельность в контексте с основами правового статуса личности и основами конституционного строя Российской Федерации.

Задача проводимых в стране преобразований в рамках общей правовой реформы – создать все необходимые условия для гармоничного развития экономики, а особенно в промышленных сферах деятельности, повысить экономическую грамотность населения в предпринимательской сфере, научить граждан уважать предпринимательскую деятельность, без чего невозможно построение гражданского общества в России. Без знания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность в современных условиях, невозможен дальнейший рост экономики России, ее производственного потенциала, и как следствие рост благосостояния граждан и социальная защита россиян.

Указанные выше обстоятельства и предопределили необходимость и актуальность избранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является система источников предпринимательского права.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие отношения, возни­кающие в сфере предпринимательства.


Целью работы со­стоит в комплексном научно-теоретическом анализе нормативно-правовых актов, являющихся источниками предпринимательского права.

Цель данной работы конкретизируется в следующих основных задачах:

  • исследование понятия источника права;

- определение критериев и оснований квалификации норм права;

  • изучение видов источников предпринимательского права;
  • анализ распространенных форм систематизации законодательства о предпринимательской деятельности;
  • рассмотрение возможности кодификации законодательства о предпринимательской деятельности;
  • выработка предложений по совершенствованию законодательства о предпринимательской деятельности.

Практическая значимость работы определяется содержащимися в ней результатами исследования, обосновывается и аргумен­тируется категория «источники предпринимательского права», приводится общая характеристика источников предпринимательской деятельности, анализ существующих нормативно-правовых актов, анализируется возможность кодификации и совершенствования законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

В процессе исследования были использованы исследования российских цивилистов В.А. Вайпан, М.А. Егоровой, В.К. Андреева, Л.В. Андреевой, К.М. Арсланова, М.Ю. Тихомирова, в которых даются научные обоснования категории «предпринимательское право», сравниваются существующие положения российского законодательства и изучаются проблемы.

В ходе исследования были использованы следующее методы научного познания: анализ, синтез, сравнительный, функциональный, системный, исторический, формально-юридический.

Глава 1. Понятие источников предпринимательского права

1.1. Общее понятие правовых норм

Современная наука определяет источник права в политическом, историческом, материальном, идеологическом, и формальном, то есть юридическом смыслах.

Материальными источниками права признаются сами общественные отношения, объективные экономические закономерности в жизни общества, которые порождают нормы права. Именно экономические интересы людей являются основной движущей силой правотворчества. Так, субъекты предпринимательской деятельности, вступая в предпринимательскую деятельность, формируют определенную систему рыночных отношений, которые могут служить материальной основой для норм предпринимательского права[43].


К источникам права в идеологическом смысле причисляют правосознание и правовую культуру конкретных людей, социальных групп, всего общества в целом, отражающих их отношение к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям и юридически значимому поведению людей в правовой сфере. Идеологические истоки права оказывают огромное влияние на правовую систему в целом. В частности, в девяностых годах двадцатого века в Российской Федерации коренные изменения в отношении граждан нашей страны к частной собственности, предпринимательству привели к возрождению и развитию предпринимательского права.

Также ученые исследуют источники права в историческом и политическом аспектах. В историческом смысле они могут представлять собой различные памятники права, с помощью которых изучаются содержание права различных государств в разные эпохи, и влияние этих источников на последующее формирование правовой системы: тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления известных юристов, правосознания и правопонимания в целом. Одним из основных письменных источников русского права является Русская Правда - сборник правовых норм Древнерусского государства. Она содержала и нормы торгового права, регулирующие экономические отношения в Древнерусском государстве. В политическом смысле под источником права понимается само государство, правотворческие органы которого обеспечивают принятие и опубликование норм права[43, с. 234].

