Файл: Понятие и виды наследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В состав наследства могут входить предметы, на первый взгляд не представляющие имущественной ценности, такие как дневники, письма, записки, иные личные документы. Но впоследствии может выясниться, что они представляют не только личную, но и имущественную ценность, например, могут быть опубликованы, использованы иным образом. Особенно это касается документов тех лиц, которые при жизни достигли успехов в области науки, литературы, искусства. Передача этих документов одному из сонаследников в собственность может привести к необоснованному увеличению его доли. Поэтому предлагается дополнить абз.1 ч.2 ст. 1165 ГК следующим правилом: документы, касающиеся личности наследодателя, его семьи остаются общей собственностью наследников, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

В настоящее время на подзаконном уровне положительно разрешен вопрос о включении в наследственную массу жилого помещения, процесс приватизации которого был начат при жизни наследодателя, но по причине его смерти документы о праве собственности не были получены. Данная позиция судов основана на том, что в приватизации жилого помещения гражданину, подавшему надлежаще оформленные документы, не может быть отказано. Безусловно, это отвечает частным интересам наследников, ведь неприватизированная квартира не включается в наследственную массу и они терпят значительный ущерб. Хотя право собственности на приватизированную квартиру возникает с момента государственной регистрации, тем не менее, суды включают в наследственную массу и те квартиры, документы о приватизации которых были получены, но зарегистрировать право собственности владелец не успел.

В состав наследства входят и объекты незавершенного строительства, либо объекты, право собственности на которые не зарегистрировано. Судебная практика допускает совершение сделок с объектами незавершенного строительства, например, заключение договоров купли-продажи, но, как подчеркивается в одном из документов Высшего Арбитражного Суда РФ, право собственности при этом возникает с момента государственной регистрации[7]. Тем более такие объекты должны переходить в порядке правопреемства. Ряд специалистов считают, что для включения названных объектов в свидетельство о праве на наследство требуется представить нотариусу справку отдела архитектуры администрации района о произведенных работах и оценке незаконченного строительством жилого дома. Если же наследодатель успел зарегистрировать свое право собственности на объект незавершенного строительства, то нотариусу нужно представить документ о праве собственности[8].


После рассмотрения объектов, прав и обязанностей, которые могут передаваться по наследству, следует отметить, что в свидетельствах о праве на наследство перечисляется лишь некоторое имущество: 1) недвижимые вещи (квартиры, жилые дома, земельные участки, гаражи и т.д.), 2) денежные средства на банковских счетах, 3) именные ценные бумаги, 4) автомобили и иные транспортные средства, 5) авторские права, 6) доли (паи) в уставном (складочном) капитале юридического лица, а также обременения прав. Если право собственности на вещь в сделках «между живыми» возникает неформально, путем простой передачи, то такая вещь, по общему правилу, не указывается в свидетельстве о праве на наследство (речь идет о подавляющем большинстве движимых вещей). Таким образом, документальноподтверждается преемство в наиболее ценных имущественных правах, иными словами, в свидетельстве о праве на наследство отражается лишь часть актива имущества умершего и отдельные обязанности.

Наследство как объект права появляется в момент смерти гражданина, до момента его принятия наследником принято говорить о лежачем наследстве. Вопрос о том, является ли лежачее наследство особым объектом права или оно представляет собой совокупность отдельных объектов, или вообще является субъектом права, на протяжении длительного времени относится к числу спорных.

Под объектами гражданских прав принято понимать материальные и нематериальные блага, отношения по поводу которых регламентированы гражданским законодательством. Традиционно в теории гражданского права выделяются несколько групп объектов - это вещи, права на чужие действия, нематериальные блага и т.д. Наследство представляет совокупность вещей, прав и обязанностей, то есть соединяет в единое целое объекты, относящиеся к разным группам, дополнительно в него включаются имущественные обязанности[9].

"Социальная функция объектов гражданских прав состоит в способности удовлетворять определенные имущественные и неимущественные потребности (интересы) субъектов гражданского права"[10]. Наследство как единое целое также выполняет эту функцию: как отмечалось выше, наследство существует лишь тогда, когда актив превышает пассив, следовательно, принятие наследства связано с получением имущественной выгоды для наследника.

