Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Финансовая политика: терминологические определения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований.[42]

В целом финансовый контроль позволяет соблюсти интересы и права как государства, так и хозяйствующих субъектов, а также населения и предназначен для реализации финансовой политики государства и создания условий для финансовой стабилизации.

2.5 Состояние бюджета и проблемы его развития в РФ на сегодняшний день

В существующей на данный бюджетной системе РФ, нарушаются большинство необходимых условий ее эффективного функционирования:

1. Нечеткая иерархия. Уровни власти государственной деятельности, находясь в сфере совместного управления, не обладают четким разграничением обязанностей и полномочий между собой. Области деятельности субнациональны властей, вообще воспринимаются населением, как находящиеся в управлении федеральных органов власти.

Существующее законодательство практически не ограничивает масштабы населенного пункта, в местности которого образуется муниципалитет. В результате чего, в некоторых регионах образуется местное самоуправление поселенческого типа, то есть помимо формирования муниципалитетов в границах районов и крупных городов, также происходят образования в границах сельских советов, которые состоят из нескольких поселений. Возникновение огромного количества муниципальных образований, привело к их значительной неоднородности по размеру и населению. В итоге большинство местных органов власти оказываются не в состоянии осуществлять самостоятельную политику. Поэтому региональные органы власти формирует промежуточные уровни власти и берут на себя часть местных полномочий.[43]

2. Отсутствие субнациональной автономии. Местные и региональные власти достаточно ограниченны в проведении самостоятельной экономической политики. Отсутствие самостоятельного определения уровня налогообложения и налоговой базы на собственной территории лишает субнациональные власти права на использование фискальных методов воздействия на экономику. Единственные возможности, которые у них остаются – это формирование законодательной среды, выделение субсидий и развитие местной инфраструктуры. В связи с этим региональные и местные власти осуществляют фискальную политику неформальными методами, в числе которых являются: сделки с предприятиями; оказание влияния на фискальные органы, которые осуществляют сбор налогов; использование денежных суррогатов, внебюджетных фондов, преднамеренных процедур банкротства.[44]


3. Отсутствие единого рынка. По причине, созданных административных барьеров относительно транспортировки товаров, а также низкой мобильности капиталов и труда, в стране не существует единого экономического пространства. Многие регионы, например, такие как Татарстан и Краснодарский край, без использования своих сравнительных преимуществ, пытаются создать себе максимальную независимость от соседей. Региональные власти, не соблюдая требования законодательства, периодически принимают самостоятельные решения, которые приводят к нарушению единого экономического пространства. Самыми распространенными нарушениями являются запрет на вывоз некоторых категорий продуктов из региона, и введение сертификационных марок. В зависимости от того, где произведен товар: внутри или вне региона, цена имеет значительную разницу.[45]

Более сорока регионов, в особенности зернопроизводящих, вводили те или иные ограничения на вывоз продовольствия. Экспорт из региона становится невыгодным, по причине того, что региональные власти, помимо прямого запрета, могут еще и затруднить оформление сопроводительных документов, необходимых для вывоза сельскохозяйственных продуктов. Большинство регионов самостоятельно осуществляют маркирование продукции с помощью специальных голограммам, защищенных от подделок. При этом их стоимость, имеет значительную разницу в отношении товаров, которые производятся в самом регионе и товаров, поступающих из других регионов. Чаще всего подобная ситуация касается алкогольной продукции. Таким образом в Саратовской области был введен специальный местный акцизный сбор на привозную водку

4. Институциональная неустойчивость. Как показывает опыт, сложившаяся в РФ федеральная система не обладает достаточной институциональной устойчивостью. Распределение обязанностей и полномочий между уровнями власти значительно менялось зависимо от конкретной политической и экономической ситуации, как под центральным давлением, так и под региональным давлением. В последнее время наблюдается уменьшение роли региональных властей и увеличение центральных. Основные шаги в данном направлении: изменения в работе верхней палаты парламента и учреждение федеральных округов. Первый шаг снизил влияние губернаторов в сфере федерального законодательства, а второй — в сфере исполнения этого самого законодательства. И в том, и в другом случае наблюдается изменение распределения полномочий уровней власти под влиянием односторонних действий центральной власти.[46]


5. Формирование и управление бюджетами муниципальных образований. Конституционные принципы местного самоуправления, могут остаться попросту декларированными, если их права по доходным и расходным вопросам бюджета не начнут расширяться. Местные бюджеты по законодательству имея право на самостоятельность, формируется федеральными субъектами. Также их большим недостатком является низкий уровень собственной прибыли по сравнению с отчислениями от регулирующих налогов.

Подводя общие итоги, можно сделать вывод о том, что в российском бюджетном федерализме из-за нечеткого содержания законодательного регулирования, допускается неограниченное усмотрение в процессе правового применения. Это ведет к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Для выхода из этой ситуации необходимы: реальная децентрализация бюджетной системы, четкое разграничение налоговых бюджетных полномочий и ответственности между всеми властями государства.

3. Сравнение финансовых систем Российской Империи, СССР И РФ

Для того чтобы сопоставить финансовые системы России на ее различных этапах и определить более совместные или же полностью различные их черты следует отметить основные критерии для их сравнения. Определяющими компонентами сравнения систем считаются их основы построения, структура, а также основной состав доходов и расходов на разных этапах истории России.

К сожалению, до нашего времени сохранилось мало информации о финансовых и бюджетных системах прошлых лет, и с ограниченными данными становится тяжело анализировать их сходства и различия. Тем не менее, можно отметить их главные черты и направления, а также первоочередность государственных доходов и расходов.

