Файл: Социальное страхование и его функции (Генезис развития системы социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы формирования оптимальной модели социальной политики России с учетом разумного сочетания активных и пассивных элементов является актуальной с момента ее создания. Естественно, что и процесс формирования социальной модели, соответствующий реалиям нашей страны, чрезвычайно сложен и должен отразить особенности исторического развития России и впитать самое лучшее из мирового опыта. Существует несколько классификаций социальных моделей государства.

Важным элементом любой социальной модели является механизм перераспределения доходов. В советской модели эта проблема была в основном решена за счет введения одного косвенного налога - налога с оборота, который пришел на смену акцизам. Причем заявлялось, что это "...форма мобилизации доходов в государственный бюджет" и "...налог с оборота по своему экономическому содержанию не является налогом, так как не служит надбавкой к цене товара и не представляет собой вычета из заработной платы рабочих и служащих, ему присущи лишь внешние признаки налогового платежа". При этом были решены две задачи: экономическая - был создан механизм выкачивания доходов населения и идеологическая - государство представало перед народными массами в роли благодетеля, предоставляя так называемое бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатное жилье и т.д. В то время как в развитых капиталистических странах население твердо знало: все, что они имеют в социальной сфере, обеспечивается благодаря налогам или же системе социального страхования.

Второй важнейший элемент, наличествующий во всех социальных моделях развитых государств, - гражданское общество. В России его институты только формируются, причем пытаются сделать это не естественным путем, а сверху вниз. Примером может служить создание Общественной палаты. К этому есть определенные основания - ментальность основной массы россиян в определенной степени зиждется на постулате: "Государство обязано". Причем это касается не только старшего и среднего поколений, но и молодых. Надо сказать, что государство само дает повод для формирования подобных настроений. Безусловно, к этому были и есть объективные и субъективные причины:

- очень низкая заработная плата;

- инерция мышления, благодаря которой система социального страхования, создаваемая, по сути дела, на базе советской системы социального обеспечения, приобрела ее родовые черты.

Во всех странах наемный работник на паритетных началах с собственником средств производства через определенные отчисления от заработной платы участвует в формировании своей будущей пенсии, всех видов социальных пособий и права на медицинское обслуживание. В России пошли по пути введения единого социального налога (сегодня это социальные страховые взносы), который никоим образом не затрагивает непосредственные интересы работника: ведь из его личного кошелька на первый взгляд ничего не убывает. И, естественно, что его не беспокоит ни будущая пенсия, ни проблема оплаты медицинского обслуживания, ни лечебные пособия. Создается та же иллюзия бесплатности социальных услуг, которая была характерна для советских времен. Но никто не задумывается, что он на каждом шагу, оплачивая бытовые услуги, приобретая самые различные товары, через систему обязательного социального страхования делает взносы в три внебюджетных фонда. Таким образом, обязательные социальные страховые взносы, по сути дела, заместили налог с оборота и выполняют чуть ли не ту же самую функцию в идеологическом плане. А предприниматели хором говорят о непомерной тяжести этого вида налогообложения. Необходимо обязательно оторваться от пуповины, связывающей систему российского обязательного социального страхования с советской системой социального обеспечения, т.е. наемный работник через отчисления от своей заработной платы в фонды обязательного социального страхования должен принимать самое непосредственное участие в их формировании. В среднем в Европе ставки страховых тарифов по обязательному социальному страхованию, которые платят наемные работники, составляют 10,8%. С учетом того, что у нас чрезвычайно низкая заработная плата, величина ставки для работника могла бы быть в пределах 3 - 5%. И, соответственно, на эту величину можно было бы уменьшить размер страховых взносов работодателей. И, что не менее важно, будет по-прежнему с ростом активов развиваться система накопительных пенсионных фондов. Как известно, во всем мире они и страховые компании являются самыми надежными источниками "длинных денег" 14, С.152.


Очень много проблем в сфере регулирования заработной платы. Особенно это касается "тягловой столь необходимой стране реиндустриализации" - инженерно-технических работников, высококвалифицированных рабочих. О степени регулирования заработной платы в стране свидетельствует индекс Кейтца (рассчитывается как соотношение минимальной и средней заработной платы). Как правило, в промышленно развитых странах он составляет 40 - 50%, наиболее высокие значения он имеет в Италии и Норвегии (более 60%). В России, несмотря на почти двукратный рост МРОТ, индекс Кейтца составил всего 23%, что свидетельствует об отсутствии механизмов регулирования заработной платы на всех уровнях управления. Складывается впечатление, что правящую элиту не особо волнуют эти проблемы. Так, топ-менеджеры металлургической промышленности в количестве нескольких сот человек получают в качестве бонусов суммы в два раза большие, чем годовой фонд оплаты труда всех 160 тыс. работников предприятий отрасли

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Пенсионный Фонд Российской Федерации

Формированием пенсионной системы нового плана стал принятый в конце ноября 1990 года Федеральный закон «О государственных пенсиях в РФ» 3.

Новый закон вытеснил все устоявшиеся системы личных, отраслевых, территориальных и остальные социальные льготы, и пропорциональные надбавки к пенсии.

На смену ним пришла единая пенсионная система Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 закона «О государственных пенсиях в РФ», главным условием дифференциации норм, а также условий пенсионного обеспечения были признаны результаты труда конкретного субъекта. Заменила бывшую в использовании многослойную систему пенсионного страхования более простая и совершенная двувидовая пенсия: трудовая и социальная. 

Одновременно обеспеченность государственной пенсией приобрели все лица, проживающие на территории субъектов РФ, вне зависимости от того в каком статусе они находятся в стране.


