ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исключением из общего правила является государственное признание религиозных браков, заключенных на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны, и фактических брачных отношений, возникших до 8 июля 1944 г.[4]
Добровольность брачного союза предполагает свободное волеизъявление мужчины и женщины, которое будущие супруги выражают дважды: при подаче заявления в загс и во время регистрации брака.
Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п. 1 ст. 11 СК РФ).
Заключение брака в отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому законодательству не допускается. Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительным.
Равенство супругов в семье. Этот принцип исходит из конституционных положений о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, о свободе выбора места пребывания и жительства, рода занятий, о равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих несовершеннолетних детей. Данный принцип основывается на личном, доверительном характере семейных отношений.
Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Названный принцип основан на диспозитивном способе регулирования семейных отношений и выражается в предоставлении членам семьи возможности выбора модели построения внутрисемейных отношений. Он находится в тесной взаимосвязи с принципом равенства супругов в семье. Конкретизация этого принципа содержится в п. 2 ст. 31 СК РФ, согласно которому вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Никто из них не имеет никаких преимуществ и не вправе диктовать свою волю.
Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Указанный принцип детализируется в нормах Семейного кодекса, регулирующих правовое положение ребенка в семье (гл. 11 СК РФ). Нормы этого института являются новыми для российского семейного законодательства. В них подчеркивается, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. Наделяя несовершеннолетних правами в области семейных отношений, государство предусматривает гарантии охраны и защиты этих прав.
В Семейном кодексе Российской Федерации определены круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы их защиты. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. В СК РФ содержится ряд норм, направленных на обеспечение реализации данного принципа: ст. 85 “Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей”; ст. 87 “Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей”; ст. 89 “Обязанности супругов по взаимному содержанию”; ст. 90 “Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака” и др. Из содержания указанных норм следует, что государство и общество берут под свой контроль интересы членов семьи, которые сами не могут обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей.
Единобрачие (моногамия). Не может быть юридически оформлен брак между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (ст. 14 СК РФ). Регистрация с лицом, ранее состоявшим в зарегистрированном браке, возможна только при наличии документов о прекращении прежнего брака (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга, решение суда о признании брака недействительным).
Свобода расторжения брака под контролем государства. Этот принцип неразрывно связан с принципом добровольности брачного союза. Если бы не было свободы развода, то вряд ли можно было говорить о свободе брака. Развод возможен как по взаимному согласию супругов (п. 1 ст. 19, ст. 23 СК РФ), так и при отсутствии согласия одного из супругов (ст. 22 СК РФ), либо независимо от согласия одного из супругов при наличии предусмотренных в законе оснований (п. 2 ст. 19 СК РФ).
Принцип свободы развода усилен в новом Семейном кодексе Российской Федерации сокращением максимального срока для примирения супругов до трех месяцев. По ранее действовавшему законодательству он был равен шести месяцам (ст. 33 КоБС РСФСР).
Руководствуясь изложенными выше принципами, семейное право как правовая отрасль осуществляет следующие функции:
- регулятивную - регулирование семейных отношений в соответствии с действующим законодательством;
- охранительную - защита и охрана прав и законных интересов участников семейных отношений;
- воспитательную - в семейно-правовых нормах содержится модель поведения, одобряемая государством и обществом, а также неблагоприятные правовые последствия совершения действий и поступков, нарушающих права, свободы и законные интересы других граждан.
2. история и Проблемы отраслевой самостоятельности семейного права
2.1. Историческое развитие семейного права в России
Отношения в сфере брака и семьи в России оставались в стороне от внимания историков в период советского времени, тогда они никак не влияли на изучение истории отечественного права. Но эти проблемы действительно имеют огромное значение. Брачно-семейные нормы права являются некой квинтэссенцией различных норм: политических, экономических и т.д.
