Файл: Состав правонарушения (Понятие и правовая сущность административного правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объективной стороной правонарушения – является комплекс признаков, определяющих наружную сторону состава правонарушения. Обязательные признаки объективной стороны так называемых материальных составов правонарушений: присутствие деяния (социально опасного либо вредоносного), этиологическая связь, последствия (общественно опасные либо вредные) деяния.

Субъективная сторона правонарушения - это внутренняя сторона правонарушения, которая характеризует причинную и психическую активность лица в момент совершения правонарушения. В структуре содержания данной деятельности различают: вину, мотив, цель, эмоциональное состояние. Обязательный признак субъективной стороны: вина, то есть определенное психологическое отношение лица к своему совершённому противоправному деянию и его общественно опасным или вредоносным последствиям (результатам). Следовательно, можно выделить основные признаки правонарушения и на основании их определить состав.

Как определено в ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются пользу этого лица (ст.1.5 КоАП РФ).

Этот вывод подтверждается и судебно-арбитражной практикой. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 июня 2015 г. по делу № А10-12/04-12-Ф02-1635/15-С1 установлено, что для привлечения конкретного лица к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины необходимо наличие в совершении названного противоправного деяния его вины, как субъективной стороны состава административного правонарушения.[26]


Таким образом, лишь при наличии всех признаков состава административного правонарушения, которые предусмотрены действующим законодательством, совершившее его лицо, может быть привлечено к административной ответственности.

2.2 Административное правонарушение: причины совершения

Правонарушаемость в настоящее время колоссально возросла, в том числе организованная преступность. Она характеризуется распределением ролей среди участников преступной группировки, со специализацией на конкретных видах преступлений, а иногда и международная. С появлением все новых правонарушений на первый план встает необходимость лучшего изучения их причин и условий которые дают почву для их совершения, а так же наилучшим образом определять политику государства по борьбе с ними.

Необходимо различать причины и условия совершения административных правонарушений. В правовой литературе указывается на то, что причина находится в прямой, закономерной связи со следствием, непосредственно вызывая его, а условие в сочетании с другими обстоятельствами способствует формированию следствия, усиливая или ослабляя действие причины, не вызывая с необходимостью данное следствие.

Выделяют следующие условия, способные вызывать причины совершения административных правонарушений. Во-первых, низкий уровень материальной жизни населения; во-вторых, низкий уровень общей культуры и правовой культуры в частности; в-третьих, несовершенство законодательства; в-четвертых, неэффективную работу правоохранительных органов; а так же деформации в образе жизни отдельных категорий людей, например алкоголизм и наркомания, распространенные в молодежной среде, и т.д.[27]

Ряд принципиальных положений разработан в юридической науке, они определяют общее направление развития законодательства о правонарушениях и санкциях за их совершение. Деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса и пресечены с помощью мер государственного принуждения можно запрещать. В ином случае запреты будут нарушаться безнаказанно, что в дальнейшем приведет к падению авторитета закона и государства. Однако запретов не должно быть слишком много; в общественном сознании существует некий порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Слишком большое количество запретов приведет к тому, что невозможно покарать каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать. Не должен каждый запрет сопровождать очень строгой санкцией. Так как если будут одинаково строго караться разные по степени вредности и опасности правонарушения, у лица или лиц не будет стимула воздерживаться от деяний более опасных. Но и недостаточно строгие санкции неэффективны: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения.


Причина административных правонарушений — это стремление лица удовлетворить противоправным способом свои интересы, стремления, эмоции. 

Как выделяет, М. Н. Марченко причина правонарушений тесно связаны с такими факторами как условия и поводы.[28] Условия представляют собой отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее. Поводы — отрицательные обстоятельства ситуативного характера (т.е. возникающие и существующие в определенной ситуации), являющиеся толчком, побудительным стимулом для действия причины. Поводы «провоцируют» правонарушение. Ими могут быть ревность, обида, вспышки ярости и т.д.

