Файл: Понятие и виды наследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1926 г. система раздела имущества умершего между государством и родственниками была отменена. Наследование как институт был восстановлен, хотя с определенными ограничениями, касавшимися как состава наследства, так и круга наследников.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. устранил прежнюю формулировку ("наследование допускается") и утвердил актуальность института наследования. В ст. 527 Кодекса уже констатировалось: "наследование осуществляется". И в целом ГК РСФСР 1964 г. ликвидировал неясность и неопределенность, свойственные формулировкам прежнего Кодекса 1922 г. При этом правовая политика государства принципиально не изменилась. ГК РСФСР устанавливал всего две очереди наследников по закону. В первую очередь наследовали дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери (ст. 532 ГК РСФСР 1964 г.).

В дальнейшем в связи с принятием Федерального закона от 14 мая 2001 г. N 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 532 Гражданского кодекса РСФСР" количество очередей возросло до четырех: в третью очередь могли становиться наследниками братья и сестры родителей умершего (дяди и тети наследодателя); в четвертую очередь - прадеды и прабабки умершего как со стороны деда, так и со стороны бабки.

Одним из основных изменений в наследственном праве стало значительное расширение числа потенциальных наследников по закону. В третьей части нового Гражданского кодекса РФ учтены интересы практически всех родственников (ст. 1141 - 1150). В соответствии с принципом защиты интересов близких родственников количество очередей увеличилось до восьми.

В настоящее время п. 2 ст. 1142 ГК РФ относит к наследникам первой, второй и третьей очередей внуков наследодателя и их потомков, детей полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя, т.е. племянников и племянниц наследодателя (п. 2 ст. 1144), двоюродных братьев и сестер. Данные лица наследуют по так называемому праву представления, когда наследники по закону соответствующих очередей (первой, второй или третьей) умерли до открытия наследства или одновременно с наследодателем (ст. 1146 ГК РФ).

В качестве наследников четвертой очереди родственники третьей степени родства - прадедушки, прабабушки наследодателя. В качестве наследников пятой очереди призываются родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные бабушки и дедушки) (п. 2 ст. 1145 ГК РФ). Наследниками шестой очереди выступают родственники пятой степени родства - дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателей. В качестве наследников восьмой очереди выступают нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним (п. 2, 3 ст. 1148 ГК РФ).


В целом круг и состав субъектов наследственных отношений значительно расширился. Данное принципиальное нововведение позволяет максимально полно обеспечить частные интересы, справедливо соотнести интересы граждан и государства при наследовании.

Если отсутствуют наследники предшествующих очередей, либо они отказались от наследования, либо признаны недостойными наследниками, то к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

В этой ситуации обнаруживается некоторая непоследовательность законодателя. На сегодня ни Гражданский кодекс РФ, ни Семейный кодекс РФ не содержат определений понятий "отчим", "мачеха", "пасынок" и "падчерица".

Исходя из общего употребления, отчим - это неродной отец, муж матери по отношению к ее детям от предыдущего брака; мачеха - неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака; падчерица - неродная дочь одного из супругов; пасынок - неродной сын одного из супругов[33].

Также не в полной мере в законе определен круг их прав и обязанностей, за исключением отдельных случаев (см., в частности, ст. 97 СК РФ). При этом п. 1 ст. 1147 ГК РФ приравнивает усыновленных и усыновителей к кровным родственникам.

Как представляется, данное положение не вполне отражает значение перечисленных субъектов для наследодателя. Даже если отчим и мачеха не являются усыновителями, скорее всего, пасынки и (или) падчерицы находились в том числе и на их содержании, тесно общались друг с другом, помогали и уделяли друг другу особое внимание, делились переживаниями, личными и бытовыми проблемами. В свою очередь, отчим и (или) мачеха, по сути, заменили наследодателю родителей и несли бремя содержания, заботы и ответственности за его воспитание и образование. Их роль в жизни и взрослении наследодателя неоценима, как неоценима роль отца и матери для ребенка. Поэтому, исходя из фактического положения этих субъектов, согласно определяющему этическому и правовому принципу справедливости пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя должны быть отнесены законодателем не к одной из последних очередей наследников по закону, а по крайней мере ко второй очереди.

Более того, если говорить о справедливом балансе прав и обязанностей участников гражданско-правовых отношений, следует обратить особое внимание на категорию, в этом смысле обойденную законодателем. Речь идет о правовом статусе фактического воспитателя в отношениях, связанных с наследованием по закону. В ГК РФ названное понятие отсутствует. Семейный кодекс РФ определяет фактических воспитателей как лиц, осуществлявших действительное (фактическое) воспитание и содержание несовершеннолетних детей, не включая в их число законных опекунов и приемных родителей (п. 3 ст. 96 СК РФ). При этом фактическим воспитателем может быть любой родственник или свойственник наследодателя, а также иное лицо, которое фактически несло на себе бремя материального содержания, моральной ответственности за воспитанника. Поэтому необходимо, на наш взгляд: а) включить в число наследников по закону фактических воспитателей; б) отнести фактических воспитателей ко второй очереди наследования по закону.