Принятие Русью христианства, которое стало официальной религией вместо язычества, было одним из наиболее важных событий в истории государства и права России. Вследствие этого события в России ввели византийские нормы семейно-брачного права. Кормчая книга стала главным сборником законов. Отношения в брачно-семейной сфере регулировались церковью (как в Византии). Необходимо отметить, что все же в России иногда допускалось участие государственной власти в сфере семейного права.
Вместе с принятием христианства произошло два взаимосвязанных события: подчинение русской церкви патриарху Византии, и распространение законодательства Византии. В обществе стали утверждаться христианские идеи о смысле брака, об отношениях в семье. Однако существовали некоторые противоречия между христианским учением о браке и законодательством в семейном праве. Все это постепенно разрасталось и увеличивалось, как снежный ком, и привело к неправильному толкованию или вообще игнорированию принципов христианской веры. В российской церкви с самого начала распространялись и пропагандировались отнюдь не христианское учение о браке, а византийские нормы права, которые противоречили христианским канонам. Скорее всего, это имело много причин, но главной было большое влияние Византии в мире.
Через некоторое время Россия стала постепенно выходить из-под влияния Византии, становилась все более независимой и самостоятельной во всем, в том числе и в сфере брачно-семейных отношений.[4]
В 1589 году в России было учреждено патриаршество, и она освободилась от подчинения Византии. Однако освобождения от норм канонического права не произошло. Изданный в XVII в. печатный вариант Кормчей книги был подобием византийского законодательства.
В ходе становления христианских утверждений о браке и семье начались непонимания между церковью и народом, что привело к конфликту. Вся система брачных отношений была достаточно строга и ограничена. Начались нарушения принципов, установленных церковью, поэтому началась борьба за верховенство и приоритет между церковью и народом.
Три века происходило процесс становления светского права, не зависящего от религии и церкви. Это новое законодательство окончательно вытеснило нормы византийского права. Семейное право теперь имело двойное регулирование: и со стороны государства, и со стороны церкви, которая придерживалась византийских норм. Все это порождало большую путаницу и неразбериху, было непонятно, когда необходимо применять то или иное законодательство. Постепенно развивались тенденции к все большему вытеснению византийского законодательства в семейном праве, но все же светское право не смогло до конца XVIII века полностью заменить право церковное.
Контроль над выполнением норм русского семейного права осуществлялся церковью. Однако на этой почве всегда существовала борьба между отдельными частями в иерархии церкви. Высшее руководство церкви встречало несогласие со стороны и православного населения, и священников, и другого руководства при использовании норм канонического права. Это происходило потому, что простые священники были в чем-то верны языческим традициям, не понимали смысла канонических норм. Тем более простой народ - там было еще больше приверженности язычеству. Также среди причин этих разногласий можно назвать то, что священнослужители на местах не располагали необходимыми законодательными актами и документов (у них не было ни печатной, ни рукописной Кормчей книги и других законодательных актов). В цели и задачи церкви в те времена вообще не входило обеспечение приходских священников нормативно-правовыми актами. Даже многие письма архиепископов не всегда доходили до того места, куда были отправлены. Кроме вышеназванных проблем существовало также и много других.
Общество постепенно развивалось, и церковь постепенно теряла свой авторитет и свою власть, она стала постепенно превращаться в орган государственного аппарата, который подчинялся императору, т.е. светской власти. Но все же церковь еще достаточно длительное обладала независимостью. Ее нравственно-религиозное влияние на христиан было довольно большим. Священник прихода в любом населенном пункте был одним из самых доверенных лиц в любой семье, практически все знал о конфликтах и ссорах в семье, участвовал в примирении сторон.
В XVIII веке в компетенцию государственной власти постепенно перешло регулирование некоторых вопросов, которыми до этого занималась церковь. Среди этих вопросов можно назвать институт брака, вдовства, опеки, создание законов, которые регулируют имущественную самостоятельность супруги. Все это порождало большое количество конфликтов между государственной властью и церковью.
