Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника (История организации семейного воспитания в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению Лебедева, тот факт, что дети в раннем возрасте отдалялись от семьи, что не способствовало их сближению, а также не развивало в них откровенности и скрепления прочными нравственными узами [14, с. 36-39].

После отмены крепостного права были заложены абсолютно новые основы русской общественности. Произошел постепенный распад прежних форм жизни. Учреждения стали преобразовываться, открывались новые возможности и т.п. Несмотря на это, люди, которые привыкли к прошлым жизненным укладам, не сразу смогли преобразоваться под такие изменения. Те, кто воспитывался в старых понятиях, навязанных государством, первое время были в растерянности [14, с. 40].

Если речь шла о физическом воспитании крестьянских детей, оно в большей степени зависело от условий деревенского быта. Как известно, крестьянская изба – это одна комната и сени. По этой причине она являлась несоразмерно тесной. Учитывая способ отопления изб, они подразделялись на «белые» и «черные». Необходимость вентиляции для крестьян было понятием немыслимым. Крестьяне редко ходили в баню и меняли белье, это происходило раз в неделю и того более, раз в месяц. Достаточно часто не было кроватей, условия жизни были плохими, что обуславливало высокую смертность. Уже в возрасте двух лет дети проводили большую часть своего времени на улице. Несомненно, это влияло на их физическое развитие очень отрицательно – обмороженные уши, грязь. Однако, рассматривая вопрос с другой стороны, дети были близки с природой и проводили время на свежем воздухе. В возрасте восьми лет, крестьянский ребенок берет на себя некоторые заботы по хозяйству. Девочки ткали, вязали чулки, исполняли различные кухонные работы. Участие в хозяйственной работе и уличная свобода давали детям большое количество знаний о сельском быте и природе. В крестьянской семье не было разделений относительно книг. Детских книг, как таковых не было. К таковым, прежде всего, относятся духовные книги: Псалтырь, Евангелие, Часослов, Житие святых, затем лубочные издания, и, наконец, книги из школьных и народных библиотек.

Отдаваться всей душой воспитанию дитяти - священный долг матери, но это вовсе не связано с необходимостью вытравить в себе все человеческие и общественные потребности ума и сердца [14, с. 49- 66].

1.2 Особенности развития современной семьи


Семья является неотъемлемой ячейкой общества, поэтому нельзя не сказать о ее значении. Ни одно цивилизованное общество, ни одна нация не обходились без семьи. Также стоит сказать и об обозримом будущем, которое также является немыслимым без такой ячейки общества, как семья. Для каждого человека семья есть начало начал. Такое понятие, как «счастье» большинство людей связывают именно со своей семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме [5, с. 5].

Стоит сказать о специфике семейного воспитания, основой которого являются чувства. Ребенка сопровождает в семье чувство любви со стороны своих родителей, любовь к родителям, гармония.

Если в семье отсутствует должная гармония чувств, а ребенок подвергается влиянию отрицательных проявлений, эмоций, атмосферы, то довольно часто в такой семье развитие ребенка существенно осложняется.

Еще одна особенность семейного воспитания заключается в том, что семья – это разновозрастная социальная группа, где есть представители различных поколений. Таким образом, в рамках семьи могут существовать различные ценности, критерии оценки тех или иных жизненных явлений, разные идеалы и убеждения.

Разноплановость отношений к развитию ребенка в семье со стороны разных ее членов ведет к гармоничности такого развития. В семье дети включаются в разнообразные виды деятельности, такие как интеллектуально-познавательная, общественная, ценностно-ориентировочная, игровая, художественно-творческая и не только. Стоит отметить, что это осуществляется поэтапно. Ребенок предпринимает элементарные попытки (нарисовать человечка, помочь родителям, научиться кушать самостоятельно), а после переходит к наиболее сложным социально и личностно значимым формам поведения.

В различные периоды жизни ребенка происходят изменения в характере и влиянии семьи на его развития. В дошкольном детстве семья имеет важное значение для реализации потребностей ребенка (духовные, материальные и познавательные). В удовлетворении эмоциональных, материальных и коммуникативных потребностей ребенка младшего школьного возраста, безусловно, доминирует именно семья, в то время как развитие интеллектуальной сфере находится в приоритете школы.

Бесспорным остается факт того, что семья оказывает непосредственное влияние на ребенка, однако данное влияние может быть разным, учитывая пол ребенка. Например, девочки больше привязаны к семье, а также являются более податливыми воздействию семьи. Национальные особенности, социокультурные традиции и нормы, религиозность, региональные особенности – это немаловажные факторы, которые также оказывают влияние на реализацию воспитательного потенциала семьи. Именно этим определяет специфика воспитательного потенциала семьи [2, с. 176-180].


Новые отношения, новые морали в семье осуществляются наиболее медленными темпами, в сравнении в экономической сфере. Жизнь семьи – это многочисленные отношения: хозяйственно-экономические, социально-биологические, нравственные и психологические.

Рассмотрим некоторые особенности развития семьи на современном этапе времени:

- специфика социального уклада в городской и сельской семье. В сельской местности отношения могут складываться так, что каждый ребенок чувствует строгий контроль со стороны односельчан. В то время в городе, такого контроля нет, особенно это касается больших городов;

- существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе

- расслоение населения относительно материального достатка способно определять существующие различия в воспитании детей, а также взаимоотношения между родителями и детьми.