Наследственные права и обязанности связаны в единое целое не только благодаря единству способа их приобретения, но прежде всего из-за ограниченности ответственности наследника по долгам наследодателя: до погашения долгов существуют ограничения на распоряжение активом, это необходимо для защиты интересов кредиторов умершего. Если признать наследника с момента принятия наследства субъектом отдельных прав и обязанностей умершего, разрывается связь между активом и пассивом, происходит смешение их с личными правами и обязанностями преемника.


Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что наследство как совокупность вещей, прав и обязанностей является особым объектом гражданских прав, хотя в ст. 128 ГК РФ среди объектов оно не указывается. Согласно этой норме, к объектам гражданских прав относятся вещи, иное имущество, в том числе имущественные права, а имущественные обязанности не включены в этот перечень. По общему правилу объекты гражданских прав, как указано в ст. 129 ГК РФ, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование), если они не самое право наследования, обязательственное право.

В связи с этим, ст. 128 ГК после слов "(интеллектуальная собственность)" следует дополнить словом "наследство".

Наследство как особый объект гражданских прав появляется как, правило, тогда, когда имеется актив имущества, не всегда после смерти гражданина происходит правопреемство, достаточно обратиться к различным примерам.

Откроется ли наследство после смерти новорожденного ребенка? С точки зрения закона, даже непродолжительный период жизни повлек появление субъекта права, у ребенка возникла правоспособность, смерть же не повлечет реального перехода имущества, то есть наследования не возникнет.

Наследственные отношения возникают, как правило, после смерти лица, у которого есть актив имущества. Такая мысль проводилась еще в дореволюционной литературе. Как писал Д.И.Мейер, "в действительности о праве наследования идет речь только тогда, когда имущественные отношения наследодателя представляют более или менее значительный интерес; если же они ничтожны, то о наследстве после него нет и речи..."[11].

Конкретное соотношение актива и пассива, необходимое для появления наследства, установить невозможно, все зависит от того, явился наследник или нет. В том случае, когда пассив большой, а актив незначителен, нельзя говорить даже о выморочном имуществе: хотя на принятие выморочного наследства согласия государства не требуется, но учитывая ограниченную ответственность по долгам наследодателя, если наследство состоит только из долгов, то и отвечать перед кредиторами нечем[12].

Наследство как особый объект гражданского права существует до момента его принятия наследником, после принятия оно сливается с имуществом последнего: наследник становится собственником вещей (или субъектом ограниченного вещного права), кредитором и должником в обязательствах. При определении доли в общей совместной собственности супругов в отношении вещей, полученных в порядке наследования, действует особый режим - они не являются, по общему правилу, объектом общей совместной собственности.


1.2. Принятие наследства: понятие, правовая сущность и содержание

Принятие наследства - одно из центральных явлений наследственного права. Однако в понимании его правовой сущности среди ученых отсутствует единство. Его понимают, во-первых, как субъективное гражданское право, во-вторых, как правомочие субъективного гражданского права, в-третьих, как фактический акт (сделку)[13].

Доказательством того, что принятие наследства - право, а не проявление гражданской правосубъектности, отечественные ученые называют то, что по наследству передается право принять другое наследство (наследственная трансмиссия)[14]. В немецком правоведении приводятся и другие доказательства подобного рода[15].

Несмотря на то, что в ГК РФ содержится ст. 1156 "Переход права на принятие наследства (наследственная трансмиссия)", на наш взгляд, не следует понимать замену умершего наследника его наследником как доказательство того, что принятие наследства - субъективное гражданское право. Наследственная трансмиссия представляет собой правопреемство не права принятия наследства, а прав и обязанностей наследодателя. Законодатель не включает в наследство право на принятие наследства, а обозначает новое лицо, вместо умершего, которое призывается к наследству. Поэтому следует согласиться с М.Ю. Рассказовой в том, что в данном случае имеет место наследование по закону[16], где основанием возникновения прав и обязанностей после открытия наследства является юридический факт родства. Следовательно, наследственная трансмиссия не может выступать доказательством определения принятия наследства как субъективного гражданского права.

