Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательство о предпринимательстве является единой взаимосвязанной комплексной системой актов, содержащей нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (земельному, административному, гражданскому, финансовому и др.). Этот факт предопределен требованием регулирования объективно существующих разнородных общественных отношений, складывающихся в предпринимательстве. Поэтому нормативные правовые акты в сфере предпринимательства, как правило, носят комплексный характер. Учитывая комплексный характер законодательства в сфере предпринимательства, его невозможно в целом отнести к подсистеме гражданского законодательства.

Комплексный характер данного вида законодательства в большинстве своем определен необходимостью государства отражать в правовых нормах трезвого равенства баланса публичных и соответственно частных интересов граждан, и установить определенные законодательные запреты предпринимательской деятельности в публичных интересах. Частные интересы определены нормами гражданского права, в первую очередь о свободе деятельности предпринимателей, всеобщем равенстве деятелей гражданского оборота, неприкосновенности частной собственности, полной свободы договора, недопустимости чьего-либо вмешательства в дела.[46, с.47]

Хотелось бы отметить, что правовым видом отражения публичных интересов представляются нормы трудового, финансового, административного, земельного права, Которые направлены на наиболее полное обеспечение и сохранение безопасности жизни и конечно, здоровья российских граждан, обороны нашей страны и безопасности государства в целом, охраны природы, других интересов людей. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в сфере предпринимательского законодательства основано на конституционных положениях о том, что Россия является социальным государством, в котором гарантируется свобода экономической деятельности на основе различных форм собственности, в том числе частной.[43, с.311]

2.2. Система источников предпринимательского права субъектов Российской Федерации

В систему источников предпринимательского права входят нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, прежде всего законы субъектов Российской Федерации. Они не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. Нормотворческие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяются на основе Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[14]. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в частности, принятие актов, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Например, можно отметить Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»[17]. Проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат обязательной оценке регулирующего воздействия на предмет выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или влекущих для них необоснованные расходы. Кроме того, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской деятельности, подлежат экспертизе в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности.


К местным источникам предпринимательского права относятся уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты, когда они устанавливают либо изменяют общеобязательные правила в сфере предпринимательской деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, которые обязательны для исполнения на территории муниципального образования. Ими являются акты, которыми установлены местные налоги, а также сборы, акты, которыми регулируется организацияводо-, газо-, тепло-, электроснабжения граждан муниципального образования, работ по благоустройству территорий, дорожную деятельность, оказание транспортных услуг и др.[31, с.44]

Часть муниципальных правовых актов направлена на улучшение условий для развития сельского хозяйства, увеличения рынка для продукции сельского хозяйства, горюче-смазочных материалов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Хотелось бы отметить, что муниципальные нормативно-правовые акты, в которых определены вопросы предпринимательской деятельности, также должны проходить экспертизу на предмет выявления положений, которые затрудняют предпринимательскую деятельности.

Известно, что международный договор это международное соглашение, которое заключено Российской Федерацией с любым иностранным государством или иностранными государствами, а также с международной организацией или с любым иным образованием в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Вопросы заключения, выполнения, а также прекращения заключенных международных договоров определяется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».[12]

2.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности международными правовыми и судебными актами


Россия участвует в большом количестве двухсторонних и многосторонних договоров по различным экономическим вопросам, которыми в той или иной мере регулируется область предпринимательской деятельности. К данным договорам относятся:

1) договоры, которыми определен международно-правовой режим экономических связей;

2) договоры, в которых регулируется движение товаров, услуг и капиталов через государственные границы (соглашения о научно-техническом сотрудничестве, торговые соглашения, соглашения об оказании услуг, и др.);

3) договоры, которыми установлены валютно-финансовые отношения между странами;

4) соглашения о международном регулировании цен на сырьевые товары и международном регулировании производства.[45, с.23]

Важное значение, среди международных источников предпринимательского права имеют соглашения, заключенные в рамках ВТО. Правила Всемирной торговой организации регулируют только торгово-экономические вопросы, и на основании этого право ВТО можно отнести к международному торговому праву. Решение проблем в сфере оптимизации документов ВТО и Российской Федерации обсуждалось на заседаниях правительства, и выносились соответствующие решения.[41, с.18]

В связи с тем, что в 2014 году был создан ЕАЭС источниками предпринимательского права можно считать:

1) Договор о Евразийском экономическом союзе, в который включены в качестве приложений протоколы по различным направлениям регулирования экономических отношений;

2) международные договоры, которые заключены между государствами - членами Евразийского экономического союза по вопросам деятельности Союза;

3) международные договоры Союза с третьими сторонами,;

4) нормативные решения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий.