В среднем, на детей в семье тратится от 25% до 50% семейного дохода. В семье, где доход является большим, может проявляться, так называемая, педагогическая слепота, вследствие чего не исключаются случаи пресыщения. Пресыщением называют такое отношение к жизни и различным ценностям, проявляющееся в полном пренебрежении, а также безразличии к благам;

- уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей.

Для города и семьи наиболее типична семья, в которой воспитываются не более двух детей;

- увеличение числа разводов. Важно отметить, что не каждый развод родителей – плохо, так как он может устранить источник негативного воздействия на психику ребенка. Основными причинами развода являются: неподготовленность к семейной жизни, а также неустроенность быта;

- увеличение числа однодетных семей. Семья, где воспитывается один ребенок, ставит его в несколько затруднительное положение относительно общения, а также получения определенного опыта коллективной деятельности [15, с. 534- 537].

А. Адлером была подчеркнуть важная роль отца в процессе формирования у ребенка социального интереса. Прежде всего, огромное значение имеет наличие позитивной установки у отца по отношению к своей семье, работе и обществу. А. Адлер говорил об идеальном отце, как о том, кто относится к своему ребенку как к равному и принимает активное участие в его воспитании наряду с супругой [1, с. 167].

Г. Крайгом было замечено, что отцы, которые смогли установить сильную эмоциональную связь с грудными детьми, оказываются наиболее чуткими относительно изменяющихся потребностей и интересов своих детей. Такие отцы способны оказывать большое влияние на своих детей, дети прислушиваются и ним.


По мнению большинства авторов, которые рассматривали данный вопрос, положительная роль отцов в раннем детстве обусловлена следующим:

- отцы играют заметную роль в формировании своего ребенка в тех ситуациях, когда ему непонятно, как вести себя в тот или иной момент;

- отцы, которые чутко реагирующие на сигналы ребенка и скорее становятся значимыми фигурами в детском мире, скорее проявляют себя как действенные посредники социализации;

- по мере взросления ребенка, отец для него является важной ролевой моделью;

- отец может выступать в роли болельщика ребенка и защитника, его успехов [1, с. 168-169].

Д. Виткин склонялся к точке зрения о том, что мать способна научить ребенка жить в доме, а отец оказывает ему помощь выхода в мир, то есть мать является ответственной за эмоциональную привязанность, в то время как отец – за эмоциональную независимость. В том случае, когда в семье часто происходят конфликтные ситуации, или отсутствует один из родителей (физически или эмоционально), ребенок не сможет получить необходимого воспитания [1, с. 172].

С древних времен у разных народов известно влияние матери на дальнейшее развитие ребенка еще задолго до его рождения. Можно говорить о том, что ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной любовью. Дети, которые получают любовь и заботу в семье, развиваются намного лучше, в отличие от детей, которые этого не получают.

Эмоциональная связь между родителями и ребенком может быть нарушена вследствие плохого обращения с ребенком. В том случае, когда ребенок с младенчества подвержен жестокому обращению, он лишается воспитательных отношений, что может разрушить впоследствии его жизнь.

Многочисленные исследования подтверждают то, что дети, подверженные физическому насилию с младенческих лет, не развиваются полноценно, у них наблюдается искажения и задержки в развитии чувства «Я» и овладении языком, процессах, то есть процессах идущих согласованно[1, с. 172- 174].

1.3 Педагогические основы взаимодействия школы и семьи

Обеспечение процесса формирования сотруднических отношений между участниками педагогического процесса, которые создают благоприятные условия для воспитания, обучения и социального становления детей – основа взаимодействия школы и семьи.


Благодаря сотрудничеству педагогов и родителей, решаются важнейшие задачи воспитания детей:

1. обеспечение качественного образования;

2. развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

4. подготовка школьников к семейной жизни;

5. формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для того чтобы достичь указанной цели и решить общие задачи воспитания детей необходимым является также решение комплекса частных педагогических задач:

Работа с детьми предусматривает следующее:

- воспитывается уважительное и заботливое отношение к родителям;

- формируется ответственность за совершенные поступки перед семьей;

- воспитывается чувство гордости за семью, стремление поддержки и развития лучших семейных традиций.

Работа с родителями предусматривает следующее:

- у родителей формируются правильные представления о своей роли в процессе воспитания ребенка, а также представления о необходимости участвовать в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

- формируется субъективная позиция родителей в работе школы и класса в ходе проведения разнообразных форм работы семьи и детей;

- формируется психолого-педагогическая культура родителей;

- развиваются уважительные и доверительные отношения между родителями и детьми.

развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

В работе с педагогами:

- формируется понимание роли сотрудничества с семьей, значимость педагогов в процессе формирования гуманных взаимоуважительных отношений между детьми и родителями;

- у педагогов формируются потребности и умения, направленные на решение проблем каждого ребенка на основе диалога с родителями;

- педагоги осваивают способы изучения семьи, диалоговые и сотруднические формы взаимодействия с родителями, формы организации совместной деятельности детей и родителей.

Главная идея развития взаимодействия заключается в признании и обеспечении субъективной позиции каждого участника педагогического процесса. Реализация указанной идеи подразумевает предоставление родителям, педагогам и детям возможности на удовлетворение, реализацию своих интересов, высказывание собственного мнения, а также проявления активности.

Еще одна идея развития взаимодействия педагогов и семьи заключается в организации совместного творчества педагогов, учеников и их родителей. Благодаря этому: