Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Понятие и элементы системы защиты государственной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:

Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;

В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;

Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.

Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д.

Закон о гос. тайне был принят государством для обеспечения защиты и развития мер безопасности. Распространяется закон на каждое лицо, независимо от того, проживает оно на территории Российской Федерации или за ее пределами. Каждый гражданин, обладающий какой-либо информацией, относящейся к графе «секретно», обязан ознакомиться с положениями настоящего закона.

Большинство вопросов, связанных с государственной тайной (ГТ), регулирует Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1. Допуск к государственной тайне означает оформление доступа к информации, элементу ГТ (относительно граждан), а для юридических лиц — это получение ими права провести работы с применением таких данных.

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 определяет три формы допуска к государственной тайне:

  • форма допуска 1 к государственной тайне — сведения особой важности, например, документы планирования;
  • форма допуска 2 к государственной тайне — сведения совершенно секретные, в плане кадров это может значить допуск к персональным данным секретного оперативного состава;
  • форма допуска 3 к государственной тайне — секретные сведения, это, как правило, доступ к документам с пометкой для служебного пользования

Каждая из них определяет уровень секретности сведений, которые использует сотрудник, плюс его обязанности сохранить (и не разглашать) их.

Кандидату откажут в доступе к ГТ, если он:

  • рецидивист, лишен либо ограничен в дееспособности, что признано судом, его судят либо он находится под следствием за преступления против государства плюс другие тяжкие преступления, судим за такие деяния и его судимость не снята;
  • имеет медицинские противопоказания из перечня, который установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • постоянно проживает за границей и (либо) оформляет документы, для постоянного проживания. Данное ограничение касается и его близких родственников — родителей, детей, супругов, братьев, сестер (полнородных — оба родителя общие и неполнородных — только один родитель общий), усыновителей, усыновленных;
  • в ходе проверочных мероприятий своими действиями угрожал безопасности РФ;
  • уклонялся от проверочных мероприятий и (либо) указал заведомо ложные сведения в анкете.

Секретоносители, которые допущены (или в прошлом были допущены) к ГТ, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут относиться:

  • к праву выезда в другую страну на время, оговоренное в контракте, когда оформляют допущение гражданина к ГТ если лицо допускают к особо важной или совершенно секретной информации. Максимальный срок ограничения — пять лет со дня последнего ознакомления лица с соответствующими данными, до окончания срока ограничения, определенного трудовым договором или согласно ФЗ от 15.08.1996 № 114. Указанный срок может быть продлен Межведомственной комиссией по защите ГТ, максимум в общей сложности до десяти лет, когда имеется заключение этой комиссии о том, что соответствующие сведения на день подачи заявления о выезде за рубеж сохраняют прежнюю степень секретности;
  • к праву на передачу сведений из состава ГТ и на эксплуатацию открытий (изобретений), включающих такие сведения;
  • к праву на неприкосновенность частной жизни при проведении контрольных мероприятий, когда оформляют допущение к ГТ.

Лица с двойным гражданством, обретенным по Закону РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1, получают доступ к ГТ аналогично с должностными лицами и гражданами РФ (Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63). Они работают с ГТ по третьей форме только после проверки органами ФСБ.

2.2 Актуальные проблемы правового регулирования государственной тайны

Нынешний период становления российской государственности связан с постоянным реформированием деятельности правоохранительной системы в целом и каждого его составляющего органа в целях улучшения законодательства, регулирующего все сферы социальной жизни, для максимального обеспечения защиты как государственных, так и частных интересов. Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Российская Федерация расходует большие бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности. В соответствии с законом РФ от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне»[19], – защищаемые в области его , , экономической, , и оперативно-розыскной , которых ущерб Федерации.

применяемая УК РФ – ст. 283 (« государственной »). В с Федеральным от № 190-ФЗ ст. 283 УК РФ изменения в оснований , составляющих , к виновному, а в абз. 1 ч. 1 ст. 283 «или » замены « , учебе или в , предусмотренных Федерации», же в гл. 19 УК РФ была ст. 283.1 « сведений, тайну». изменений мотивировали тем, что случаи, гражданин в на него обладателем , государственную , на основаниях. При ст. 283 УК РФ, предусматривающей за государственной , , что субъектом или бездействия лишь Российской .