В одной из классификаций системы финансов не мало важную роль играет ее деление по формам государственного устройства. Согласно данным классификации Российская Империя относится к унитарным государствам. Очевидно, что её финансовая система полностью противоположна системе финансов СССР и РФ, так как они являются федерациями. Между финансовыми системами СССР и РФ можно заметить огромные сходства, в то время как отличия крайне незначительны.[47]

Главным отличием в структуре бюджета СССР является именно дополнительная ступень, представляющая собой республиканские бюджеты: то есть, в СССР также существовали бюджеты субъектов, называющиеся бюджетами областями, но в отличие от тех, они входили в состав местных бюджетов. Кроме того, с 1940-х годов бюджет СССР принял консолидированный вид, который в последствии и передался финансовой системе РФ.[48] Бюджет Российской Империи абсолютно невозможно считать консолидированным, так как в нем местные бюджеты не были в составе государственного бюджета. Существовали земские, волостные, городские бюджеты, имеющие собственные источники доходов и пункты расходов. Основными источниками дохода являлись сборы, а также доходы от продажи или сдачи в аренду соответствующей земли.[49]


При сравнении доходной части нашей страны за прошедшее столетие, в первую очередь необходимо отметить их основные статьи доходов:

Таблица 2

Основные доходы Российской Империи, СССР и РФ в %

Российская империя
(1913г.)

СССР
(1955г.)

Российская Федерация
(2019г.)

Казённые регалии (питейный налог, деятельность почтово-телеграфных учреждений) 35%

Централизованный чистый доход государства 75%

Доходы от внешнеэкономической деятельности 40%

Доходы от казённых имуществ и капиталов
(пользование железными дорогами) 30%

Налог с населения 8%

Налоги на работы, товары, услуги, реализуемые на территории РФ 20%

Косвенные налоги (таможенный налог, акцизы на табак, сахар) 20%

Таможенный налог 7%

Пользование природными ресурсами 20%

Источник: Сокольников Г.Я. Финансовая политика революции/ Г.Я. Сокольников, - М.: Общество купцов и промышленников России, - 2015. – С.289

На эволюционных стадиях пункты доходов имеют достаточно большую разницу, как и по своей структуре, так и по основным статьям. Основы финансовых систем РФ и Российской Империи обладают наибольшим сходством, в отличие от системы СССР, в котором царил социалистический строй государства, в связи с чем основной прибылью являлся централизованный частный доход от государства.[50]

Совсем другая ситуация складывалась в системе финансов Российской Империи. Тремя ее главными налогами являлись: доходы от казенных имуществ и капиталов, казенные регалии и косвенные налоги. Можно сказать, что в Российской Империи большинство налоговых и неналоговых поступлений числятся за счет государственной монополии различных видов продукции.

Такая же ситуация складывается и в РФ. Здесь главным налоговым поступлением является доход от монополии на природные ресурсы страны. В целом основной главной российской прибылью считаются доходы от деятельности внешней экономики, к которой относят прибыль от государственного экспорта, кредитов и различных процедур таможенной деятельности.

Помимо разобранных нами основных статей прибыли хотелось бы упомянуть о таких доходах, как государственные займы, делящиеся на внутренние и внешние. В Российской Империи большую часть составляли внешние займы, в которых 90% занимал чрезвычайный бюджет. Внутренние заимствования были менее распространены, и случались только у представителей дворянства.[51]


В СССР приоритет у внутренних заимствований, которые характеризуются временным предоставлением гражданами собственных сбережений государству. Внешние займы власти СССР стараются избегать, либо относят данной вид доходов к секретной информации, в связи с чем образовывались напряженные отношения с большинством стран.[52]

На сегодняшний день российские государственные займы не считаются чем-то чрезвычайным. По соотношению, внешние займы значительно превышают внутренние.

Необходимо также отметить основные статьи расходов государств:(табл.3)

Таблица 3

Основные расходы Российской Империи, СССР и РФ в%

Российская Империя
(1913г.)

СССР
(1955г.)

Российская Федерация
(2019г.)

Вложения в государственные имущества и предприятия 33%

Народное хозяйство 43%

Социальная политика 30%

Бюджетные вложения в частный сектор 29%

Социально-культурные мероприятия 27%

Национальная экономика 16%

Военные расходы 29%

Оборона 17%

Национальная безопасность 15%

Источник: Сокольников Г.Я. Финансовая политика революции/ Г.Я. Сокольников, - М.: Общество купцов и промышленников России, - 2015. – С.292

В целом, процентное и содержательное соотношение основных расходных статей всех трех государств почти одинаковы. Главными направлениями являются экономические расходы, социальные и расходы на оборону и безопасность. Наибольший процент затрат на оборону и наращивание военной силы выделяются у Российской империи. Конечно же, это обуславливается высокой в то время вероятностью военных действий. Именно по этой причине данные расходы составляют не меньше 30% от общей расходной части. Такой процент является высоким по сравнению с РФ и СССР затраты которых, составляют не менее 15% общего числа расходов.[53]

Среди финансовых систем России на различных стадиях её формирования невозможно выделить какую-то одну систему, которая была бы наиболее эффективна независимо от времени. Все, что могло усовершенствовать эффективность российской финансовой политики в настоящее время уже применено. При этом из предыдущих систем было взято не то, что являлось самым эффективным в них, а всё то, что наиболее подходило для современной России. Из-за частой активности предшествующих систем к военным действиям, их бюджетные планы и прогнозы постоянно изменялись, что фактически отсутствует в финансовой системе нашего времени, и дает огромное преимущество в виде стабильного государственного бюджета.[54]