Файл: Финансовая политика и её реализация в РФ (Финансовая политика: терминологические определения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- инвестирование свободных денежных средств.[13]

Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

1.3 Сущность межбюджетных отношений.

Укрепление экономики в стране подразумевает существование качественной и эффективной финансово-бюджетной политики, в связи с чем важнейшее значение приобретает преобразование бюджетной системы в целом и одного из ее основных составляющих элементов – межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это неотъемлемая составная часть структуры отношений бюджетного федерализма, представляющая обособленный вид отношений.

В качестве экономической категории, межбюджетные отношения являются денежными распределительными отношениями, которые возникают между органами власти различных уровней и обусловливаются необходимостью максимально эффективного обеспечения равной возможности реализации на всей территории федерации установленных законодательством социальных гарантий.[14]

В качестве правовой категории межбюджетные отношения являются совокупностью законодательных механизмов организации взаимоотношения между различными уровнями власти, возникающих по поводу: разграничений расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней; разграничений налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней; бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи.[15]

Принципы построения механизма межбюджетных отношений в федеративном государстве основываются на:

– сбалансированности интересов всех участников межбюджетных отношений;
– усилении заинтересованности органов власти всех уровней в увеличении доли собственных доходов бюджета;
– повышении ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность  бюджета;
– равенстве прав субъекта федерации в межбюджетных отношениях;
– применении в бюджетном регулировании единых для всех частей федерации методологии, критериев, факторов, которые учитывают их особенности;
– вертикальном распределении и перераспределении средств бюджетной системы с целью выравнивания до минимально необходимого уровня бюджет-ной обеспеченности и социально-экономических территориальных образований, которые отстают по объективным причинам;
– обязательности компенсации бюджетам недостающих средств;
– прозрачности и гласности межбюджетных отношений.[16]


Предоставление федеральной финансовой помощи – это основной элемент системы межбюджетных отношений, который направлен на выравнивание возможностей частей федерации в обеспечении единого уровня государственных услуг.[17] Подробнее межбюджетные отношения будут разобраны на примере бюджетной системы Российской федерации, представленной во второй главе.

В итоге, следует добавить, что межбюджетные отношения – это система, в которой происходит регулирование бюджета за счет распределения доходов и перераспределения между бюджетами разных уровней. Эффективность модели межбюджетных отношений, действующей в любом федеративном государстве, зависит от выбора наиболее оптимального сочетания различных компонентов системы межбюджетных отношений.

2. Финансово-бюджетная политика в Российской Федерации

2.1 Основы построения финансовой системы РФ

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный, уровень субъектов Федерации и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти.[18]

Рисунок 2

Структура финансовой системы РФ

Источник: Олейникова И.Н. Финансы и кредит/ И.Н. Олейникова. – М.: РГСУ. 2016. – С. 61.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности).[19]


Децентрализованные финансы – форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.

Содержание децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы предприятия, организаций, финансы домашних хозяйств.

К финансам предприятий относятся финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.), так и нефинансовой сферы (предприятия и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так и некоммерческие).[20]

К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей жизнедеятельности.[21]

Бюджетная система РФ также включает три уровня:

1)       федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2)       бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов;

3)       бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты). 

Федеральный бюджет принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации, он является основным финансовым планом государства, имеет статус федерального закона и утверждается Федеральным Собранием. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы и покрываются такие затраты, как пополнение государственных запасов, обеспечение потребностей обороны страны, содержание органов государственного управления, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание госдолга.[22]

Региональный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предусматриваются с целью исполнения расходных обязательств субъекта РФ. формируется и местный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.[23]

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.


В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют собой фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и соответственно несет в себе черты этих двух категорий.[24]

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают в качестве:

а) способа финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов;

б) средства покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.[25]

 И так, центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

2.2 Бюджетная классификация РФ: доходы и расходы

«Бюджетная классификация - группировка бюджетных доходов и расходов всех уровней и источников покрытия дефицита этих бюджетов, включая присвоение группировочных кодов объектам классификации. Такая классификация утверждена федеральным законом, и является единой для бюджетов всех уровней [6]». Она имеет важное значение, так как используется с целью:


– составления, утверждения и исполнения бюджета;

– контроля за выделением и использованием средств бюджета;

– обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

– составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н.[26] По новой бюджетной классификации государственный бюджет состоит из четырех блоков, который включает в себя: доходы, расходы, финансирование бюджета и государственный долг. Бюджетные доходы и расходы – это особые экономические формы последовательного распределения и перераспределения части ВВП, которая концентрируется в руках соответствующего органа государственной власти; также они являются объективно обусловленными экономическими категориями, и каждая из них имеет свое специфичное общественное значение: доходы характеризуются финансовой базой деятельности соответствующего органа государственной власти, а расходы — удовлетворению потребностей общества.[27]

Наряду с доходами внебюджетных фондов и доходами Банка России, бюджетные доходы всех уровней представляют собой средства заимствования, а также долю национального дохода, которая поступает в адрес государства и муниципалитетов.

Доходами бюджета считаются денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке согласно, законодательству РФ в распоряжении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.[28]

По налоговому законодательству, налоговые доходы считаются уплаченными с того момента, когда налогоплательщик, при наличии средств на своём счете, даёт кредитной организации поручение о переводе денежных средств в бюджет соответствующего уровня.

Налоговые доходы состоят из:

– налогов на прибыль, прирост капитала;

– налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

– налогов на имущество;

– налогов на совокупный доход;

– платежей за пользование природными ресурсами;

– налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

– прочих налогов, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.[29]