Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Финансовая политика: терминологические определения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В государственной политике одним из самых важных инструментов её формирования является финансовая система. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают большое влияние на социальное и экономическое развитие страны. Именно важность общественных отношений, которые складываются в процессе формирования и исполнения государственного бюджета, обусловила необходимость их урегулирования.

Федеративные отношения строятся в том случае, если финансовый процесс отражает федеративные основы, в частности бюджетные взаимоотношения, которые происходят внутри страны. Любая федеративная система является эффективной только, когда все сферы ее деятельности осуществляются в рамках Конституции и действующего законодательства. При этом между всеми уровнями власти должна существовать четко разработанная рациональная система экономических отношений, способная создать соответствие между доходами и расходами. Также финансовая система должна быть в одинаковой мере справедливой в плане разделения финансового бремени для каждого субъекта РФ, а также и для составляющих внутри её субъектов образований.

Неудивительно, что в большинстве дискуссий затрагивается сложная проблема федерализма и разделения политических, а также финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся различные переговоры на тему развития финансовой системы и межбюджетных отношений в России.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать особенности и проблемы развития финансовой политики в Российской Федерации.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- установить содержание понятия «финансовая политика»;

- рассмотреть структуру финансовой системы и ее реализацию в РФ;

- выявить доходы и расходы всех уровней бюджетной системы РФ;

- проанализировать как менялась финансовая система с момента образования Российской Империи до сегодняшнего дня.

Объектом исследования является финансовая система, формирующаяся в государстве.

Предмет исследования составляют экономические отношения между органами власти различных уровней, связанные с разграничением расходных полномочий и доходов по звеньям бюджетной системы и с распределением финансовой помощи на основе принципов финансовой системы.

Теоретическая и эмпирическая базы исследования были представлены трудами российских ученых: Христенко В.Б., Годин А.М., Бегунова С. и т.д., учебные материалы, которых были выпущены за последние 3-4 года, одними из самых известных издательств: «Дашков и К», «Юрайт», «Форум» и т.д., также в работе использованы финансово-кредитный энциклопедический словарь Пановой Г.С., и требования нормативно-правовых актов, опубликованные в такой справочной системе как «КонсультантПлюс» по состоянию на 11.03.2019 г.


Курсовая работа изложена на 39-ти страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающий 25 наименований. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи и методы исследования объекта. В первой главе рассмотрены теоретические основы финансовой политики, звенья финансовой системы и сущность межбюджетных отношений. Во второй главе определенно устройство финансовой системы в Российской Федерации, а также широко представлены проблемы ее реализации. В третьей главе разработан сравнительный анализ финансовых систем Российской Империи, СССР и РФ. В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование финансовой политики в государстве.

1. Теоретические основы финансовой политики

1.1 Финансовая политика: терминологические определения

Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства, так как с ее помощью осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.[1]

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, разрабатывает стратегию и тактику её проведения.

Финансовая стратегия - долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.[2]

Финансовая тактика - решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых отношений, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.[3]


Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Содержание финансовой политики включает в себя решение следующих основных задач:

- разработку общей концепций финансовой политики;

- создание финансового механизма;

- управление финансовой деятельностью.

Одной из важных задач финансовой политики является финансовый механизм. Финансовый механизм - совокупность методов и форм, инструментов и рычагов, с помощью которых обеспечивается организация финансовых отношений, то есть создание, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств.[4]

Элементами   финансового   механизма   являются:
-   налоговые   ставки;
-   налогооблагаемая   база;
-   нормы   обязательных   резервов;
-   учетная   ставка   Центрального   банка;
-   нормы   амортизации;
-   валютный курс и другие.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, можно выделить 3 её вида:

1. Политика экономического роста (стимулирующая) ­— под этим понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение объема ВВП и повышение уровня занятости. Это политика предполагает рост государственных расходов, и снижение налогового времени.[5]

2. Политика стабилизации — проводится в том случае, когда правительство пытается удержать объемы ВВП на прежнем уровне, а также поддержать стабильность цен.

3. Политика ограничения деловой активности — направлена на уменьшение реального объема ВВП и применяется в период подъема с целью избегания кризиса перепроизводство и высокой инфляции.[6]

Таким образом, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направлениям развития, которые вырабатываются экономической политикой. Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансовой отдачи свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом, специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать все финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия, конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.


1.2 Звенья финансовой системы и их признаки

Основными документами, регулирующими финансовую систему государства, являются:

- Налоговый кодекс РФ;

- Бюджетный кодекс РФ;

- законы и подзаконный акты в области финансов.[7]

С институциональной точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений.

С экономической точки зрения финансовая система представляет собой совокупность форм, методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами финансовых отношений по распределению и перераспределению общественного продукта. Финансовая система государства состоит из трех звеньев[8] (рис.1).

Рисунок 1

Звенья финансовой системы государства

Финансовая система

Общегосударственные

финансы:

- федеральные;

- субъектов федерации;

- муниципальных субъектов

Финансы предприятий - хозяйствующих субъектов

Финансы

домохозяйств

Источник: Подъяблонская Л.М. Финансы / Л.М. Подъяблонская. - М.: Юнити, 2017. – С. 114.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений.

Главной задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, пошлин, доходов от собственности государства и др.[9]

Характерными признаками публичных финансов (государственных и муниципальных) являются:

-  денежный характер отношений;

-  безвозмездный и безвозвратный характер платежей в государственные и муниципальные органы;

- принудительная со стороны государственных органов форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и физическими лицами;

-  отношения перераспределения, уже распределенного совокупного общественного продукта.

Основными государственными органами финансового управления являются: Счетная палата, Центральный банк РФ (Банк России), финансовые управления, налоговые органы и т. п.[10]


Функции общегосударственных финансов:

- концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, сбор налогов;

- распределение бюджетных средств, финансирование общегосударственных нужд;

-  организация финансовой системы и формирование финансового рынка;

-  контроль и регулирование финансовой системы посредством законов и подзаконных актов, обеспечение правовых форм в области финансов;

-  экономическая активизация оборота денег и контроль за движением денежных потоков.

Финансы хозяйствующего субъекта являются ведущим звеном в финансовой системе государства. Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления производственно-финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

Функции финансов хозяйствующих субъектов:
- получение прибыли;
- распределение денежных фондов, привлеченных от различных источников финансирования, для обеспечения эффективного развития, инвестирования и страхования деятельности;
- стимулирование эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
- контроль над целевым распределением денежных фондов хозяйствующего субъекта, выполнением финансового законодательства, соблюдением договорных обязательств с контрагентами, своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.[11]

Основная задача финансов коммерческих организаций — получение прибыли, способствующей развитию предприятия и экономическому росту страны в целом. Финансы коммерческих организаций являются также источником финансовых ресурсов, необходимых для формирования общегосударственных финансов.

Главная задача финансов некоммерческих организаций - формирование и использование финансовых ресурсов, необходимых для достижения целей создания такой организации.[12]

Основная задача финансов финансовых посредников - обеспечение эффективного движения финансовых ресурсов между их владельцами и потребителями.

Задачей финансов домохозяйств является формирование доходов и использование их на текущие расходы граждан, а также на приобретение имущества и инвестирование с целью получения дохода и сохранения от инфляции.

Функции финансов домохозяйств:

- получение дохода (заработная плата, доходы от имущества);

- уплата налогов;