Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Понятие и элементы системы защиты государственной тайны).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
1.1 Понятие и элементы системы защиты государственной тайны
1.2 Характеристика Федерального закона о государственной тайне
2. Анализ современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
2.1 Анализ Федерального закона о государственной тайне
2.2 Актуальные проблемы правового регулирования государственной тайны
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях в государстве возрастает значение информации, что свидетельствует о переходе от индустриального общества, к информационному. Высокая роль информации в государстве, привела к появлению и развитию социальных отношений, в сфере информационных процессов. В России институт государственной тайны всегда был больше, чем просто ограничением права граждан на доступ к определенной информации. Гос. тайна, прежде всего, была непостижимой сущностью, которая внушала страх и трепет тем, кому доводилось с ней соприкоснуться. Непостижимой потому, что четкого правового регулирования этого понятия как не было в советское время, так его нет и сегодня. Главная претензия к нынешней системе регулирования этого института заключается в том, что ряд нормативных актов, входящих в указанную систему, издан под грифом секретности, не был опубликован и остается вне рамок общественного или экспертного контроля.
По своей природе государственная тайна представляет собой засекреченные сведения в области внешнеполитической, экономической военной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, разглашение которых может привлечь к негативным последствиям и нанести ущерб безопасности России. А главной задачей субъектов обеспечения безопасности является состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Обеспечение информационной безопасности решает две задачи: с одной стороны, защита информации от ее разрушения и несанкционированного обращения с нею, с другой – защита людей и информационно-управляющих систем от разрушающего воздействия информации.
Структура исследуемой сферы защиты государственной тайны включает три основных элемента:
- сведения, относимые законодателем к государственной тайне;
- механизм защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- санкции, применяемые за нарушение режима государственной тайны.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» был принят 21 июля 1993 года. После его утверждения в разное время были внесены некоторые поправки, однако обусловленность динамики развития общественных отношений требует совершенствования ряда положений.
Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование вопросов защиты государственной тайны и утрату документов внесли: И.В. Бондарь, А.С. Демушкин, Л.О. Красавчикова, В.А. Мазуров, И.В. Смолькова, И.Л. Петрухин, А.Б. Агапова, В.И. Булавина, М.А. Вуса, Т.Д. Зражевской, И.Н. Глебова, А.П. Курило, А.А. Стрельцова, А.А. Фатьянова, Д.С. Черешкина и другие.
Объект исследования: законодательно-нормативная база защиты государственной тайны.
Предмет исследования: государственная тайна.
Цель курсовой работы: изучить современную законодательно-нормативную базу защиты государственной тайны.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и элементы системы защиты государственной тайны
- изучить характеристику Федерального закона о государственной тайне
- провести анализ современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
Методы исследования. В качестве методов исследования при написании данной работы были использованы: сущностной, структурно-содержательный, функциональный, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также группа логических методов: анализ, синтез, обобщение, дедукция и индукция.
Теоретическое значение данного исследования заключается в том, что сформулированные в нем основные положения и выводы позволяют полнее раскрыть особенности уголовной ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов, заострить внимание на проблемах и путях их решения. Основные положения настоящего исследования могут служить теоретической базой для дальнейшей научной разработки проблем, связанных с необходимостью совершенствования уголовной ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов.
Практическая значимость исследования определяется его направленностью на решение конкретных проблем, возникающих в процессе применения законодательства об уголовной ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов. Полученные результаты могут быть использованы представительными и исполнительными органами власти, осуществляющих законотворческую и правоприменительную деятельность в данной сфере общественных отношений.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1.Теоретические аспекты законодательно-нормативной базы
защиты государственной тайны
1.1 Понятие и элементы системы защиты государственной тайны
Система защиты государственной тайны является одной из социальных систем. Социальные системы – это системы исключительно большого разнообразия и самой высокой степени сложности. Социальная система может быть определена как структурированный объект социальной природы, характеризуемый системой отношений и функций. Социальные системы могут характеризоваться также наличием установленных целей, отражающих объективно обусловленные потребности социальных субъектов. Кроме того, любая из больших социальных систем образована из совокупности относительно самостоятельных подсистем, функционирующих с единой целью. Здесь находит проявление философское понятие единства и тождества целого и частей. По этому поводу следует заметить, что отдельное не существует иначе, как через связь, которая ведёт к общему. Целое и части не абсолютны, а относительны, могут переходить, превращаться друг в друга.
Ни система, ни подсистема не являются всегда только целым или частью, а служат и тем и другим одновременно. В зависимости от того, в какой связи они рассматриваются, «целое становится частью более общего и сложного целого, в которое оно входит, а часть становится целым для тех частей, из которых сама образована»[1].
Бессистемная защита государственной тайны обречена на поражение, она не в состоянии уберечь человека, общество и государство от нанесения ущерба их безопасности. Поэтому необходимо рассматривать защиту государственной тайны с точки зрения системного подхода.
Система – это отграниченное множество взаимодействующих элементов. Сама система защиты государственной тайны является элементом в системе обеспечения государственной безопасности и в системе информационных ресурсов в целом. Таким образом. Система защиты государственной тайны должна состоять из некоторых элементов, комплексное использование которых должно обеспечивать соблюдение государственной тайны.
В самом широком смысле тайна – это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия или понимания[2].
Независимо от вида тайны, все их объединяет такой признак, как ущерб. Ведь нет смысла таить что-либо, если нет опасения вредных последствий от разглашения информации. В настоящее время в зависимости от подхода выделяют либо личную и государственную тайну (кому наносится ущерб), либо – тайны в зависимости от вида охраняемой информации – коммерческая, врачебная и т.д. (в какой сфере наносится ущерб).
Соответственно, государственная тайна – это информация, разглашение которой может причинить ущерб государству в любой области (военной, оборонной, научной и т.д.).
Закон «О государственной тайне»[3] относит к государственной тайне защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2). Перечень этих сведений содержится в ст. 5 указанного закона и в Указе Президента, который включает 117 наименований. Из них к деятельности органов МВД России относятся 42. Они касаются трех групп сведений: во-первых, информации о планах применения, дислокации и т.д. внутренних войск МВД России; во-вторых, о различных вопросах обеспечения безопасности населения, в-третьих – информация о силах, средствах и методах раскрытия и расследования преступления, осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Помимо государственной тайны защищаются также сведения конфиденциального характера, перечень которых утверждён Указом Президента РФ[4]:
- Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
- Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами РФ.
- Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна).
- Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ[5] и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
- Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).
- Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Сведения, как составляющие государственную тайну, так и сведения конфиденциального характера, подлежат защите со стороны государства. Система защиты государственной тайны состоит из следующих элементов:
Ее ядро составляет информация – как комплекс сведений, собственно, составляющих государственную тайну. Соответственно, можно говорить о том, что государственная тайна – это элемент информационной безопасности как состояния защищённости национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз[6]. При обеспечении информационной безопасности и, соответственно, государственной тайны, главное – соблюдение баланса интересов человека, общества и государства.
В сфере информационной безопасности выделяют три объекта защиты:
- информация и права на неё;
- человек и общество как потребители информации (информационная безопасность предполагает из защиту от вредоносной информации);
- информационные системы и права на них.
Непосредственно систему защиты составляют:
- Нормы права (правовое регулирование защиты государственной тайны) – то есть нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по обеспечению сохранности государственной тайны. Эти нормативные акты указаны в списке литературы, и сейчас следует обратить внимание на то, что их можно условно разделить на три группы: первую образуют акты, определяющие, какие именно сведения относятся к государственной тайне. Вторую группу составляют акты, регламентирующие порядок доступа к государственной тайне. Третью группу образуют нормы, устанавливающие ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. За нарушение законодательства РФ о государственной тайне предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
- Меры секретности – то есть конкретная деятельность, направленная на защиту информации от следующих видов угроз:
- незаконного распространения;
- незаконного блокирования;
- уничтожения;
- искажения.
Самой простой и распространенной мерой секретности является ограничение доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, следует отличать от допуска к ним. Согласно закона[7] «О государственной тайне «допуск к государственной тайне ‑ процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций ‑ на проведение работ с использованием таких сведений»[8].