Файл: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи в воспитании личности младшего школьника (История организации семейного воспитания в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- формируется положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную деятельность;

- осуществляется совместное целеполагание, планирование, организация и подведение итогов такой деятельности;

- определяются творческие задачи, и осуществляется совместный поиск путей их решения;

- используются различные методики организации коллективной творческой деятельности.

Указанные идеи взаимодействия сопровождаются реализацией таких принципов, как:

- принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей;

- принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;

- принцип управления взаимодействием школы и семьи; [17, 105 с.].

Практика работы школ свидетельствует о том, что решение данных задач может сопровождаться возникновением трудностей:

1. Дефицит общения родителей с детьми.

Не редко родители больше задумываются о материальной стороне (материальное обеспечение детей), чем о духовной связи со своим ребенком. Общение с ребенком может быть сведено к минимуму, что ведет к ослаблению влияния на ребенка со стороны родителей.

2. Неумение организовать трудовое воспитание детей в семье.

Большинство родителей пытаются оградить своих детей от различных домашних дел. Это связано с тем, что родители стремятся освободить их время для учебы и отдыха. Подчас у ребенка нет никаких обязанностей по дому и поручений. В результате этого у ребенка может формировать пренебрежительное отношение к труду, иждивенчество и т. п.

3. Отрицательные примеры из жизни родителей.

Практически все дети пытаются в той или иной мере подражать своим родителям. Аморальное поведение отца и матери, грубость, алкоголизм отрицательно действуют на детей. Все эти факторы непосредственно влияют на формирование взглядов детей на жизнь, их характер, отношение к людям.

4. Бессистемность воспитательных воздействий родителей, их нескоординированность.

Воспитание может осуществляться бессистемно, то есть от случая к случаю. Педагогические позиции родителей относительно воспитания ребенка не всегда могут совпадать: мать – запрещает, отец – разрешает, позволяет. Данные факторы могут дезорганизовывать ребенка, вести к непослушанию, а также лишать его твердых нравственных представлений.

5. Система запретов, являющаяся основой семейного воспитания.

Основной причиной является то, что не все родители умеют воспитывать детей на положительном примере. Некоторые выбирают наиболее простой, примитивный путь. Все это способно затормаживать развитие у детей инициативы и самостоятельности, а также вызывать естественное сопротивление воле взрослых.


6. Снижение воспитательной активности некоторых родителей по мере взросления детей.

7. Опоздание в принятии решений.

Указанный недостаток может проявляться в том, что, по мнению родителей, грубость, непослушание, «шалости», исчезнут по мере взросления ребенка. Однако данная позиция является глубоко ошибочной.

8. Несогласованность действий со школой или разногласия с ней.

Такая ситуация может возникнуть в том случае, если родители по тем или иным причинам полагают, что педагог необъективно оценивает их ребенка. Родители могут высказывать свои недовольства в присутствии ребенка, а также нелестно высказываться в адрес школы или же конкретного педагога. Последствием этого будет являться укрепление у школьника недоверия к учителю, а также будет расти неприязнь.

На практике доказано, что современный воспитатель может оказывать положительно воздействие на родителей, тем самым целенаправленно влияя на семейное воспитание, при условии, что:

- если знает не только учеников своего класса, но и их родителей, семейные отношения, которые сложились внутри семьи, традиции, жизненный уклад, обычаи и т.п.;

- если он знаком с домашними условиями, с бытом учеников, а также знает методы, приемы семейного воспитания;

- если между воспитателем и родителями были установлены доверительные отношения и полное взаимопонимание;

- если педагог на постоянной основе углубляет, расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры. Взаимодействие педагогов и родителей:

1. Повышение психолого-педагогических знаний: университет педагогических знаний, лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации.

2. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс: Родительские собрания, организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела, родительский патруль.

3. Вовлечение родителей и общественности в управление школой: совет школы, комитет общественного контроля, классные советы, классные родительские комитеты.

Н. А. Жокин говорил о том, что педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, всемерно распространять его и использовать в процессе воспитания, чтобы усилить положительные тенденции и нивелировать отрицательные.

Первое и главное условие положительного взаимодействия представлено именно доверительными отношениями между педагогом и родителями. Важно, чтобы родители проявляли интерес к воспитательному процессу и придавали уверенности ребенку в своих силах.


Доверие является ключевой целью в рамках педагогического общения с родителями. В первую очередь, педагогу необходимо «транслировать» родителям положительных образ их детей. Это связано с тем, что именно педагог видит ребенка в тех или иных ситуациях учебной и иной деятельности, их поведение со сверстниками и может донести данную информацию до родителей. [2, с. 84-85].

Глава 2 Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания

2.1 Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника

Перед тем, как охарактеризовать основные формы и методы работы педагогов с родителями, стоит выявить некоторые психолого-педагогические правила в процессе их взаимодействия и способы установления контактов с семьей.

