Файл: Состав правонарушения (Понятие и правовая сущность административного правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве еще одной особенности правового положения ООО заключается в том, что данное юридическое лицо признается собственником своего имущества, включая вклады учредителей. Основная цель в деятельности ООО, заключается в извлечении прибыли, при этом цели создания ООО отражаются в его уставе.

Следует отметить, что устав ООО должен содержать в себе исключения, в которых указаны виды деятельности, не соответствующие цели создания ООО. Такое положение подтверждается и практикой судов.

Общество с ограниченной ответственностью признается коммерческой организацией, и на основании ст. 49 ГК и п. 2 ст. 2 ФЗ «Об ООО» наделено общей правоспособностью, которая заключается в предоставлении права на гражданские права и обязанности.

Выводы:

Несмотря на сформированную правовую базу в области регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью, правовое регулирование обладает некоторыми недостатками. Назовем некоторые из них:

1. Изменение уставного капитала ООО возможно только при наличии единогласного согласия всех его учредителей, а также выхода учредителей и участников ООО на сегодняшний день на законодательном уровне урегулирован слабо, так как в нормативно-правовых актах отсутствуют ограничения по данному вопросу, что в свою очередь, может привести к ликвидации деятельности ООО.

2. Отсутствие законодательного закрепления понятия уставного капитала.

Для решения указанных проблем предлагаем следующее:

Во-первых, необходимо внести в действующее законодательство соответствующие изменения, которые более детально регулировали бы вопрос об изменении уставного капитала, а также выход его участников.

Для этого необходимо ограничить время выхода участников ООО, к примеру запретить выход участника в первый год деятельности ООО, а также в период проведения процедур банкротства, а также ограничить возможное количество выхода среди участников – одного учредителя в течении года. Это позволит обществу с ограниченной ответственностью сохранить свою деятельность на должном уровне.

Во-вторых, в Законе об ООО необходимо закрепить понятие уставного капитала, как совокупности средств, вложенных в имущество организации при его создании для обеспечения жизнедеятельности в объемах, которые прописаны в учредительных документах.

Предложенные изменения будут способствовать разрешению проблем правого закрепления ООО.


1.2 Признаки административного правонарушения

По своей правовой природе административные правонарушения являются противоположным явлением по отношению к правомерному поведению. Признание некоторого деяния (действия или бездействия) нарушением права, причинившим вред правам и законным интересам лиц, обратившихся за защитой, производит суд. В связи с этим, существует ряд признаков и черт, которые характеризуют правонарушения и отличают их от других актов поведения. Признаки административного правонарушений – это основополагающие начала и идеи, которые закрепляются на законодательном уровне и определяют правовую сущность правонарушений.[7]

Любое административное правонарушение это деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. В качестве признаков правонарушения не могут выступать, к примеру, черты характера, образ мыслей и личные качества человека. Но если они отражаются в конкретных противоправных деяниях, то в данном случае наступает юридическая ответственность.[8]

Выделяют следующие признаки административных правонарушений:

  1. Деяние (действие или бездействие) - акт поведения человека, который охватывается действием, в результате которого нарушаются правовые запреты либо бездействием, связанным с неисполнением своих юридических обязанностей.[9] Центральным элементом любого правонарушения является именно деяние. Поскольку без него не возникло бы правонарушения, поскольку это акт осознано-волевого поведения т.е. лицо самостоятельно осознано решает стоит ли ему совершать какое-либо действие или бездействие за которое ему грозят санкции.
  2. Общественная вредоносность и общественная опасность – объективный признак, помогающий разграничить правомерное и противоправное поведение. Правонарушение всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности людей и общества, вследствие чего ущемляет их интересы с этим и связана напрямую общественная вредоносность и опасность. Правонарушения - это массовое в своем роде проявление общественной опасности либо обладающие потенциалом такого распространения, поэтому они вредны своей типичностью и распространенностью.[10] Вред может выражаться в утрате предмета посягательства, например, уничтожение вещи. А так же в нарушении нормального функционирования госу­дарственных органов, ущемлении законных прав и интересов и т. д. Также общественная опасность и вредоносность нарушает нормальный ритм жизнедеятельности общества, внося элементы социальной напряженности и конфликтности.
  3. Из общественной вредоносности и опасности вытекает противоправность деяния. Раньше принято было считать, что сам факт запрещения деяния в нормативно-правовом акте (далее – НПА) определяет его противоправность.[11] Данный подход порождал правонарушающие акты и приводил к привлечению к юридической ответственности лиц, которые приносят своей деятельностью общественную пользу. Порожденные устаревшими юридическими постулатами правонарушения привели к появлению в обществе феномена, так называемого бескорыстного преступника. Правоохранительная система, не снабженная механизмами блокирования ложных юридических норм и находившаяся всецело в подчинении исполнительных структур, вынуждена была вовлекать людей, чьи дела и поступки имели исключительно конструктивный характер, но при этом входили в противоречие с устаревшими установлениями государства.[12] Из этого следует, что понятие противоправности не может быть сведено лишь к его внешней стороне. По этой причине в противоправности следует различать два аспекта.

Во-первых, общественно вредное и опасное деяние должно быть официально удостоверено законом в качестве противоправного.

Противоправность, т.е. нарушаются одно или несколько предписаний, установленных источниками административного права (положений КоАП РФ, законов субъектов РФ должностных инструкций, указаний федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления).

Во-вторых, всякое правонарушение посягает на те социальные блага, которым представляют право защиты. На основании этого противоречащие праву являются только те деяния, которые общественно вредны или опасны. На практике могут наблюдаться отклонения от этой конструкции:

  1. Не все, что запрещено законом в качестве противоправного, может быть опасным и вредоносным;
  2. Не все, что общественно опасно и вредоносно, запрещено законом как противоправное.

И то и другое явления указывают на то, насколько важным является адекватное совмещение в действующем законодательстве общественно вредного и противоправного. Таким образом, противоправность – родовое свойство всех отклоняющихся от правопорядка деяний.

  1. Вина – один из важнейших признаков правонарушения. На теории и на практике можно утверждать следующие, что не всякое противоправное деяние следует считать правонарушение, а лишь то, которое совершается умышленно или по неосторожности. Вина является отражением психического состояния лица к совершаемому им противоправному деянию, а также к возникающим в результате этого деяния последствиями. Вот почему нельзя считать правонарушениями деяния несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судом невменяемыми, даже если они и противоречат праву, поскольку данные лица не способны осознавать и понимать противоправность своих действий. Не считаются правонарушениями и объективно противоправные деяния, поскольку они совершаются в силу профессиональных или служебных обязанностей. Например, действия пожарника, причинившего вред имуществу во время тушения пожара. В юридической литературе существуют две формы вины: умысел и неосторожность. Под умыслом предполагается, то, что лицо, совершившее противоправное деяние, осознает общественно опасный характер своих действия или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает (либо допускает) их наступления.[13] В том случае, когда лицо, осознавая общественно опасный характер совершаемого им деяния, предвидит возможность и неизбежность его вредных последствий и желает их наступления, имеет место прямой умысел. Если же лицо понимает противоправность своего деяния и его последствия, но не желает их наступления, хотя и допускает такую возможность или безразличного относится к ним, имеет место косвенный умысел.

Неосторожность как одна из форм вины бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Хотя в соответствии со статьей 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) неосторожность делится на легкомыслие и небрежность. По М. Н. Марченко «самонадеянность – лицо предвидит общественно опасные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает их избежать».[14] «Небрежность, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия».[15] Правонарушение совершается людьми деликтоспособными, т.е. способными контролировать свою волю и свое поведения, отдавать отчет в своих действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести ответственность за их последствия. Деликтоспособность определяется в законах и других НПА. Деликтоспособными признается все вменяемые лица, достигшие определенного возраста. Например, в гражданском и уголовном праве России полная деликтоспособность наступает с 14 лет, за административные проступки и нарушение трудового права – с 16 лет.

Следует отметить, что виновный характер, т.е. деяние (бездействие) нарушает общепринятые правовые нормы и/или нормы морали. В административной практике примером действия может служить нарушение режима зоны таможенного контроля (ст.16.5 КоАП РФ), а примером бездействия – недекларирование товаров (ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ);[16]

  1. Наличие вреда – Красавчиков О.А., дает следующее определение, «вред - это всякое умаление благ, принадлежащих лицу».[17] Не все авторы считают наличие вреда признаком правонарушений, ссылаясь на действующее законодательство, они вполне обосновано отмечают, например, что ряд норм уголовного и некоторых других отраслей права определяют как правонарушения такие действия или бездействие, которые со всей вероятностью могут повлечь за собой вредные последствия, но еще не повлекли их. В качестве примера можно ссылаться на нарушения правил техники безопасности на заводах, которые могли бы повлечь трагические последствия. Из сказанного вытекает, что правонарушениями следует считать не только такие противоправные деяния, которые уже повлекли за собой вредные последствия, но и такие, которые могут причинить обществу, лицу или государству вред.
  2. Наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом, в данном случае речь идет о прямой, а не о какой бы то ни было иной связи. Вредные последствия должны быть прямым результатом нарушающих существующее законодательство действий или бездействия.[18] Никакие посредствующие звенья между ними не допускаются. Во-вторых, имеется в виду, что причинная связь должна быть не случайной, а вполне закономерной, обусловившей наступление вредных последствий.
  3. Наказуемость – принцип, из которого вытекает, что любое правонарушение должно быть наказуемым и любое правонарушение юридически запрещено под угрозой наказания. [19]Однако на практике принцип наказуемости не всегда срабатывает, так, например, правонарушение может быть латентным. Люди не всегда обращаются за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы, имея на это свои причины. В результате чего правонарушения приобретают скрытый характер.

Наказуемость деяния означает, что за его совершение обязательно должна быть установлена именно административная ответственность либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях, так как за многие противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например, дисциплинарная. К тому же остаются случаи, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В этих случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.[20]

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что из определения административного правонарушения вытекают все признаки, которые характеризуют его. Однако до сих пор идут дискуссии о том, сколько принципов административного правонарушения, должно быть. Некоторые авторы считают, что их всего четыре (деяние, наличие вины, противоправность, общественная опасность), некоторые, добавляют к этим принципам еще и причинение вреда и наличие причинно-следственной связи между деянием и вредными последствиями. Можно отметить, что все принципы, которые были указаны, являются важными и должны быть общепринятыми, потому что они охватывают всю сущность понятия правонарушений и характеризуют его и помогают разграничить от других актов поведения.

Правовое положение Центрального Банка предопределено его местом в системе государственного управления, и теми функциями, которые он выполняет.

Основа правового статуса Центрального Банка как неотъемлемого элемента банковской системы России закреплена на уровне Конституции Российской Федерации, которая в ст. 75 содержит три фундаментальных положения, характеризующих его положения. Во-первых, основная функция Центрального Банка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля – базиса финансовой системы Российской Федерации. Во-вторых, денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В-третьих, Центральный Банк независим от других государственных органов при осуществлении им своей основной функции. Таким образом, Центральный Банк призван обеспечивать надлежащее состояние и функционирование денежного обращения и финансовых рынков в стране [1, с. 224].

Как и в случае с иными важнейшими правовыми институтами в нашей стране, правовой статус Центрального Банка раскрывается в специальном законе. В 2002 году был принят Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – «Закон о Банке России»).