Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общая характеристика обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как оперативно-розыскного мероприятия

1.1 Понятие, сущность, правовая основа и подготовка к обследованию помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

1.2 Фиксация результатов обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2. Проблемы проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2.1 Обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь при проведении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2.2 Иные проблемы правового регулирования обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Заключение

Список использованных источников и литературы

Основанием для проведения ОРМ явилась оперативная информация в отношении руководства ТСЖ по фактам злоупотребления полномочиями вопреки законным интересам организации, выраженных в сборе денежных средств с жильцов указанного многоквартирного жилого дома и их расходовании. Распоряжение вынесено с целью установления дополнительных сведений и получения оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении[9].

Обследование жилища против воли проживающих в нем лиц (гласное и негласное) проводится на основании судебного решения в порядке, установленном ч. 2 ст. 8 и ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Тактика обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Тактика осуществления обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств достаточно многоаспектна по основаниям и поводам проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, в отдельных случаях в режиме оперативно-розыскной деятельности проникновение в помещение осуществляется под видом работников горгаза, горэнерго, пожарного надзора и т.п. При других обстоятельствах обследование квартир, жилищ частной застройки, помещений и иных объектов целесообразно проводить в полной тайне от их владельцев, жильцов, арендаторов. Например, при расследовании в 1970-х годах уголовного дела, получившего название «Санитар природы», по факту обнаружения расчлененных тел неизвестных женщин в черте г. Архангельска оперативная группа проникала в квартиры предполагаемых фигурантов (в их отсутствие) с целью возможного обнаружения следов преступления. Более того, по указанию начальника ОУР Архангельского УВД Ю.В. Перфильева собственно негласный осмотр квартир и их отдельных комнат, а также иных мест (гаражей, дачных построек) осуществлялся преимущественно введенными в опергруппы сведущими лицами: судебными медиками, криминалистами и антропологами. При отработке жилого массива в привокзальном районе г. Архангельска (по одной из версий убийца разбрасывал части трупов рано утром или ночью по дороге на работу) старший эксперт ЭКО УВД Архангельской области Артемьев, осмотрев однокомнатную квартиру с применением специальных средств в виде люминала на предмет обнаружения следов крови и предположительно обнаружив их, решил заглянуть на балкон. На балконе под тряпками он увидел тела двух девочек со снятым эпидермальным покровом, рядом лежала выделанная человеческая кожа. Результат оперативно-розыскного мероприятия в дальнейшем был закреплен следственным путем, убийца был изобличен и осужден[10].


«Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер. При этом гласное оперативно-розыскное обследование может осуществляться только с согласия владельцев осматриваемых объектов. Гласное обследование не следует смешивать с уголовно-процессуальным осмотром либо административным досмотром, которые имеют свои основания и процедуру»[11].

Проведение гласного обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

«При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие его личность. При таком обследовании обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится»[12].

Негласному обследованию, проводимому втайне от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, присуща особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами.

Негласное обследование жилых помещений, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», допускается только на основании судебного решения, получаемого в порядке ст. 9 данного Закона. О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководителем МВД, ГУ МВД (УМВД) субъекта Российской Федерации.

«Негласное обследование проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов, осуществляющих ОРД, с участием инициаторов мероприятия. При обследовании допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов с помощью специальных химических веществ и создание других условий для следообразования»[13].

В то же время изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускаются в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия[14].


1.2 Фиксация результатов обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Результаты обследования, проводимого непосредственно оперативным работником, оформляются рапортом или справкой. Однако правоприменительная практика знает и иные формы фиксации результатов обследования.

При проведении гласного осмотра с участием других лиц и специалистов составляется акт обследования, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного осмотра или актом, форма которого установлена для ведомства (службы), чье должностное лицо принимало участие в зашифрованном обследовании. Эти документы могут впоследствии приобщаться к материалам уголовного дела.

Справка о результатах обследования, проводимого с использованием негласных оперативно-технических сил и средств, хранится в материалах оперативно-розыскного производства.

«В случаях применения при оперативном осмотре видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, иных способов фиксации и изъятия обнаруженных следов эти сведения отражаются в отдельных документах (справках, актах и т.д.), которые могут быть в последующем представлены лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания».[15]

П. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет сотрудникам уголовного розыска право изымать документы, предметы, материалы и сообщения в ходе проводимых ими ОРМ. Та же норма закона предусматривает, что если такое изъятие имеет место в ходе гласного оперативно-розыскного мероприятия, то об этом должен быть составлен протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Требования, о которых идет речь, - это, очевидно, требования ст. 166 УПК РФ[16], регламентирующей содержание протокола следственного действия.

