Файл: Понятие и классификация юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетное учреждение в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, вправе вносить имущество, прежде всего денежные средства, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им имущество, кроме особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимого имущества (ч. 4 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Так что вопрос, осуществляет ли некоммерческая организация деятельность, приносящую доход, или предпринимательскую деятельность, следует решать с учетом норм федеральных законов. Более полное регулирование в ГК РФ некоммерческих организаций вообще ставит вопрос об отмене Закона о некоммерческих организациях.

Корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации. Это деление проводится по иному критерию, чем деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие юридические организации.

Корпорацией признается юридическое лицо, учредители (участники, члены) которого обладают правом участия (членства) и формируют его высший орган (ст. 65.1 ГК РФ).

К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (ч. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Несмотря на то что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ в ст. 2 ГК РФ включены корпоративные отношения, отношения по участию в корпоративных организациях или управлению ими, в п. 4 ст. 49 ГК РФ утверждается, что «гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок участия в гражданском обороте (ст. 2) регулируются настоящим Кодексом». Если обратиться к содержанию п. 2 ст. 65.1 ГК РФ, то можно сделать вывод о том, что корпоративные (членские) права и обязанности участников корпоративных организаций в отношении созданного ими юридического лица не входят в его правовое положение. Однако из содержания п. 1 и п. 3 ст. 48 ГК РФ следует, что под гражданскими правами понимаются не только вещные права учредителей государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, но и корпоративные права участников корпораций.

Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространенными являются классификации на коммерческие и некоммерческие юридические лица и корпоративные и унитарные юридические лица.


В ст. 50 ГК законодатель сохранил известное и ранее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Так, согласно п. 1 указанной статьи юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В свою очередь, предусмотренное им деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций и некоммерческих корпораций. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К коммерческим унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.[29]

Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса.

Термин «некоммерческие организации» давно и широко вошел в нашу жизнь. Однако законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации появилось лишь в 1990-х гг., хотя в отдельных нормативных актах более раннего периода признавался особый статус организаций, действующих в общественных интересах. Конституцией РФ (ст. 30) гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение. С принятием первой части ГК РФ нормы о некоммерческих организациях были помещены в единый раздел «Некоммерческие организации».

Как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц установлен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, предусмотренный в ГК. Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства перечень некоммерческих организаций является исчерпывающим. Это значит, что могут создаваться только организации, прямо предусмотренные новым Кодексом.

По существу по отношению к некоммерческим юридическим лицам действует принцип numerus clausus - закрытого перечня. Ранее в российском законодательстве действовало значительное количество федеральных законов, предусматривавших различные виды некоммерческих юридических лиц. Таким образом, в настоящее время некоммерческие организации могут действовать только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК. Следует отметить, что перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц был расширен по сравнению с тем, что предлагался в редакции проекта, одобренного Государственной Думой в первом чтении.


Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия «некоммерческая организация» в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделяемые определенными правами и обязанностями, но которые не могут выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.

В средствах массовой информации и в литературе общественные объединения, которые не преследуют политические цели в своей деятельности и которые не финансируются правительствами своих стран, часто носят название «неправительственные организации», или сокращенно НПО (nongovernmental organization). Этот термин был введен в оборот в 1945 г. Уставом ООН, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств. По существу речь идет о синониме термина «некоммерческие организации».

Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих, является специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых.

Важным признаком любой некоммерческой организации является и та цель, ради которой она была создана. Некоммерческие организации обычно создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.[30]

Неоднозначно решается вопрос относительно возможности признания некоммерческих юридических лиц банкротами. Согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 65 ГК, юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.


Таким образом, учреждения, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны банкротами ни при каких обстоятельствах. Остальные виды некоммерческих организаций могут быть признаны банкротами только в судебном порядке. Что касается государственных корпораций или государственных компаний, то они могут быть признаны банкротами только в том случае, если это прямо предусмотрено специальным правовым актом, которым предусмотрено их создание. Наконец, фонды по общему правилу могут быть признаны банкротами, за исключением случаев, когда запрет на признание их банкротами установлен законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. В качестве примера можно привести п. 7 ст. 2 Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий», согласно которому центр не может быть признан несостоятельным (банкротом).

Для некоммерческих организаций характерно такое понятие, как «целевой капитал». В 2007 году вступил в действие Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Предметом Закона N 275-ФЗ являются отношения, возникающие при формировании целевого капитала некоторыми некоммерческими организациями и осуществлении контроля за использованием дохода от целевого капитала. Закон также устанавливает особенности управления и деятельности некоммерческой организации - собственника целевого капитала при формировании целевого капитала и использовании дохода от целевого капитала.

Наличие целевого капитала у некоммерческих организаций помимо общей задачи повышения уровня их финансового благосостояния призвано также решить задачи, связанные с возможностью долгосрочного планирования их деятельности при наличии относительно постоянного источника финансирования.

Как и в коммерческих организациях, в некоммерческих возможны различные модели соотношения прав учредителей и самого юридического лица. Первая модель - учредители (участники) утрачивают вещные права на переданное юридическому лицу имущество, приобретая при этом права обязательственные - права требования (потребительские кооперативы). Вторая модель - учредитель, передавая юридическому лицу имущество, продолжает оставаться его собственником (сохраняет свои вещные права). При этом учредитель признается собственником и всего того, что приобретается юридическим лицом в процессе деятельности некоммерческой организации (в качестве примера можно привести учреждения). При третьей модели учредитель, передавая юридическому лицу имущество, теряет как обязательственные, так и вещные права на имущество. Однако в некоторых случаях он сохраняет право контроля на этим имуществом (например, в фондах).


Список организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц не претерпел существенных изменений. Однако нельзя не обратить внимания на то, что законодатель не сохранил такую организационно-правовую форму, как общество с дополнительной ответственностью, как не получившую широкого распространения на практике. Также упразднено разделение акционерных обществ на закрытые и открытые, поскольку закрытые акционерные общества применяют модель отношений, характерную для обществ с ограниченной ответственностью, и таким образом по существу дублируют их (см. п. 4.1.6 разд. III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации).

Как и ранее, помимо своей основной деятельности, некоммерческие организации могут заниматься иной деятельностью. Законодатель назвал ее «иной, приносящей им доход деятельностью». Виды такой деятельности должны быть определены в их уставах и соответствовать целям их создания и их основной деятельности. Об этом, в частности, говорится в п. 4 ст. 50 ГК, согласно которому для материального обеспечения основной деятельности некоммерческие организации могут осуществлять иную, приносящую им доход деятельность, виды которой определены в их уставах и соответствуют целям их создания и их основной деятельности.

Следует отметить, что ранее законодатель прямо говорил о возможности занятия некоммерческими организациями предпринимательской деятельностью, то есть деятельностью, направленной на систематическое извлечение прибыли. Вместо термина «прибыль» в новой редакции указанной статьи ГК появился термин «доход», который является более широким и более юридически корректным понятием. Это обусловлено тем, что ранее в законодательстве существовало известное противоречие, поскольку некоммерческим организациям разрешалось заниматься деятельностью, противоречащей их правовой природе.

Для того чтобы осуществлять подобную деятельность, некоммерческим организациям нужно одновременно соблюдать несколько условий: вид такой деятельности должен был быть определен в уставе, подобная деятельность должна соответствовать целям их создания и их основной деятельности.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доходы деятельности, за исключением казенного учреждения, должна иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по ее обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона об обществах с ограниченной ответственностью он составляет десять тысяч рублей.