С.С. Алексеев, предлагает следующую квалификацию причин правонарушений:

  1. Низкий материальный уровень жизни населения. Это очень важный экономический фактор, который связан непосредственно с повышенной бедностью в России. В связи с этим люди не могут удовлетворить свои потребности, даже самые малый, в результате чего прибегают к противозаконным способам получения доходов.
  2. Низкий уровень правовой культуры граждан. Правовой нигилизм – называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер государственной власти;

2) особенность исторического развития государства;

3) использование репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

  1. Кризис морали. На смену господствовавшей десятилетиями морали советского общества, во многом ханжеской, приходит новая мораль. Но она пока еще дальше от общечеловеческих начал и ценностей, чем прежняя. Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, основательно дискредитирующих идею демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей — это лишь некоторые показатели кризиса морали в нашем современном обществе. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих наших сограждан. Названные обстоятельства — благодатная почва для формирования «противозаконного синдрома» у многих людей, особенно молодежи. Оздоровление морали, а с ним и сокращение правонарушений, связаны со стабилизацией экономической, политической, государственной и духовной жизни общества.
  2. Алкоголизм и наркомания. Зависимости, которые приводят общество к деградации. И в соответствии с эти увеличивается число правонарушений.[29]
  3. Несовершенство законодательства. Действующее в настоящее время уголовное, исправительное и административное законодательство не отвечает целям и задачам борьбы с преступностью, её профилактики, а также исправлению и перевоспитанию правонарушителей.
  4. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов. Большой процент правонарушений являются латентными, вследствие того, что люди не обращаются за защитой в правоохранительные органы. Латентная – реальная, но скрытая или незарегистрированная часть фактически совершенных правонарушений. По механизму образования латентные правонарушения распадаются на 3 составные части:

-незаявленные – были совершены, но потерпевшие, свидетели и другие граждане, в отношении которых они совершены, очевидцами которых они были или о которых они осведомлены, не сообщили об этом в правоохранительные органы;

- неучтенные – о которых правоохранительные органы были осведомлены, но они их не зарегистрировали и не расследовали;

-неустановленные – были заявлены, зарегистрированы, расследованы, но в силу халатности или недостаточного желания оперативных и следственных работников, их слабой профессиональной подготовки, ошибочной уголовно-правовой квалификации и иных причин в фактически содеянном не было установлено события или состава правонарушения.[30]

Таким образом, наиболее важной задачей борьбы с административными правонарушениями является их предупреждение. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно. Достаточно очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены или за них были бы установлены неэффективные санкции.

Заключение

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:

Административным заказ правонарушением заказ признается заказ противоправное, виновное действие либо бездействие физического довод или юридического лица, за которое КоАП РФ довод или законами довод субъектов РФ установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП). В указанном определении законодательно закрепляется, что субъектами административной ответственности являются как физические, так и юридические лица.

Важным признаком понятия «административное правонарушение» является его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действия либо бездействие вызвали нарушение правил, установленных законом или подзаконным нормативным правовым актом и защищаемых мерами административной ответственности. В Особенной части КоАП РФ установлены конкретные составы административных правонарушений и предусмотрены соответствующие меры наказания.

Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности и представляет собой виновное противоправное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.


Состав административного правонарушения выражает публичные интересы общества и служит источником материально-правовых отношений по поводу оценки конкретных действий (бездействия) на предмет их противоправности за счет оптимально необходимой совокупности имеющих индивидуальное содержание элементов, которая позволяет также отделить одно проявление противоправности административного характера от всех других.

Состав правонарушения представляет собой совокупность следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Рассмотрение принципов административного правонарушения выявляет следующие проблемы:

1. В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность родителей, наступающая за действия их несовершеннолетних детей, не достигших возраста 16 лет. Данное положение не вполне соответствует принципу индивидуализации ответственности, согласно которому лицо не может нести ответственность за деяния, совершенные другим лицом. Представляется, что правильное применение указанных норм возможно путем реализации принципа индивидуализации ответственности в сочетании с принципом виновности, т.е. в каждом конкретном случае необходимо доказать, что противоправные действия несовершеннолетних явились следствием виновного поведения их родителей.

2. Реализация принципа ответственности только за виновные действия усложняется неопределенностью вопроса о вине юридического лица в совершении административной ответственности. С одной стороны ответственность может наступить только при наличии вины, с другой КоАП РФ исходит из позиций объективного вменения в отношении юридических лиц. Данная категория является дискуссионной. Представляется, что она требует дальнейшего обсуждения с целью конкретизации понятия вины юридического лица.

3. Принцип равноправия предусматривает, что все равны перед законом независимо от пола, возраста, национальности, имущественного и должностного положения и т.д. Однако законодательством предусмотрены особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Данное положение объясняется необходимостью в системе сдержек и противовесов. Однако, в силу того, что действенных средств контроля за данными лицами не создано, на практике это порождает множество правонарушений с их стороны и ощущение безнаказанности.