Соответственно, все решения органов Евразийского экономического союза подлежат исполнению государствами-членами в порядке, но предусмотренном их национальным законодательством.

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и обладающая международной правосубъектностью, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики. Россия является государством - членом ЕАЭС.[42, с.17]


Протоколами и договором определены правила деятельности таможенного союза (таможенно-тарифное и нетарифное регулирование), общие положения о техническом регулировании, а также нормы, регулирующие единое экономическое пространство (валютную политику, промышленную политику, макроэкономическую политику, а также правовые основы регулирования торговли, услуг, деятельности учреждений, деятельности и осуществления инвестиций в государствах-членах, принципы, цели и регулирования финансовых рынков, основные нормативные принципы взаимодействия государств-членов в области налогообложения, общие правила и принципы конкуренции, деятельность субъектов естественных монополий, общий рынок энергетических ресурсов, транспортную инфраструктуру и перевозки, обеспечение охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, государственные (муниципальные) закупки и др.).

К нормативным договорам могут быть отнесены договоры, применяемые для регулирования внутригосударственных отношений, например договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, в которых закреплены полномочия в сфере экономического развития.

В современной цивилистической юридической литературе имеется мнение, что в настоящее время формируется особое наднациональное законодательство, и проводится анализ проблем передачи части публичных полномочий государств на наднациональный уровень.[42, с.33] К наднациональному законодательству обычно относят как международные договоры, так и иные документы. Среди последних выделяются акты, принятые в качестве приложений к международным договорам (например, Таможенный кодекс Таможенного союза), а также отдельные акты, которые обладают самостоятельным статусом (например, действует ранее принятое решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» и др.). Такое развитие источников предпринимательского права дает основание полагать о наличии двух уровней нормативного регулирования предпринимательской деятельности: наднационального (например, законодательство Таможенного союза) и внутреннего (законодательство Российской Федерации).[34, с.44]

Особыми источниками предпринимательского права являются санкционированные государством правовые обычаи. В сфере предпринимательской деятельности они именуются обычаями делового оборота. В законодательстве в отношении обычаев используется разная терминология. Например, в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации[3] говорится о морских обычаях, обычаях данного порта, обычаях торгового мореплавания, обычаях делового оборота. Нередко используется термин «торговые обычаи». Появилось понятие «торговый термин», применяемое в связи с международными торговыми обычаями.


В ряде статей Гражданского кодекса Российской Федерации и иных Законов (о несостоятельности (банкротстве), о валютном регулировании и валютном контроле, об организации страхового дела в Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации и др.) имеются прямые отсылки как в целом к обычаям, так и особо к обычаям делового оборота. Например, ГК Российской Федерации допускает применение обычаев делового оборота: при определении момента перехода риска случайной гибели товара (ст. 459), проверке качества товара (ст. 474), определении его комплектности (ст. 478) и в иных случаях при поставке товаров; при применении некоторых правил о подряде; при подтверждении письменной формы договора банковского вклада (ст. 836) и в некоторых других случаях, встречающихся в банковской практике. В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [16] к недобросовестной конкуренции могут быть отнесены и такие действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат обычаям делового оборота.

Так обычаем признается не предусмотренное законодательством, но сложившееся, т.е. определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения (ст. 5 ГК Российской Федерации). Хотелось бы отметить, что подлежит применению как обычай, закрепленный в каком-либо документе (опубликованный в печати или изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, а также засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации[35, с.44] и др.), так и обычай, который не зафиксирован.

Доказывать, что обычай существует должна та сторона, которая осуществляет на него ссылку. В данном случае, важность имеет признание обычая судом, который рассматривал какое-нибудь дело, или путем разъяснений. Можно привести следующий пример: в п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах»[26] указано на возможность использования в качестве обычая примерных условий договора. А в Определении от 21 января 2013 г. № ВАС-18114/12 [30] Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что «размещение в месте осуществления своей деятельности коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности и вида оказываемых услуг, может расцениваться как обычай делового оборота». В качестве обычаев делового оборота в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации упоминались традиции исполнения тех или иных обязательств. Очень часто в практике судов, имеет место ссылка на положения утративших силу инструкций, методик и иных нормативных правовых актов в качестве обычаев делового оборота.