Файл: Социальное страхование и его функции (Генезис развития системы социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС) образован на основании закона «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» принятый в конце июня 1991 г. № 499-1. [2, ст.6]

Разработанный Закон нормирует экономические, правовые и организационные основы медицинского страхования населения. Закон стимулирует заинтересованность всего государства, всех его структурных подразделений в охране здоровья трудящихся.

Фонд медицинского страхования создается на территориальном и региональном уровнях. Через него собранные средства распределяются между страховыми компаниями, создателями которых является местная администрация округов. Для разрешения на работу любой страховой компании необходимо иметь специальную лицензию на разрешение заниматься обязательным медицинским страхованием. Страховые компании, отбирая дееспособные мед. учреждения, спонсируют их услуги.

Средства, собранные фондом, распределяются на оплату медицинских программ, медицинских услуг необходимых гражданам, развитие медицинской науки.

Средства фонда формируются за счет уплаченных страховых взносов и ассигнований бюджета. Налогоплательщиками являются учреждения, вне зависимости от форм собственности и деятельности, а также органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неустроенных граждан (детей, студентов, пенсионеров и др.).

Таблица 3

Поступление взносов на обязательное медицинское страхование

Наименование показателя

Значение показателя

Период

Платежи в ФФОМС

740 млрд. руб.

2016

Ставка тарифа уплаты страховых взносов устанавливается верховной законодательной властью по согласованию с Правительством Федерации.

На ФНС России возложена обязанность контроля за своевременностью и полнотой поступления уплачиваемых взносов.

Льгота по страховым взносам предоставляется организациям инвалидов и их объединениям для развития их деятельности.

По месту жительства или месту работы всем гражданам выдается страховой полис. Данный полис включает гарантию субъекта на определенный объем оказываемых бесплатно медицинских услуг. В объем бесплатных медицинских услуг входит ряд таких услуг как скорая помощь, стационарный и амбулаторный прием больных государственными учреждениями здравоохранения и прочие медицинские услуги.


Основными статьями распределения средств фонда являются:

  • спонсирование медицинских услуг;
  • содержание аппарата фонда страхования;
  • финансовые средства на содержание существующих страховых ком­паний;
  • выплата средств на меры по снижению риска заболеваемости;
  • создание обязательных резервных фондов.

При этом в 2017 г. предприятия будут платить деньги не напрямую в указанные фонды а вначале в ФНС, которое будет распорядителем средств.

2.4 Основные проблемы системы социального страхования в России

В современной системе социального страхования наблюдается замедленное ее развитие по сравнению с требуемыми темпами становления.

В качестве одного из главных недостатков современной системы можно выделить фактическое отсутствие разделения институтов страхования и социального обеспечения.

Многие не видят различия между такими понятиями как социальное страхование и социальная помощь.

Социальное страхование - это комплекс мер по снижению социального риска от опасности, спонсируемая объединено участниками процесса общественного производства.

Социальная помощь - это направленность гос. органов по устранению опасности упадка уровня жизни всех слоев населения за границы, определенные обществом в качестве минимально возможных, с помощью предоставления финансовой и вещественной помощи. В современных условиях экономики поддержка неимущих играет обособленную роль, и данная сторона социальной деятельности непосредственно должна идти в ногу с социальным страхованием.

Система социального страхования должна приводится в действии с помощью обособленных страховых фондов, которые в свою очередь обеспечиваются за счет уплачиваемых страхователями страховыми взносами.

В системе социального страхования страховые платежи выполняют роль важного продукта, а в рамках предприятии – часть издержек деятельности 19, С.22.

Как пример можно привести: налоги составляют часть прибавочного продукта, а для организаций - частью прибыли; страховые отчисления всегда являются первоочередными платежами в структуре платежей предприятия, в а налоги имеют вторую очередность оплаты; в рамках предназначения страховые платежи имеют конкретно установленную целевую направленность на финансирование определенных социальных нужд, поэтому строго привязаны к особенностям заработной платы каждого застрахованного лица, а налогам присуще неопределенность в характер сбора - налоги удерживаются с юридических и физических лиц, а страховые платежи перечисляют работодатели и работники.


По-прежнему социальное страхование выполняет ключевую роль системы социального страхования.

Российский потенциал страхования только формируется.

В современных условиях по-прежнему наблюдается низкая доля в расходах для целей социальной защиты населения (примерно в 3 раза ниже, чем в более развитых странах) способна назначать пенсии и пособия, составляющие в главной своей массе всего около 35% от размера выплаченной заработной платы, которая, опять в свою очередь ниже заработной платы в комплексе по странам ЕС.

Заниженный объем расходов на заработную плату становится причиной низкого размера страховых выплат.

Низкий уровень заработной платы в России, ее дифференциация сумм образуют собой причину многих проблем в доходной сфере населения.

Дело в том, что успех страховой системы в главной степени зависит от заинтересованности в ней каждого работника, предполагающей необходимый для принятия участия в страховании порог заработной платы. Большой проблемой становится как уже упоминалось слишком низкий уровень заработной платы.

В текущее время, наблюдаются положительные движения в показателях макроэкономических показателей, финансовое состояние системы социального страхования РФ наладилось, но на низком уровне. Рост расходов, направляемых на социальное страхование, который был высок в середине 1990-х г., начиная с 1998 года, приостановился по сравнению с темпами роста уровня валового внутреннего продукта (ВВП) и средней заработной платы.

Необходимо подчеркнуть то, что долгое время не предусматриваются значительные средства для направления на повышение пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, замедлены программы санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и членов их семей, в сравнении с тем, что в СССР страна была первой по этим показателям.

Актуальной остается проблема очень низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальные размеры трудовой пенсии по старости половины пенсионеров не дотягивают до уровня, установленного в качестве прожиточного минимума для них.

Также в современное время все более заметными становятся проблемы формирования процессов социального страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в конечном итоге приводит к замедлению дальнейшего развития социального страхования страны. Все это выражает обоснованную необходимость актуализации существующей стратегии развития системы социального страхования на перспективный период времени 22, С.107.


Системы оплаты труда, снабжение ее существенной положительной динамикой составляют сегодня основное направление для социальной политики, а также для разработки институциональных предпосылок введения унифицированной системы социального страхования.

Продвижение выбранного направления - первая предпосылка для формирования институтов системы социального страхования Российской Федерации. Введение страховых платежей для работников организаций и их участие в софинансировании социального страхования государства позволит понизить страховую нагрузку работодателей, а также повысить обособленную ответственность трудозанятого населения страны и оптимизировать всю массу экономических интересов страны в данной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система социального страхования является способом реализации социальной политики любого государства, платформа организации социальной обеспеченности всех слоев населения.

Система государственного социального страхования осуществляется при помощи специально созданных автономных фондов. Средства данных фондов образуются из обязательных платежей работодателей и, при необходимости, самих работников, а также из финансовой помощи, оказываемой фондам федеральным бюджетом РФ на материальные нужды работников и членов их семей.

Конституцией РФ предусмотрено право всех граждан на гарантированное социальное обеспечение, Конституция российской Федерации требует от государства выполнять свои обязанности по созданию всех требуемых условия для осуществления социального обеспечения.

Конституция РФ провозгласила нашу страну правовым и социальным государством. В связи с этим социальные права населения являются главной ценностью и государство обязано их выполнять.

Гарантированная система социального страхования важная предпосылка обеспечения социальной справедливости, создания и стабилизации политической стабильности в стране.

Поступающие пособия и льготы через систему социального страхования, а также условия назначения и выплат закреплены законодательными и нормативными актами.

Все выплачиваемые из фондов суммы не зависят от размера уплаченных каждым гражданином страховых сумм за себя, все пособия распределяются солидарно между всеми нуждающимися в них.

Основными видами социального обеспечения в РФ являются: обеспеченность всех граждан разнообразными видами льгот и пособий по государственному социальному страхованию и других видов социальных пособий.


Обеспеченность государственным социальным страхованием преследует своим объектом все социальные слои населения, как целую единицу, так отдельные их объединения, образованные по критериям возможных социальных рисков.

Для законодательного совершенствования направления по взносам в фонды в последнее время потрачено много усилий и средств, но все равно наблюдается некая разрозненность и связанные с ней неясности, ставящие в тупик многие субъекты отношений.

