Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника (История организации семейного воспитания в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В формировании нравственных начал, а также жизненных принципов ребенка основная роль, бесспорно, принадлежит семье. Семья создает личность, но и также может разрушить ее. Во власти семьи укрепляется или, напротив, подрывается психическое здоровье ее членов. Семья может поощрять определенные личностные влечения ребенка, но в то же время препятствовать иным влечениям, удовлетворяет или пресекает личные потребности.

Семья способна указывать некие границы идентификации, а также способствовать появлению у личности образа своего «Я». Именно родителей можно назвать первыми воспитателями, которые имеют огромное влияние на своего ребенка. Еще Ж. Ж. Руссо говорил о том, что каждый последующий воспитатель будет оказывать на ребенка меньшее влияние, в отличие от предыдущего. Таким образом, по отношению ко всем остальным (воспитатели в детском саду, учителя в школе) «предыдущими» будут являться именно родители. Родителям сама природа дала преимущество в воспитании детей. Очень важная и ответственная задача человечества заключается в обеспечении семейного воспитания, а также в содержательных и организационных аспектах такого воспитания.

Естественный повседневный контакт между родителями и детьми наблюдается только в здоровых семьях. Данный контакт представлен тесным общением между ними, результатом которого будет являться душевное единение, согласованность жизненных устремлений и действий. Природная основа данных отношений – это родственные связи, материнские и отцовские чувства, проявляющиеся в любви и заботе со стороны родителей к своему ребенку.

Важной проблемой семей является нарушение семейных отношений. Стоит сказать, что это обусловлено множеством факторов, прежде всего, ускоренным темпом жизни. Также постоянно повышается ответственность и наблюдается жесткость социально-ролевых предписаний, наблюдаются неблагоприятные тенденции в социально-психологической динамике развития семьи. Отрицательное воздействие также оказывает низкая социально-психологическая культура. Данные факторы оказывают влияние на воспитание ребенка и формирование его личности, при этом данное влияние не является положительным.

Вопросы об особенностях семейного воспитания были исследованы такими учеными, как: А. С. Спиваковской, А. И. Захаровым, М. Буяновым, А. Фроммом, З. Матейчиком, Э. Г. Эйдемиллером и другими. А. С. Макаренко смог внести большой вклад в изучение семейных отношений, разработав важные вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» автор пытается донести мысль о том, что семья есть первичный коллектив полноправных членов, каждый из которых имеет свои функции и обязанности.


Цель исследования: выявить особенности взаимодействия школы и семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс личностно-ориентированного взаимодействия школы и семьи.

Предмет исследования: формы сотрудничества семьи и школы.

Гипотеза исследования: родительская неделя - эффективная форма сотрудничества семьи и школы.

Задачи работы:

1. Изучить историю организации семейного воспитания в России.

2. Выявить особенности развития современной семьи.

3. Охарактеризовать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.

4. Предложить формы взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.

Работа состоит из введения, из двух глав, включающих в себя шесть параграфов и заключения. В первой главе рассматривается теоретические аспекты семейного воспитания, подробно описывается история семейного воспитания. Во второй главе идет подробное описание организации взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания детей младшего школьного возраста.

Глава 1 Теория и практика организации семейного воспитания

1.1 История организации семейного воспитания в России

Говоря о науке семейного воспитания, стоит сказать, что она является относительно новой отраслью теоретических знаний относительно воспитания детей в семье. В России только со второй половины IX столетия область ведения о воспитании детей до школы стали выделять из общей педагогики. Безусловно, до этого периода времени в стране было много педагогических сочинений по вопросу первоначального воспитания детей. Однако среди них, отечественных трудов было недостаточно, преобладали труды зарубежных исследователей, которые переводились на русский язык.

В конце 19 начала XX столетия произошел расцвет русской теории о семейном воспитании. Именно с этого момента ученые стали искать новые способы воспитания детей в семье. В рамках теории и опыта семейного воспитания стали появляться новые способы воздействия на школу, которые были весьма активными. К таким способам можно отнести: родительские собрания, родительские комитеты и иные подобные объединения родительской общественности. Семья и школа стали признавать необходимость сотрудничества по вопросам воспитания детей, а также преодоления разногласий антагонизма.