Пенсионный фонд Российской Федерации явился непосредственным участником осуществления проводимых государством программ, направленных на повышение уровня социальной защищенности нуждающихся слоев населения.

По итогам успешного проведения пенсионных реформ за пару последних десятилетий произошло значительное расширение выполняемых функций, которые будут рассмотрены ниже.

Функции, осуществляемые Пенсионным Фондом РФ:

1. получение страховых взносов от налогоплательщиков, необходимых для обеспечения пенсионных выплат;

2. организация базы данных по плательщикам взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

3. персонифицированный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от трудозанятых граждан обязательных страховых взносов, планируя в перспективе увеличение государственного размера пенсий за счет поступающих от граждан средств;

4. межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

5. учет страховых взносов, поступающих от обязательного пенсионного страхования;

6. назначение и выплата пенсий:

- трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по потер кормильца);

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

- пенсии военнослужащих и членам их семей;

- выплата социальных пенсий;

- пенсии государственных служащих.

За счет средств Фонда получают пенсии 37,5 млн. российских пенсионеров;

7. назначение и выплаты социальных пособий категориям граждан: инвалидам, ветеранам участникам ВОВ, Героям России и Советского Союза и др.

Таблица 1

Численность получателей социальных пособий в 2014-2016 гг.

Период

Всего получателей социальных выплат, чел.

Полный набор соц. услуг, чел.

Доп. лекарственное обеспечение, чел.

Право на санаторно-курортное обеспечение, чел.

Право на проезд на пригородном, междугородном транспорте, чел

2014 г.

6 153 956

3 001 158

851 479

911 214

1 390 105

2015 г.

5 703 900

2 762 148

780 147

850 147

1 311 458

2016 г.

5 876 637

2 782 462

799 011

906 806

1 388 358

8. персонифицированный учет участников системы ОПС.

В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 64 млн. россиян;


9. налаженный контакт с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов.

Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,5 млн. зарегистрированных лиц;

10. сбор информации и выдача сертификатов на получение материнского капитала на рождение второго и последующего детей;

В текущем 2017 году сумма материнского капитала составляет как и в 2016 г. – 453 тыс.руб.

11. распоряжение средствами пенсионной системы РФ, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через компании управляющие средствами;

12. реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Ниже приведены данные о средствах, поступающих в Пенсионный фонд по программе государственного софинансирования пенсий за 2016 год.

Таблица 2

Государственное софинансирование пенсий за 2016 год

Наименование показателя

Значение показателя

Количество участников программы гос. софинансирования пенсий

2,5 млн. чел.

Взносы участников программы

6 985 250,6 тыс. руб.

Средний размер взноса участника

8 447 руб.

Взносы работодателей - участников программы софинсирования

129 228 тыс. руб.

В структуре современного Пенсионного фонда Российской Федерации - 8 Управлений в Федеральных округах РФ, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах Российской Федерации, отделение в г. Байконур (Казахстан), а также примерно 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. Главным органом управления является Правление Пенсионного Фонда РФ, исполнительные функции которого выполняет Исполнительная дирекция ПФР.

2.2 Фонд социального страхования РФ

Российское социальное страхование существует уже более сотни лет.

Необходимость создания подобной структуры страхования возникла в 1889 г., в связи, с чем был разработан законопроект, обязывающий работодателей нести материальную ответственность за полученные увечья и смерти трудящихся работников.

После прошедших революций в 1918 году было принято первое положение об обеспечении трудящихся предприятий социальными гарантиями. Оно обеспечивало всех трудящихся, вне зависимости от характера работы, пособиями по временному лишению заработка в связи с болезнью, увечьями, беременностью и родами.


С 1922 года спонсированием пособий занимались непосредственно предприятия через страховые взносы.

Отделения Фонда социального страхования были созданы во всех субъектах РФ.

В 1971 году был организовано социальное страхование для колхозников, для реализации этих целей был разработан Централизованный Фонд социального страхования колхозников вместе с бюджетом государственного социального страхования служащих и рабочих в стране.

Свои социальным обязанности, установленные в Конституции, государство выполнило в связи с введение социального страхования колхозников, устранив тем самым неравномерности в страховании между различными слоями населения.

С начала 2000-х годов работа Фонда социального страхования РФ осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В случае лишения трудоспособности по принятому закону, сотруднику предоставляется ряд социальных выплат, таких как: ежемесячные страховые выплаты, страховая единовременная выплата, оплата доп. расходов, связанных с медицинской, социальной и проф. реабилитацией.

С 2005 года в обязанности Фонд социального страхования РФ введена обязанность по обеспечению людей-инвалидов техническими средствами для ускорения реабилитации, категорий граждан протезными и ортопедическими изделиями, а также санаторно-курортным лечением льготных слоев населения. [27

Фонд социального страхования выполняет следующие функции:

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию (ОСС) и пособий по больничным листам (временной нетрудоспособности);
  • направление льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение протезными средствами инвалидов;
  • выплата пособий по беременности и родам;
  • оплата пособий на рождение ребёнка;
  • выплата пособий для ухода за ребёнком до достижения им 1,5 лет;
  • спонсирование родовых сертификатов;
  • доплата за диспансеризацию трудящихся граждан;
  • выплата доп. мед. осмотров трудозанятых граждан на работах с вредными и опасными условиями труда (см. Приложения 1, 2);
  • оплата оздоровительных и курортных путевок детей застрахованных граждан и др.

2.3 Фонд обязательного медицинского страхования