Таким образом, наследственное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. В круг наследников по закону должны входить не только близкие и дальние родственники, а также лица, связанные отношениями свойства, но и лица, фактически заменившие наследодателю родителей. Это изменение позволит соблюсти необходимое равновесие прав и обязанностей указанных субъектов семейных отношений, что, в свою очередь, является частным воплощением справедливости в праве.

Заключение

Институт наследства остается одним из важнейших институтов наследственного права. В последнее время все больше граждан обращается к нотариусу для оформления наследства и от правильного применения и толкования нотариусом норм наследственного права зависит реализация права гражданина на наследование.

Закончив изложение материала дипломной работы необходимо сделать ряд важных выводов.

Наследственное право России, на наш взгляд, в недостаточной мере отвечает идеям охраны интересов семьи и справедливого частного обеспечения определенных лиц за счет наследственного имущества. Так, считаем актуальной проблему расширения по социальным признакам круга обязательных наследников и круга скользящей очереди наследников по закону.

Институт обязательной доли, воплощающий в силу закона идеи справедливого материального обеспечения социально слабых наследников, корректирует завещательное наследование, субъективная справедливость которого задана самим завещателем. Однако в круг обязательных наследников следовало включить нетрудоспособных и несовершеннолетних внуков (правнуков) завещателя в случае, если бы они были призваны к законному наследованию по праву представления. Таким лицам, как правило, необходима семейная материальная поддержка, одним из видов которой может быть признана доля в наследстве прародителя.

Кроме того, из круга обязательных наследников и наследников по закону скользящей очереди новое наследственное право исключило тех нетрудоспособных лиц, находившихся на иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти, которые, не будучи родственниками наследодателя, не проживали совместно с ним. Такое законодательное решение вопроса о праве на наследство нетрудоспособных иждивенцев наследодателя нельзя признать социально оправданным и обоснованным с учетом экономических, семейно-имущественных и структурно-социологических реалий современности, сложившихся в России и за ее пределами. Рыночные экономические условия жизни изменили представления людей о собственности и связанных с нею новых возможностях личностных отношений, изменили семейно-имущественную ориентацию родителей (супругов) и их детей, открыли возможности массового свободного перемещения работников труда, собственного дела и имущества как внутри страны, так и за ее пределы. Это привело к расщеплению единого семейного дома, основанного на законном браке, ослаблению юридического значения фактора совместного проживания как центрального признака семьи, изменению структуры семьи и образа ее жизни, появлению нового типа лично-имущественных связей, подобных семейным, сосуществующих с законной семьей.


Отмеченные реалии убеждают в том, что нельзя оставить без материальной поддержки за счет наследства нетрудоспособных лиц, не имеющих легитимных оснований родства или брака с наследодателем, но получавших от него постоянное и основное материальное содержание и оказавшихся без средств для жизни. Признание наследственных прав таких лиц отвечает нравственным требованиям и началам справедливого распределения наследства и устраняет неравенство нетрудоспособных иждивенцев в отношениях наследования. Обеспечительная функция наследования не должна дифференцироваться в зависимости от факта их родства либо совместного или раздельного проживания с наследодателем. Положение нетрудоспособных иждивенцев наследодателя в случае открытия наследства одинаково, оно не зависит от места проживания и наличия или отсутствия родства с ним. Они лишаются иждивения, которое получали при жизни наследодателя. Без определяющего признака иждивенчества ни факт родства, ни факт совместного проживания сами по себе не дают права ни на обязательную долю в наследстве, ни на скользящую очередь наследования по закону. Существо отношений иждивения требует предоставления нетрудоспособным иждивенцам наследодателя равных условий наследования: продолжительность оказанного содержания составляла не менее года до смерти наследодателя.

Правовой аспект идеологии реформирования наследственного права нашел свое воплощение в известных и новых теоретических конструкциях, связанных с наследственным правопреемством и реализующих правовую доктрину правопреемства ввиду смерти правообладателя. Довольно заметный ряд конструкций получил легализацию в нормах и институтах нового наследственного права, что не было свойственно наследственному праву РСФСР. Таковы, например, универсальное правопреемство, наследство, завещание, толкование завещания, приобретение наследства, наследственная трансмиссия, доверительное управление наследственным имуществом. Другой ряд остается объектом научных исследований, к нему относятся, например, наследственное правоотношение, субъекты наследственного правоотношения, субъективное право на наследство, правовой статус свидетелей в процессе оформления завещания, статус исполнителя завещания, преимущественное право на наследство, требования и иски к наследству, определение лиц, в пользу которых допустим отказ от наследства, корпоративные права, предприятия и другое особое имущество как объект наследования.