Первое правило. Основой работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью выступают определенные действия и мероприятия, цель которых – укрепить и повысить авторитет родителей. В работе классного руководителя не стоит использовать назидательный и категоричный тон, по той причине, что он может рассматривать в качестве источника обид, неловкости и раздражения. Если классный руководитель будет вести беседу с родителями в таком тоне, то желания попросить совет у родителей исчезнет. Необходимо исключить категорические «должны» и «обязаны. Практически каждый родитель знает свои обязанности по отношении к ребенку, но на практике не все получается так, как должно быть. Взаимное уважение является единственно правильной нормой взаимоотношений учителей и родителей. При таких взаимоотношения форма контроля представлена обменом опытом, советами, совместных обсуждением и единым решением, которое удовлетворит обе стороны [22, с. 538].

«Открытые журналы», «Экраны успеваемости», которые помещались по месту работы родителей, не смогли принести ожидаемого результата. Беседы с родителями, которые попали в «черные списки» показали, что от таких методов нет результатов по причине того, что родители проявляют недовольство к своим детям, вытекающие в наказания, вплоть до побоев. Что касается школы, то стоит сказать, что в целом формируется негативное отношение. Некоторые родителя говорят о том, что не имеют желания идти в школу, где об их детях говорят исключительно плохое.


В связи с этим также могут обостряться отношения между супругами. В результате все это отразится на ребенке, усугубится его негативное отношение к педагогам, к школе в целом.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Многие родители психологически готовы оказать поддержку всем требованиям, делам и начинаниям школы. Даже родители, у которых отсутствует педагогическая подготовка и высокое образование, очень ответственно относятся к процессу воспитания своего ребенка.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель является официальным лицом, однако род его деятельности предусматривает рассмотрение вопросов, касающихся интимных сторон жизни семьи. Зачастую, классный руководитель может стать невольным свидетелем отношений, которые скрываются от чужих. Хорошему классному руководителю родители могут доверить сокровенное, посоветоваться по вопросам воспитания ребенка, и считают его не просто педагогом, а важным человеком в воспитании и становлении ребенка. Вне зависимости от того, в какой семье воспитывается ребенок, учитель должен проявлять доброжелательность и тактичность.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, ориентир на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Характер ребенка формируется достаточно не просто и при этом такое формирование может сопровождаться определенными трудностями, противоречиями и неожиданностями. Стоит отметить, что это необходимо воспринимать в качества проявления закономерностей развития. Противоречия и иные неожиданности не должны вызывать у педагога негативные эмоции и растерянность.

На сегодняшний момент времени известно о существовании множества способов решения той или иной педагогической задачи, однако лишь один из них верный в определенных конкретных условиях. Таким образом, важно рассматривать педагогику в качестве науки об общих законах воздействия на личность, а не в качестве рецептурного указателя [19, с. 539].

Важной задачей в работе педагога является установление контактов с родителями учащихся. Форма установления такого контакта может быть представлена посещением семьи учащегося. Данная форма является хорошо известной как педагогам, так и родителям, но стоит учитывать некоторые моменты посещения.


Немаловажным моментом является то, что посещение семьи необходимо осуществлять по приглашению. Данные статистики свидетельствуют о том, что более 90% детей воспитываются в семьях, где работают оба родителя. Таким образом, не всякий период времени посещения будет удобным для родителей. В том случае, когда учитель появляется внезапно, то есть без предупреждения и приглашения, это может вызвать замешательство, смущение со стороны родителей, а также нарушить временной порядок. Во время посещения родители могут принимать гостей или родственников, отсутствовать дома или быть занятыми иными делами. По мнению многих исследователей семейного воспитания, использование вышеназванного правила способно изменить отношение учащихся к помещению семьи классным руководителем от негативного до активного, положительного.

Подготовка к посещению. Она предусматривает определение наиболее интересного, положительного в своих учащихся. Однако похвала должна звучать осмысленно, педагогически правильно и психологически тонка.

Пропаганда семейного воспитания способствует установлению контактов с родителями. В периодической и научно-популярной литературе по семейно-школьному воспитанию содержится богатый материал по данному вопросу, как для родителей, так и для педагогов. Всем этим классный руководитель руководствуется в процессе своей работы. Однако собственные слова учителя воспринимаются родителями с особым вниманием и волнением. Достаточно приятно услышать от классного руководителя добрые слова о своем ребенке.

Полезными будут являться и знания о том, в каких семьях успешно решаются основные задачи воспитания, и что является причиной возникновения ошибок. Социальная психология показывает, что успех в том или ином виде деятельности подлежит оценке в сравнении с другими людьми, и получает признание в том случае, если это сказано в присутствии других людей, в данном случае речь идет о родителях.

Педагогические поручения также являются одной из форм установления контактов с родителями. Стоит рассмотреть некоторые виды педагогических поручений. Поручения, которые предполагают следующее: активная воспитательная позиция, непосредственная работа с детьми (индивидуальная, групповая, коллективная), руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.