Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Понятие и элементы системы защиты государственной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, ‑ санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну» [9]. Это – определение правомерного доступа.

От него необходимо отличать неправомерный доступ. В частности, выделяют три основных вида неправомерного доступа к конфиденциальной информации, используемых спецслужбами иностранных государств и организованных преступных сообществ:

  1. агентурная разведка;
  2. техническое проникновение к секретам;
  3. сбор информации с легальных позиций[9].

Защита государственных тайн, специальные режимы – не что иное, как одна из важнейших превентивных профилактических мер, направленных на сохранение приоритетов национальной безопасности России. В новых условиях хозяйствования одной из острых проблем является проблема обоснованного и достаточного финансирования затрат на реализацию мероприятий по защите государственной тайны.

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ на законном основании.

 Ограничение доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, называется засекречиванием сведений. Порядок засекречивания сведений и их носителей определён ст. 11 Закона РФ «О государственной тайне»[10]. Вопрос о засекречивании решает сам исполнитель конкретной работы. Основанием такого засекречивания является их соответствие перечню сведений, подлежащих засекречиванию. При этом, согласно ст. 12, на секретные документы наносятся реквизиты о степени секретности, органе власти или предприятии, осуществившем засекречивание, о регистрационном номере, о дате или условиях рассекречивания.

  Субъектами правоотношений в сфере защиты информации являются: государство (в лице уполномоченных органов государственной власти, их должностных лиц, органов защиты государственной тайны) и предприятия, учреждения, организации, а также граждане, допущенные к государственной тайне.

Органы защиты государственной тайны включают в себя[11]:

  1. Федеральную службу безопасности (ФСБ) Российской Федерации;
  2. Министерство обороны (МО) Российской Федерации;
  3. Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия);
  4. Службу внешней разведки (СВР) Российской Федерации;
  5. Структурные подразделения по защите государственной тайны в органах государственной власти, предприятиях и учреждениях;
  6. Межведомственную комиссию по защите государственной тайны (МВК);
  7. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну, на законных основаниях (в соответствии с полномочиями или на договорной основе);
  8. Физические лица – граждане Российской Федерации, взявшие на себя добровольные обязательства (по договору) или обязанные по своему статусу (в силу исполнения служебных полномочий) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну (к ним, согласно ст. 21(1) закона РФ «О государственной тайне»[12], относятся члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну).

Таким образом, мы рассмотрели понятие и элементы системы защиты государственной тайны, в том числе порядок доступа, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, субъекты защиты информации и их правовой статус.

1.2 Характеристика Федерального закона о государственной тайне

Федеральный закон о государственной тайне являет собой положение или документ, который содержит исчерпывающую информацию о том, что собой представляет эта самая государственная тайна Российской Федерации, как она охраняется, и какая существует ответственность за нарушение закона (разглашение информации).

Текст данного акта, а также сфера его работы крайне затруднительны для понимания их рядовым гражданином, поэтому последняя и действующая редакция (от 1997 года) далее будет нами подробно рассмотрена.

Указанный закон РФ (первая редакция от 21 июля 1993 года) об удержании важной информации в тайне был принят в целях защиты интересов России[13]. Предыдущий ФЗ о государственной тайне утратил свою силу ввиду принятия новой Конституции[14] (во время образования новой России). Особый порядок охраны секретной информации заключается в том, что таковая имеет огромное стратегическое значение, и ее разглашение может серьезно навредить стране. Утверждение этого Федерального закона одобряет Президент Российской Федерации.

Обеспечение и исполнение норм, а также положения о защите тайны подкрепляются также некоторыми дополнительными актами. Определение описываемому ФЗ можно дать следующее: в нем не содержится какой-либо секретной информации, а лишь указываются общие элементы работы в данном направлении. Соответственно, под определение защиты информации подпадают правила:

  • обязательная сертификация;
  • государственный контроль со стороны исполнительного органа;
  • порядок сертификации;
  • допуск (перечень сведений указан в тексте ФЗ).

В дополнение этому можно также заметить, что ФЗ 5485 предусматривает исполнение его ном на всей территории нашего государства, без возможных исключений. Подобные процессы призвана регулировать Федеральная Служба Безопасности. При этом, сотрудники данной структуры также являются субъектами, которым открыт доступ к некоторым секретным сведениям.


Настоящий ФЗ о государственной тайне претерпел некоторые изменения в ноябре, декабре 2015 года. В частности расширилась статья 5 (в ней содержится перечень секретных сведений). Внесение каких-либо изменений в текст происходит под контролем Генерального Прокурора РФ и некоторых подчиненных ему служащих. При этом, закон о допуске к государственной тайне, а также правила засекречивания и рассекречивания отдельных данных являются составными частями рассматриваемого нами документа (ст. 12, 13, 14, 21, 22 раздела 4,6 ФЗ). Статья 26 (часть 1) содержит общие предписания относительно ответственности.

Область действия ФЗ о тайне страны в последней редакции с изменениями распространяется далеко за пределами нашей страны. Получается, что лицо, которому известны секретные данные, даже за границами РФ должно соблюдать нормы ФЗ — т.е. не разглашать известную ему информацию. Отдельный интерес представляет отношение к данному ФЗ некоторых зарубежных стран (к примеру, Украина, Таджикистан и другие республики). Ведь известно, что именно соседние государства заинтересованы в получении подобной информации. Поэтому, властям стран периодически приходится вступать в связь по этому поводу.

Ознакомившись с содержанием последней редакции  (дата принятия — 1993 год) и ранее действующего закона о государственной тайте, статус которого значится как утративший силу, можно провести соответствующий анализ двух актов. По большому счету с тех пор мало что изменилось, и структура нового ФЗ, а также основные его элементы мало чем отличаются старого. Единственное, что теперь под ответственностью не рассматривается смертная казнь, ввиду наложения моратория на таковую. Ранее же лицо, за разглашение сведений приговаривалось именно к такому наказанию.

2. Анализ современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны

2.1 Анализ Федерального закона о государственной тайне

Закон о гостайне РФ был принят Государственной Думой 21 июля 1993 года. Последние изменения в него были внесены 26 июля 2017 года. Закон РФ 5485-1 состоит из 8 разделов и 32 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие при раскрытии, сокрытии государственных тайн, при совершении преступлений или нарушений, связанных с этой областью, регламентирует способы контроля за неразглашением государственных тайн и за мерами безопасности Российской Федерации.


Краткое содержание Закона номер 5485-1 «О государственной тайне»[15]:

В первом разделе описаны общие положения закона. Оформлена сфера и область, на которую влияет настоящий закон, цели и задачи его принятия. Дан список терминов и понятий, используемых в нем и их определения. Описаны другие законы, нормативы и акты, регулирующие и контролирующие сферу государственных тайн. Перечислены и описаны полномочия органов государственной власти в сфере сохранения и защиты засекреченной информации;

В разделе номер два перечислены и описаны категории и виды сведений, которые считаются государственной тайной;

В разделе третьем описаны способы, причины и принципы, по которым сотрудники определяют, что сведения должны быть отнесены к государственной тайне. Дан список информации, которая априори не может быть засекречена. Оформлены грифы и уровни секретности документов, бумаг и сведений. Описан процесс и порядок, по которому осуществляется перевод информации под статус государственной тайны. Оформлен процесс ограничения прав компаний, организаций, фирм и органов в связи с переводом предоставленной им информации под статус засекречено. Дан список реквизитов носителей государственных тайн;

В р. четыре описаны способы, процессы, порядок и нюансы рассекречивания информации и рассекречивания носителей государственных тайн. Также оформлен способ выполнения запросов граждан, организаций, компаний и фирм на рассекречивание определенной информации;

В пятом р. описаны способы, как различные органы, граждане и государство имеют право распоряжаться имеющимися у них секретными сведениями. Описаны нюансы обмена сведениями, передачи информации в связи с исполнением должностных обязанностей, передачи секретных сведений другим странам или органам власти. Оформлены способы и меры по защите государственных тайн;

В шестом подробно оформлена защита всех засекреченных сведений. Дан список органов, занимающихся деятельностью по защите засекреченной информации. Оформлены способы и причины допуска граждан или сотрудников к засекреченной информации. Описаны причины для отказа лицам в допуске и условия прекращения допуска. Оформлены ограничения и ответственность за нарушения или преступления. Описан процесс сертификации данных;

В седьмом оформлена экономическая сторона описываемой сферы, финансирование мероприятий, бюджет и т. д.;

В восьмом разделе описаны способы и нюансы ведения контроля за государственными тайнами, засекречиванием, рассекречиванием, допуском лиц и сотрудниками органов власти. Описан ведомственный, прокурорский и межведомственный надзор и контроль за мерами безопасности.


Сфера государственных тайн контролируется настоящим законом, отдельными положениями Федеральных законов, Конституцией Российской Федерации[16] и законом «О безопасности».

Граждане Российской Федерации, иностранные, должностные лица и лица без гражданства при нарушении закона о защите государственной тайны или при совершении преступлений в этой сфере несут дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую или административную ответственность. Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил. Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений.

Защитить собственные интересы граждане, должностные лица, компании, организации или органы могут в судебном органе или в другом порядке, оформленном в описываемом законе.

ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне.

В ст. 2 ФЗ о государственной тайне[17] перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.

Другие термины, описанные во второй статье:

Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;

Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;

Система защиты гос. тайн — органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;

Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;

Доступ к государственным тайнам — разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.

Согласно ст. 24 закона о гос. тайне[18] существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.