Принятие наследства не может быть субъективным гражданским правом или частью его содержания (правомочием) еще и потому, что последнее представляет собой предположение управомоченного о возможном (ожидаемом) поведении обязанного лица. Принятию наследства, как известно, не соответствует обязанность каких-либо субъектов. Поэтому, следуя совершенно обоснованной логике М.М. Агаркова, полагаем, что это одностороннее волеизъявление является реализацией правоспособности лица. Ученый отмечал, что возможность создать, изменить или прекратить юридическое отношение посредством одностороннего волеизъявления одного лица другому закон называет правом. Но "то обстоятельство, что юридический язык, в частности язык закона, да и не только юридический язык, но и обычная речь, пользуется для обозначения этих возможностей словом "право", само по себе еще не является достаточным доводом для положительного ответа на вопрос... Не всякая допущенная и обеспеченная законом возможность является правом в специальном значении субъективного права"[17].


Исходя из сказанного, представляется также недостаточно обоснованной позиция тех исследователей, которые считают принятие наследства и другие подобные им односторонние волеизъявления особыми субъективными правами - секундарными правами (Gestaltungsrechte). Эту концепцию, как отмечал М.М. Агарков, выдвинули еще в XIX в. немецкие цивилисты Э. Цительман и Э. Зеккель. К ней присоединились некоторые советские, а теперь и современные исследователи. Так, Ю.К. Толстой считает, что принятие наследства - это своеобразное право, которое по своей природе "относится к числу так называемых Gestaltungsrecht, т.е. прав, содержание которых сводится к образованию другого права (права на правообразование), что в какой-то мере сближает его с элементами правоспособности". При этом ученый отрицает недостаток концепции Gestaltungsrechte, состоящий в отсутствии обязанностей, корреспондирующих с правом на принятие наследства. Он полагает, что "этому праву противостоит, с одной стороны, обязанность всякого и каждого не препятствовать наследнику в свободном осуществлении его права, а с другой - обязанность соответствующих лиц и органов оказать наследнику необходимое содействие в осуществлении этого права". Отметим, что органы исполнительной власти не могут вступать в наследственные отношения с физическим лицом (за исключением случаев выморочного наследства) и, следовательно, их обязанности не носят характер наследственных. Обязанность каждого не препятствовать в принятии наследства не может корреспондировать с "правом" на получение наследства, поскольку не возникают такие отношения, к которым можно было бы применить конструкцию правоотношения. Отсутствие последних объясняется тем, что неизвестен его основной субъект - наследник, а действует лицо, призываемое к наследованию.

Мы присоединяемся к мнению, что принятие наследства представляет собой сделку, совершаемую наследниками[18]. Последняя, думается, выступает в качестве юридического факта, входящего в юридический состав, необходимый для возникновения у наследника не наследственных прав (права на принятие наследства, как считает М.Ю. Рассказова[19]), а вещных, обязательственных или иных субъективных гражданских прав на имущество, входящих в наследство.

Возражение относительно того, что принятие наследства является правом, поскольку не следует из правоспособности, а опосредовано другим юридическим фактом (смертью) и, значит, может возникнуть не у любого лица, не отвечает действительности, поскольку имеет другое объяснение. Юридический состав наследования по завещанию предполагает строгую последовательность совершения юридических действий и наступления событий, что, как точно отмечал О.А. Красавчиков, имеет значение для наступления юридических последствий в определенных случаях[20]. Именно в требовании закона о строгой последовательности в наступлении юридических фактов (процедуре наследования по завещанию) и состоит объяснение того, что принятие наследства следует только после совершения завещания и смерти наследодателя. Принятие наследства представляет собой реализацию именно правоспособности лица, а не вытекает из смерти наследодателя или совершения им завещания. Ведь, к примеру, если организация, указанная в завещании, утратила правосубъектность, хотя физически продолжает существовать в качестве филиала юридического лица, то наличие ни первого, ни второго факта не создаст для нее возможности принятия наследства.