«После 1917 года и до 90-х годов мы пережили величайший в истории человечества общественно-государственный эксперимент по освобождению российских народов от гнета частного капитала, от эксплуатации человека человеком». Именно так в своих трудах высказывался Лебедев. Строй семьи и семейного воспитания определяли именно коллективные отношения [14, с. 3].

Таким образом, первым образовательным институтом человека является семья, а школа при этом выступает продолжением воспитания и образования. При исследовании данной проблемы и при серьезном отношении к воспитанию, возникал ряд вопросов: А как идет воспитание в семье - хорошо или плохо? Семья, да и школа, знают ли природу дитяти, особенности его возрастов, и поступают ли собрано с ними? [3, с. 11].

Развитие семьи сопровождалось не самыми благоприятными историческими условиями. В древности семья не рассматривалась как отдельная, независимая единица, несмотря на то, что отец семейства все же являлся полным властителем своей жены детей. Семья в древности – это часть целого рода, состоящая из множества семей, которых связывает между собой происхождение от одного прадеда. У семей, помимо своих собственных интересов, был интерес общей жизни, то есть родовой – чувство родовой чести, ее охраны, долг совести. Человек не был личностью, он был частью своего рода. Весь род мог восстать против своего члена, если бы он противился ему, так как род – это священное и нравственное. Основой нравственности в данном случае являлись принятые укоренившиеся отношения между членами. Все те, кто не желал подчиняться таким требованиям, которые были общими для всего рода, тот должен был его оставить.

Со временем родовые связи стали более слабыми, и семья постепенно приобретала самостоятельное значение. В XVI столетии семья – это отдельная, независимая единица, где отец семейства – грозный властелин, государь дома.

Действительно, отец в семье был таким же государем, каким великий князь московский - в русской земле.

Советы Домостроя склонялись к тому, что семья должна быть обособленной от остального мира. Основаниями семейной жизни на тот момент времени были полная монастырская замкнутость и полный произвол владыки дома. Таким образом, вся жизнь была ограничена семейными интересами, которые были узкими и эгоистичными. Что же касалось воспитания, то рекомендованным был следующий принцип: «плеть да жезл». Жена и дети в Домострое должны были строго повиноваться, ограничением для отца была лишь осторожность в побоях, чтобы не произошло увечья. Владыка дома мог приказать жене постричься в монастыре [21, с. 26].


Уложение царя Алексея Михайловича достаточно красноречиво подтверждали все те описания русской семейной жизни, которые дошли до современности в сказаниях иностранцев, бывших в то время в Москве. Уложение заботливо берет семью служилых людей под покровительство закона: оно ограждает вдов и сирот от нищеты, точно определяет их имущественные права и назначает им «прожиточные поместья. Уложение старается страхом жестоких казней поддержать те нравственные отношения в семье, которые, по описанию современников, уже теряли свои основы. За грубые речи детей в обращении с родителями и за драку с ними Уложение велит бить кнутом таких забывателей закона христианского. Но в то же время Уложение не допускает никаких жалоб детей на их родителей, хотя бы те жалобы были справедливы: «им на отца и на матерь ни в чем суда не давать, да их же за такое челобитье бить кнутом и отдать отцу и матери» [14, с. 28].

Таким образом, со стороны закона детям, в каком бы возрасте они не находились, не было защиты от родительского произвола.

Однако русская семья претерпела сильные изменения, после того как в ее строй вторглась государственная власть. В связи с этим, отцам семейства уже не было дано право на распоряжение судьбой своих сыновей. Данное право как бы было принесено в жертву интересам, так называемого, новосозданного государства. Государству были необходимы те люди, которые прошли определенную школу или хотя бы знали грамоту да цифры. На основании царских указов из семей дети стали выбывать в раннем возрасте для обучения школьной науки. Они поступали под чужой надзор, после чего переходили на царскую службу. Большинство мальчиков старше десяти лет, которые были взяты из семей, воспитывались не на глазах родителей, а грубыми приставниками и суровыми мастерами. Они были «вооружены» розгами и иными орудиями наказания. Стоит сказать, что такая школа нравственности сильно портила детей и ожесточала их сердца.

