Файл: Оборотные активы предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена исследованию проблемы управления оборотным капиталом российских компаний. На современном этапе развития рыночных отношений постоянное развитие конкуренции требует от компаний поиска, разработки и совершенствования алгоритмов оптимального управления бизнесом. В силу этого разработанные и применяемые модели и методы управления капиталом являются одним из важнейших конкурентных преимуществ компании. Управление оборотным капиталом является одной из важных сфер финансового менеджмента компании. По мнению многих специалистов, эффективное управление оборотным капиталом заключается в том, чтобы обеспечить финансирование фондов, необходимых для текущей деятельности предприятия.

На данный момент существует большое число исследований, посвященных управлению оборотным капиталом. Авторы изучали отдельные составляющие оборотного капитала, а также влияние операционного и денежного циклов на эффективность деятельности компании. При этом статьи охватывают далеко не все рынки и отрасли, что оставляет место для дальнейших исследований.

Проблема управления оборотным капиталом компаний приобретает особую актуальность по ряду причин. Во-первых, для всех компаний вопрос эффективного управления оборотным капиталом стоит достаточно остро, поскольку от политики управления оборотным капиталом зависит уровень платежеспособности и финансовой устойчивости. Во-вторых, проблема повышения операционной эффективности для компаний встает на первый план при возникающих кризисных явлениях в глобальной и российской экономиках, когда компаниям для поддержания высокого уровня платежеспособности и финансовой устойчивости требуется усовершенствование системы управления оборотным капиталом, что в свою очередь приведет к повышению конкурентоспособности и укреплению рыночных позиций компании.

Также актуальность данной работы обусловлена предполагаемой перспективностью использования полученных рекомендаций по управлению оборотным капиталом для повышения эффективности деятельности предприятий. Все эти факторы послужили стимулом для более детального изучения выбранной темы.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи между результатами управления оборотными активами и показателем эффективности деятельности российских компаний.


Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • раскрытие экономической сущности, роли оборотный активов в деятельности компании;
  • обзор теоретической литературы и результатов предыдущих эмпирических исследований по данной теме;
  • определение показателей, характеризующих управление оборотными активами, а также эффективность деятельности компаний;
  • тестирование эконометрических моделей для выявления взаимосвязей между показателем управления оборотными активами и эффективностью деятельности компании;
  • анализ полученных результатов и их интерпретация.

Объектом исследования данной работы является финансово-экономическая деятельность компаний Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступают показатели управления оборотным капиталом, которые влияют на эффективность деятельности компаний.

В качестве методической базы для написания данной работы послужила теоретическая литература в области финансового менеджмента и результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов. Среди последних можно назвать таких авторов, как Волков Д. Л., Никулин Е. Д., Гаранина Т. А, Deloof M, Garcia-Teruel P., Kieschnick R. и др.

Если говорить о практической значимости данной работы, то полученная в ходе работы методология исследования взаимосвязи результатов управления оборотным капиталом и экономических результатов компаний может оказаться полезной для проведения последующих исследований по рассматриваемой тематике и ее применение позволит повысить эффективность деятельности компаний.

Представленная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена определению сущности, роли оборотного капитала в организации, важности эффективного управления оборотным капиталом, а также обзору теоретической литературы и результатов эмпирических исследований по выбранной теме. Вторая глава посвящена выбору модели эконометрического исследования, описанию ее составляющих, а также гипотез проводимого исследования. Третья глава посвящена проведению эмпирического исследования, получению результатов и их интерпретации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ


1.1. Понятия оборотного актива, управления оборотными активами, эффективности деятельности компании

Прежде чем вести рассуждение на тему влияния управления оборотным капиталом на деятельность компании необходимо уточнить несколько базовых понятий в данной области. Для начала необходимо раскрыть суть оборотного капитала. В экономической литературе существует несколько формулировок оборотного капитала. Так в современном экономическом словаре Райзберга Б.А. и Лозовского Л.Ш. под оборотным капиталом понимают оборотные средства, часть средств производства, целиком потребляемая в течение производственного цикла. В статье Волкова Д.Л. и Никулина Е.Д. (2012) под оборотным капиталом понимается сумма средств, инвестированных в текущие операции организации, за вычетом текущих требований к организации. В целом под оборотным капиталом понимается капитал, инвестируемый в операционную деятельность для поддержания повседневного функционирования компании.

Величина оборотного капитала может быть рассчитана по-разному. Традиционно величина оборотного капитала определяется как разница между текущими (оборотными) активами и текущими (краткосрочными) обязательствами компании. Также можно определить оборотный капитал в более широком смысле: как разницу между оборотными активами и кредиторской задолженностью. Данная величина оборотного капитала показывает часть оборотных средств, которые финансируют за счет платных источников финансирования, таких как кредиты и займы. В данной работе наиболее полное и подходящее по контексту является определение оборотного капитала как разницы между оборотными активами и текущими обязательствами.

Основное назначение оборотного капитала заключается в обеспечении непрерывности и эффективности текущей деятельности. Достаточное количество оборотного капитала является индикатором устойчивости финансового положения компании.

Потребности компании в оборотном капитале зависят от конъюнктуры рынка и обуславливаются множеством факторов, среди которых специфика деятельности компании, размер предприятия, условия приобретения оборотных средств, риски и др.


Разработка адекватной политики управления оборотным капиталом оказывает далеко не последнее влияние на эффективность деятельности компании. Выбор неподходящих методов управления оборотным капиталом может иметь крайне неблагоприятные последствия для компании. Так в частности при низком уровне оборотного капитала предприятия могут столкнуться со значительным снижением прибыли, а также может возникнуть ситуация, когда предприятие окажется не в состоянии погасить свои текущие обязательства вовремя, что может повлечь за собой разрыв связей со многими экономическими агентами. С другой стороны, излишнее наращивание оборотных активов может на начальном этапе вызвать увеличение объемов производства и как следствие прибыли, однако в дальнейшем может так же привести к ситуации, когда у предприятия будет иметься слишком много свободных и временно бездействующих активов, которые повлекут за собой дополнительные расходы (Липчиу, Юрченко, 2012). Таким образом, процесс управления оборотным капиталом подразумевает обеспечение потребности компании в ликвидных активах, формировании рациональной структуры оборотного капитала и источников его финансирования. Основной целью управления оборотным капиталом является обеспечение баланса между рентабельностью и ликвидностью компании. Эти факторы в совокупности необходимы для обеспечения устойчивого финансового положения организации, а также для роста прибыли и рентабельности.

При формировании политики управления оборотным капиталом компании необходимо определить, во-первых, объем величины оборотного капитала для обеспечения эффективности ее деятельности, во-вторых, как политика управления оборотным капиталом согласуется со стратегическими целями управления компанией, направленными на увеличение ценности для собственников. При этом важен и краткосрочный аспект управления оборотным капиталом, который подразумевает способность компании генерировать такой объем денежных средств, который обеспечивал бы текущую эффективность деятельности и надлежащий уровень платежеспособности.

Также одной из целей управления оборотным капиталом является рост рентабельности активов, так как рентабельность выступает непосредственным драйвером ценности капитала организации, находящимся с ним в прямой зависимости (Волков, Никулин, 2012). Данную точку зрения подтверждает в своей статье (Deloof, 2003), который считает, что управление оборотным капиталом имеет значимое влияние на показатель рентабельности активов фирм. Рентабельность активов является мерой измерения операционной эффективности деятельности компании, таким образом, данный показатель может принимать в качестве целевого показателя управления оборотным капиталом.


Коэффициент рентабельности активов (ROA) - это отношение чистой прибыли к ее суммарным активам. Показатель рентабельности активов характеризует эффективность использования активов для получения прибыли. Помимо этого, он показывает среднюю доходность, полученную на все источники капитала (собственного и заемного).

На практике же, стратегия эффективного управления оборотным капиталом реализуется не в полной мере. В связи с чем, у компаний образуется некий потенциал для высвобождения средств из оборотного капитала. Доказательством данного утверждения служит следующий пример. Компания EY ежегодно представляет исследование по вопросам управления оборотным капиталом «Деньги без движения» (All tied up. Working capital management). В последнем исследовании за 2015 год выявлено, что такой ключевой показатель эффективности использования оборотных средств, как финансовый цикл, американских компаний в 2015 году улучшился на 3% по сравнению с 2014 годом, а европейских компаний – на 2%. Несмотря на небольшие улучшения в области управления оборотным капиталом за 2015 год, компании все еще имеют огромные возможности высвобождения денежных средств, связанных в оборотном капитале. В последнее время в силу нестабильной макроэкономической среды компании стали больше уделять внимание разработке эффективных стратегий по высвобождению денежных средств. Согласно проведенному исследованию за 2015 год YE выявило, что у двух тысяч ведущих компаний Америки и Европы имеется около 1,3 трлн. долларов невысвобожденных денежных средств, что составляет примерно 7% от их выручки.

Одной из причин недостаточной отдачи оборотного капитала, как считает руководитель группы EY по вопросам управления оборотным капиталом в регионе Ближнего Востока, Индии и Африки, может служить тот факт, что компании обращают внимание на показатели движения оборотного капитала лишь в основные отчетные периоды и не используют большой потенциал высвобождения денежных средств путем обеспечения ритмичности в разрезе месяцев и даже недель. Другой же причиной сложившейся ситуации является недостаток комплексного подхода и анализа возможностей эффективного управления оборотным капиталом в рамках всех направлений бизнеса [28].

Аналогичным по содержанию является еще одно исследование, проведенное американским бизнес журналом «CFO magazine», согласно которому американские компании в 2015 году увеличили уровень денежных средств по сравнению с 2007 годом на 74%. Авторы говорят о том, что такой рост денежной наличности в большей степени объясняется историческими дешевыми ставками по кредитам. Авторы полагают, что при возможности получения дешевого кредита компании в меньшей мере стремятся улучшать свою операционную эффективность, тем самым увеличивая свой долг. Вследствие данного примера, важно заметить, что данная ситуация характерна только для американских компаний, в то время как на других мировых рынках вопрос эффективного управления оборотным капиталом и генерирования денежных средств из него встает на первый план [29].