Государство, ослабляя влияние церкви на брачно-семейные отношения, не могло ее заменить для народа. Церковь все также внимательно следила за всеми семейными. Народ ощущал уменьшение влияния церкви, но государство не могло ему заменить.
На почве семейных отношений, которые всегда были консервативными, появлялись разногласия между правом и традицией. Это происходило потому, что традиции формируются десятилетиями, а иногда и столетиями, они не могут быстро измениться и «подстроиться» по нормы права. В отличие от этого, право формируется, развивается и совершенствуется в зависимости от политических, экономических и идеологических направлений государственной деятельности. Противоречия между традицией и правом в сфере брачно-семейных отношений носили принципиальный характер, т.к. данный вопрос в законодательстве напрямую затрагивал автономность бытовых и семейных отношений. Даже когда со стороны государства происходило совершенствование семейного законодательства с целью укрепления правового статуса менее защищенных членов общества, народ был недоволен, и не понимал смысла этих изменений, находясь еще под влиянием церкви и традиций. Если мнение церкви и обычаи учитывались в создании или изменении законов, то люди все равно не доверяли этому.
Проблема расторжения брака являлась практически всегда одной из основных в русском семейном праве. Это происходило потому, что многие заключали брак в слишком раннем возрасте, не осознавая всей серьезности этого поступка, многие выходили замуж или женились по воле родителей, и в итоге зачастую получалось так, что люди не могли жить более вместе, но развод мог произойти только по очень ограниченному кругу оснований, Все было сложно и дорого стоило. Поэтому многим приходилось жить в невыносимых условиях, потому что не было возможности расторгнуть брак. Мнение церкви по этому поводу всегда было негативным, к тому же и решающим. Исключение составил Указ Петра I, по которому вводился новый повод к разводу: вечная ссылка супругов. Екатерина II этот повод назвала как «прекращение брака смертью». В этом вопросе и церковь, и государство имели одинаковое мнение - отрицательное.[6]
Также строго и негативно церковь подходила и к институту признания брака недействительным. Кстати, действовавшая система прекращения браков и общественное мнение не способствовали сокращению незаконных браков.
Можно сказать, что светское законодательство делало много только в одном вопросе брачно-семейных отношений - в вопросе вдовства. Положение вдовы в России вызывало уважение как у церкви, так и у государства. Государство старалось заботиться о том, чтобы вдовцы и вдовы были обеспечены, могли нормально существовать. Государство заботилось о вдовах, старалось как можно более из них вдовьим пенсионом, но они должны были вести достаточно аскетическую жизнь, похожую на монашескую.
Вопросам семейного права и брачно-семейных отношений стало уделяться больше внимания с приходом советской власти. Например, в 1917 году были приняты декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», причем это были одни из первых декретов советской власти. Первым же кодексом советской власти был Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый в сентябре 1918 года. Этот кодекс подробно регламентировал такие вопросы, как регистрацией актов гражданского состояния.[5]
Необходимо отметить такие важные моменты, как провозглашение полного равенства мужчин и женщин в области брака и семьи, уравнивание в правах незаконно рожденных детей с детьми, рожденными в браке. Но при этом юридическую силу имел лишь брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния.
На местах были созданы самостоятельные отделы ЗАГСа волостных и уездных исполкомов, в 1919 году их реорганизовали в подотделы управления НКВД, а еще позже - в 1923 - в столы при органах милиции. В 1924 году местные отделы ЗАГСа были созданы при райисполкомах и сельсоветах.
Государство постепенно развивалось, вместе с ним развивалось и преобразовывалось законодательство, в том числе и семейное. В 1926 году был утвержден новый Кодекс законов о браке, семье и опеке в РСФСР. В этом кодексе появилась глава, посвященная записи актов гражданского состояния. Позже был принят еще ряд документов: в 1936 году постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке и сроках регистрации рождений и смертей», в 1940 - Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен», в 1943 - Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении», в 1946 - постановление Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по упорядочению регистрации актов гражданского состояния».[7]