Все институты и юридические конструкции наследственного права стали предметом активных исследований и дискуссий в области цивилистической науки и практики, что содействует решению возникающих проблем правоприменения, однако требует согласованности предлагаемых решений с частноправовыми началами преемственности в системе отношений собственности и всех других имущественных отношений.

Список использованной литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 17) // Российская газета. 1998. 10 дек.
  2. Протокол N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 20. Ст. 2143.
  3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. – 1993. 25 декабря.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
  5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
  6. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I // ВВС РФ. – 1993. – № 10. – Ст. 357

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. № 1. Ст. 16
  2. Абраменков М.С., Чугунов П.В. Правовое регулирование перехода выморочного имущества в порядке наследования: теоретические и практические вопросы // Наследственное право, 2010, N 1
  3. Абраменков М.С., Чугунов П.В. Седьмая очередь наследников // Наследственное право, 2009, N 4
  4. Алексеев В.А. Наследование недвижимости и государственная регистрация прав // Наследственное право. 2011. N 2. С. 20 - 24.
  5. Агеева А. А вдруг осталось наследство? // ЭЖ-Юрист. 2011. N 34. С. 14.
  6. Березовская Е.А. Эволюция наследственного права в России (дореволюционный и советский периоды) // Наследственное право, 2008, N 2
  7. Бахмуткина К.Ю. О праве наследования граждан // Наследственное право, 2008, N 2
  8. Бегичев А.В. Наследование по завещанию в дореволюционном российском праве // Наследственное право. 2011. N 3. С. 9 - 11.
  9. Блинков О.Е. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации о наследовании: хроника посткодификационного развития // Нотариус. 2011. N 5. С. 29 - 34.
  10. Блинков О.Е. О судебном толковании норм наследственного права: история и перспективы // Российский судья, 2008, N 4
  11. Блинков О.Е. Наследование отдельных видов имущества // Наследственное право, 2010, N 1
  12. Виноградова Р.И., Дмитриева Г.К., Репин В.С. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей / Под ред. В.П. Мозолина. М.: НОРМА, 2002. С. 90
  13. Вавилин Е.В. Механизм осуществления права на принятие наследства // Наследственное право, 2009, N 1
  14. Вавилин Е.В. Наследование по закону: очередность и субъектный состав // Наследственное право, 2010, N 1
  15. Гаврилов В.Н. Формальный способ принятия наследства по российскому законодательству // Нотариус. 2011. N 4. С. 23 - 27.
  16. Ермолова Н.А., Камышанский В.П. Условные завещания: за и против // Наследственное право. 2011. N 3. С. 11 - 13.
  17. Ефремов В.А. К вопросу о становлении института наследственных правоотношений в памятниках русского права (историко-правовой анализ). Дореволюционный период // История государства и права. 2011. N 15. С. 19 - 22.
  18. Карпухин Д.В. Правовые аспекты наследования жилых помещений, являющихся объектами приватизации и договора пожизненного содержания с иждивением // Жилищное право. 2011. N 7. С. 15 - 22.
  19. Малкин О.Ю. Описки и другие незначительные нарушения порядка составления, подписания или удостоверения завещания, не влияющие на его действительность // Наследственное право. 2011. N 3. С. 13 - 17.
  20. Мичурин Н.Н. Составление домашних духовных завещаний // Наследственное право. 2011. N 3. С. 39 - 40.
  21. Некрасов А. Наследование накопительной части пенсии // ЭЖ-Юрист. 2011. N 31. С. 11.
  22. Останина Е.А. Взаимная связь сделок и признание завещания недействительным // Наследственное право. 2011. N 3. С. 17 - 21.
  23. Паничкин В.Б. Процессуальные аспекты оспаривания завещаний в англо-американском праве // Наследственное право. 2011. N 3. С. 35 - 38.
  24. Раскостова Р.Ш. Недействительные завещания: анализ отдельных видов в судебной практике // Наследственное право. 2011. N 3. С. 22 - 28.
  25. Рябцева Г.К. Удостоверение завещания: проблемы нотариальной практики и перспективы правотворчества // Наследственное право. 2011. N 3. С. 28 - 31.
  26. Сватеева О.И. Ответственность наследников по долгам наследодателя в законодательстве зарубежных стран // Наследственное право. 2007. N 2. С. 41.
  27. Саломатова Т. Наследник без документа // "ЭЖ-Юрист", 2009, N 18
  28. Шукшина Ж.А. Право наследования и современные репродуктивные технологии // Медицинское право. 2011. N 6. С. 41 - 44.
  29. Шукшина Ж.А. Конституционные характеристики права наследования // Нотариус. 2011. N 5. С. 35 - 39.
  30. Шубина Т. Наследственная трансмиссия // ЭЖ-Юрист. 2011. N 31. С. 16.