Под источником права в формальном (юридическом) смысле традиционно понимают юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Эта юридическая форма представляет собой способ закрепления, внешнего выражения и существования норм права. Под правовой нормой понимается государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, обязательное для исполнения[21,с. 42]. Характеристика источников права как форм объективирования правовых норм является преобладающей в научной и учебной литературе. Современная российская теория выделяет следующие источники правового регулирования: 1) нормативный правовой акт; 2) нормативный правовой договор; 3) правовой обычай; 4) судебная практика, однако, стоит отметить, что государства романо-германской правовой системы среди «официальных» источников судебный прецедент не называют, хотя его влияние на формирование правовой системы является значительным.[33]


Система формальных источников права постоянно развивается, усложняется, изменяется, совершенствуется. В первобытных обществах, когда только зарождались раздел имущества, товарно-денежные отношения, регулирование экономических связей осуществлялось с помощью торговых обычаев и обыкновений. Развитие товарно-денежных отношений привело к необходимости вмешательства государства в урегулирование разнородных по своей природе частных и публичных интересов в виде установления формальных правил поведения, обеспеченных принуждением и страхом применения санкций. Состав, содержание и система источников права в каждой стране определяются ее историческими и национальными особенностями, а также принадлежностью к той или иной правовой семье - англосаксонской, романо-германской (европейской, континентальной), социалистической и т.д. Так, например, в англосаксонской правовой системе существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные), судебное усмотрение. В современной России основным преобладающим источником права признается нормативный правовой акт. Источники предпринимательского права отличаются сочетанием норм нескольких отраслей права и включают в себя частноправовые и публично-правовые начала.[33, с. 75]

В последние годы в России наблюдается трансформация правовой системы, которая несколько направлена на размывание принципа исключительности нормативно правовых актов. Все большее значение придается их толкованию и судебному усмотрению при разрешении конкретных дел. От современных юристов при выявлении правового содержания источников права требуется не только формальное знание текстов статей законов и иных актов, но и умение их истолковывать на основе сложившейся судебной практики применительно к фактическим обстоятельствам конкретного дела. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[28] прямо указал на то, что «положения ГК Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК Российской Федерации),[2] подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК Российской Федерации «.

К источникам предпринимательского права относят юридические формы закрепления норм права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они могут классифицироваться по различным критериями и основаниям.


Так, например, по субъектам нормотворчества выделяются нормы, которые установлены органами государственной власти, органами местного самоуправления, негосударственными организациями и непосредственно народом на референдуме. Главную роль в регулировании предпринимательской деятельности играет государство в лице своих органов, которые принимают нормативные правовые акты в целях создания равных условий для субъектов предпринимательской деятельности, обеспечения конкуренции, реализации антимонопольной политики, защиты публичных интересов в рыночной среде.

1.2. Классификация нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности

Нормативные правовые акты в сфере предпринимательской деятельности классифицируются по юридической силе и их месту в иерархии актов. По данному критерию сложившаяся система законодательства в сфере предпринимательства подразделяется на Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные нормативные акты. Разделенные по юридической силе нормативные правовые акты образуют строго определенную вертикальную структуру. Такая иерархия актов обусловлена компетенцией правотворческого органа власти, принявшего акт. В то же время в нормативном правовом массиве выделяются положения общего характера, касающиеся всех видов предпринимательской деятельности (о регистрации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности, несостоятельности (банкротстве), конкуренции, инвестициях, инновациях и т.п.). Они образуют горизонтальную структуру предпринимательского законодательства, отличающуюся разнообразием актов по содержанию и форме.[31, с.67]

В предпринимательском законодательстве в зависимости от предмета регулирования выделяют нормативные правовые акты, определяющие общие условия ведения предпринимательской деятельности (лицензирование, техническое регулирование, правила формирования имущественной основы, учет и отчетность, государственный контроль (надзор) за субъектами предпринимательской деятельности, саморегулирование и т.д.), и акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (банковскую, страховую, аудиторскую, оценочную, рекламную, клиринговую, иные).[36, с. 112] Также имеются нормативные правовые акты, устанавливающие определенные правила ведения предпринимательской деятельности в различных сферах экономики (в энергетике, связи, на транспорте и др.), и акты, нацеленные на развитие предпринимательской среды и государственную поддержку предпринимательства (о промышленной политике, поддержке малого и среднего предпринимательства, о развитии инновационной инфраструктуры, фермерства и т.п.).