М.Р. Глушков отмечает, что «указание законодателя на то, что изъятие оформляется протоколом, позволяет рассматривать два варианта документирования»[17]. Так, может быть составлен единый протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, в котором должен найти отражение и факт изъятия предмета. Либо если обследование оформляется актом (как это принято на практике), то потребуется дополнительный протокол, фиксирующий изъятие.


Предпочтительным представляется первый вариант, поскольку при нем не возникает вопросов о том, в каком правовом режиме действуют оперативники, изымающие предмет, - это одно из прямо предусмотренных Федеральным законом оперативно-розыскных мероприятий (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД). Все имевшие место или выявленные в ходе его существенные обстоятельства, и изъятие в первую очередь, должны быть отражены в соответствующем оперативно-служебном документе.

Если же идти по второму пути, то такой определенности уже нет: оперативно-розыскного мероприятия, именуемого изъятием, не существует, и правовые рамки такой процедуры окажутся неясны. Нужно также учесть и то, что изъятие не существует само по себе: Закон, предоставляя соответствующим органам право на проведение ОРМ, прямо говорит, что изъятие производится «при их проведении» (абзац 1 п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД). В таком случае изъятие должно найти отражение в документе, фиксирующем ход соответствующего ОРМ.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

Что же касается текста протокола, то, во-первых, он должен содержать указание о месте (населенном пункте), дате и времени изъятия с точностью до минуты, а также о должности, фамилии и инициалах лица, составившего протокол (п. 1, 2 ч. 3 ст. 166 УПК РФ). Далее, п. 3 той же части 3 ст. 166 требует указания фамилии, имени и отчества (не инициалов) каждого участвующего лица и, если это необходимо, - его адреса и других данных о личности.

В.Н. Исаенко разъясняет: «при этом нужно учитывать, несмотря на то что составление протокола подчинено правилам уголовно-процессуального законодательства, ссылки на Кодекс в нем недопустимы. Необходимо указывать нормы, которые действуют напрямую, - это ст. 6 и 15 Закона об ОРД».[18]

Участвовать в обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств наряду с оперативником, проводящим его и ведущим протокол, могут другие должностные лица органа, осуществляющего ОРД. Для них помимо фамилий, имен и отчеств потребуется указать должности.

Понятые, законодательством об оперативно-розыскной деятельности не предусмотрены, поэтому упоминаться в оперативно-служебных документах, как это иногда происходит, они не могут. Законом об ОРД (ч. 5 ст. 6) допускается при проведении ОРМ использовать помощь граждан. Такие граждане, привлекаемые для удостоверения результатов проводимого мероприятия, на практике именуются представителями общественности. Для них указываются адреса, а для специалиста, если он приглашен, например, для применения видеозаписи, - должность. Также должность следует указать и для лица, задержанного с поличным[19].


Однако, в случае необходимости проведения изъятия при осуществлении обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств Инструкцией, утверждённой Приказом МВД России от 01.04.2014 №199, предусматривается обязательное привлечение понятых: Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Во-вторых, ч. 10 ст. 166 УПК РФ предписывает, что протокол должен содержать заверенные подписями участников записи о разъяснении им их прав. Если быть точными, то здесь идет речь о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с настоящим Кодексом их прав, обязанностей, ответственности, а также порядка проведения следственного действия.

О правах лиц, привлекаемых к участию в оперативно-розыскном мероприятии, Закон «Об ОРД» не упоминает. Процессуальных прав, в отсутствие какого-либо статуса, эти лица, разумеется, также лишены. Поэтому применительно к обследованию помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств есть смысл указывать в протоколе лишь то, что граждане приглашены в порядке ч. 5 ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» для удостоверения факта, содержания и результатов оперативно-розыскного мероприятия (это и составляет их обязанность), специалист - в том же порядке для применения специальных знаний (это его обязанность). По окончании оперативного осмотра они вправе делать замечания о дополнении и уточнении протокола (прямая аналогия с ч. 5 ст. 166 УПК РФ). Какой-либо ответственности для этих участников Закон не предусматривает. Что касается порядка проведения мероприятия, то на практике в любом случае оперативник с той или иной степенью доходчивости информирует участвующих лиц о его целях, содержании и порядке. Поэтому запись в протоколе о том, что наряду с правами и обязанностями участвующим лицам разъяснен также порядок обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, может и должна быть.