Петр Великий смог вывести женщин из рамок семьи, позволяя им посещать шумные придворные праздники, ассамблеи и балы. Внешний блеск, роскошь, красота в европейском вкусе вошли в ее понятие об образовании и надолго исказили истинное понятие о действительном образовании.

С этого момента русская семья, которая претерпела преобразования, стремилась к светскости, но при этом понятия об образовании были искаженными.

Табель о рангах 1721 года играл важную роль в нравственном направлении новой дворянской и чиновничьей семьи. Прежние заботы о родовой чести были сильно искажены и заменялись заботами о добывании чинов. Это связано с тем, что каждый чин предоставлял определенные привилегии и права, уважение, почет и благосостояние. Все члены семьи были заинтересованы чином отца семейства, преимущественно женская половина – жены и дочери. [14, с. 28-31].


Императрица Екатерина II в начале своего царствования согласилась с Бецким усилить влияние государства на семью, которая оказывалась несостоятельной в воспитательном деле. И. И. Бецкий составил план брать у родителей пятилетних детей и воспитывать их до совершеннолетия в полном отчуждении от семьи. По этому плану был преобразован шляхетный корпус, вновь открыта Академия художеств, воспитательное общество благородных девиц, с мещанским отделением, коммерческое училище. Задумана была грандиозная идея - воспитывать новую породу людей, не зараженную суеверием, предрассудками и пороками своих семей, с расчетом, что они, сами, став потом отцами и материями, будут воспитывать своих собственных детей по тому образцу, как сами были воспитаны. Хорошая французская речь в разговоре и известные манеры сделались заботами каждой матери и в семейном воспитании, в особенности дочерей. Понятно, что тут не могло быть и речи, ни о каких нравственных идеалах, связанных с высшими интересами жизни. Князь Щербато так отзывается о первых выпусках девиц из Смольного монастыря: «Ни ученых, ни благородных девиц не вышло, как толико, по колику природа их снабдила; воспитание более состояло - играть комедии, нежели сердце, нравы и разум исправлять». А о воспитанниках шляхетского корпуса он делает также замечание: «Вышли с малым знанием и с совершенным отвращением всякого повиновения; зачатые войны еще свое свидетельствуют» [14, с. 34-35].

В 1802 году сенат пришел в недоумение, рассуждая об одном деле, в котором согласно с Уложением назначалось строгое наказание за неповиновение матери; но дочь была замужняя и по тому Уложению обязана была во всем повиноваться воле мужа, а не непослушание также подвергалась не менее строгому наказанию. В данном случае воля матери, и воля мужа оказались в совершенном противоречии: бедной женщине не было никакого спасения от суда и наказания. Дворянская и чиновничья семья далеко отошла от них, пытаясь усвоить себе понятия, вырабатываемые западным образованием.

В историческом развитии русской семьи настала иная эпоха. Государством было окончательно признана неспособность семьи воспитывать детей на основании тех принципов, которые государство положило в основание русской жизни. Еще во времена царствования Александра Павловича существенно увеличилось число казенных воспитательных заведений, которые преимущественно были военными, а также женские институты. В следующее царствование на них было обращено особенное внимание: при каждой гимназии в столицах и в губернских городах заводились пансионы, где даром или за небольшую плату дети получали воспитание вместе со специальным образованием для какой- либо определенной государственной службы. Выгода для семьи была довольно привлекательной. Воспитание детей с десятилетнего возраста практически было бесплатным, но самое главное давало возможность на обеспечение будущей карьеры. Со всех сторон русской земли стали привозить детей в известные центры для обучения и воспитания. В истории русской семьи нельзя обойти этого факта: он остался не без влияния на ее дух.