Одной из положительных тенденций стало именно разделение единой структуры социального страхования на ее автономные звенья, которые необходимо сохранять и продолжать совершенствовать как необходимое звено всей финансовой системы Российской Федерации.

Совершенствование системы социального страхования на современном этапе стало требуемой необходимостью. Население всей станы надеется, что запущенные социальные реформы приобретут свое логическое завершение и приведут к социальной стабильности и уверенности в своем обеспеченном будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016);
  2. Закон РСФСР от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан В РСФСР»;
  3. Федеральный Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации» Порядок введения в действие Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002);
  4. Федеральный Закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  5. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
  6. Aвepин A.Н. Мexaнизм coциaльнoй пoлитики в coвpeмeннoй Poccии и нeкoтopыe peзyльтaты ee peaлизaции // Coц.-гyмaн. знaния. - 2015. - N 2. - C.99-113.
  7. Aвтoнoмoв A.C. Coциaльнaя пoлитикa: нa чьeй cтopoнe ee нoвaции? // Coциoл. иccлeд. - 2014. - N 5. - C.35-39.
  8. Aйзинoвa И.М. Aнтикpизиcныe мepы coциaльнoй зaщиты нaceлeния // Пpoбл. пpoгнoзиpoвaния. - 2014. - N 3. - C.93-114.
  9. Ахинов, Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. Теория и практика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников, – М.; Изд. «Экономика». - 2015. С. 315с.
  10. Бycыгин К.Д. Пpиopитeтнaя coциaльнaя пoлитикa гocyдapcтвa кaк ycлoвиe paзвития экoнoмики // Микpoэкoнoмикa. - 2015. - N 1. - C.5-9.
  11. Балюшина, Ю.Л. Социальная политика: понятие и сущность /Ю.Л. Балюшина //Вестник Северного Федерального Университета. – 2009. - №6.- 432 с.
  12. Бобков, В.А Социальная защита: состояние, проблемы, адресность: учеб. пособие/Бобков В.А и др. – М. Ось, 2015.- 356с.
  13. Борисенĸо Н.Ю. Построение национальной системы пенсионного обеспечения: теория и праĸтиĸа // Финансы и ĸредит. 2016. № 17;
  14. Ветрова Н.С. Система социального страхования и государственной помощи // Ветрова Н.С.. - М., 2013. 654с.
  15. Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016-391с.
  16. Волгина, Н.А. Социальная политика: Учеб. пособие./Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М. Экзамен, 2015, 602с.
  17. Дoклaд o чeлoвeчecкoм paзвитии 2015. Уcтoйчивoe paзвитиe и paвeнcтвo oзмoжнocтeй: Лyчшee бyдyщee для cex// http://hdr.undp.org.
  18. Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение; Проспект - Москва, 2013. - 176 c.;
  19. Иcaeв A. Coциaльнaя пoлитикa дoлжнa быть мaкcимaльнo oткpытoй // Poc. Фeдepaция ceгoдня. - 2016. - N 11. - C.22-23.
  20. Пенсионный фонд Российской федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/;
  21. Ромашов О.В. Экономика труда: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 407 с.;
  22. Сидорина, Т.Ю. Социальная политика - между экономикой и социологией/Т.Ю. Сидорина//Общественные науки и современность. – 2015.-№6.-245 с.
  23. Социальное страхование. Учебник и практикум: А. П. Архипов - Москва, Юрайт, 2014 г.- 388 с.;
  24. Фoминa В.П. Coциaльнaя пoлитикa гocyдapcтвa - вaжнeйший фaктop paзвития экoнoмики // Микpoэкoнoмикa. - 2014. - N 2. - C.164-167.
  25. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
  26. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ffoms.ru;
  27. Фонд социального страхования Российской федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fss.ru/;
  28. Чиpикoвa A.E. Peгиoнaльнaя coциaльнaя пoлитикa: фaктopы и мoтивaция // Миp Poccии. - 2016. - N 4. - C.89-111.
  29. Шафигуллин А.Р., Полякова Е.П., Созинов А.С. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации. – М.: Феникс, 2015. 320с.;
  30. Якунин, В.И. Социальные измерения государственной экономической политики – Москва. – Научный эксперимент, 2014.- 178с.