, разглашение , допущенным к , государственную , сведений в не относится к наказуемых . в УК РФ нормы, за незаконное , составляющих , лицом, она не доверена или не по службе или , при признаков или шпионажа, системность видов доступа (, , банковской и ) и будет эффективности тайны от посягательств со лиц, не ее законными .

информации на двух задач: и удовлетворение , образующихся в , инженерно-технической, и деятельности, т. е. организаций, и секретной или ; ограждение от несанкционированного к ней , иных в целях.

При группы , собственно что все шансы как , так и например . Снабжение информацией не , не считая ее . При снабжении же информацией : присутствие (к какой информации он ) и на доступ к .

Вторая – ограждение от несанкционированного к ней . Она включает , как: оборона государства и страны по могущества за и управления информационного ; критерий информационных ; обеспечение информации: , утраты, , модификации, и т. п., вмешательства в и системы; информации в с правилами ее , в том предупреждение ее и доступа к ее ; полноты, , информации и ее и обработки; растаскивания и интеллектуальной , государству. При защиты затрагивается о секретности или (в – режим ).

секретности системы информации, а , это системы для определенного или из его структурных или работы. режима – соответствующий информации, так как чем ее секретности, тем уровень ее , соответственно и секретности. – это не регламентация и правил защиты сведений, а осуществление на определенном объекте действующих норм и правил защиты сведении, составляющих государственную тайну, установленных и регламентированных надлежащими законодательными и подзаконными нормативными актами. Режим секретности включает следующие главные группы мер: для начала, разрешительную систему, определяющую порядок доступа в служебных целях конкретных сотрудников к определенной защищаемой информации и в конкретные помещения, где проводятся скрытые или секретные работы; затем, порядок и критерии делопроизводства с секретными или конфиденциальными документами и другими носителями защищаемой информации. Вполне вероятно деление потоков документальной информации по степени секретности сведений, содержащихся в документах, а также разделение потоков информации, документов, содержащих государственную и коммерческую тайну; в-третьих, установление пропускного и внутри объектового режима, соответствующего степени секретности информации, имеющейся на объекте; в-четвертых, воспитательно-профилактическую работу, уровень и оглавление которой должны соответствовать уровню требуемой защиты информации с целью предупредить или очень уменьшить риск утечки засекреченной информации через сотрудников объекта, работающих с подобной информацией.


В ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»[20] дано определение системы защиты этой тайны: «Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и способов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также событий, проводимых в данных целях».

Можно сказать, система защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей формируется: из органов защиты государственной тайны; средств и способов защиты государственной тайны; проводимых событий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии со ст. 20 закона о государственной тайне, к уполномоченным государством органам по защите засекреченных сведений относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения безопасности, обороны, вешней разведки, в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также их территориальные органы, структурные подразделения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций по защите государственной тайны. И этот список может пополняться не только государственными органами, но и, к примеру, коммерческими организациями, деятельность которых будет так или иначе связана со сведениями, составляющих государственную тайну, при условии получения в установленном порядке разрешения, в частности, лицензии для выполнения работ, проведения мероприятий или оказания услуг.

Перечень сведений, отнесенных в настоящее время к государственной, тайне устанавливается указом Президента РФ. А главным отличием государственной тайны от любой другой тайны является то, что она напрямую связана с интересами всего государства, а распространение засекреченных сведений может нанести огромнейший урон безопасности страны, а не отдельно взятой, к примеру, коммерческой организации.

Трехуровневая система нормативных актов, определяющих процедуру отнесения сведений к государственной тайне, сегодня выглядит следующим образом: 

  • закон содержит перечень категорий сведений, составляющих государственную тайну; 
  • перечень, утвержденный Указом Президента РФ № 1203, 
  • определяет для распоряжения каждой категорией, указанной в Законе полномочный государственный орган; 
  • руководители государственных органов, определенных в Указе Президента РФ № 1203, на основании перечня Закона РФ «О государственной тайне» составляют и утверждают секретными приказами свои развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, включая в них еще более детализированные категории сведений, которые находятся в компетенции этих органов. 

Каждый из этих нормативных актов имеет свое собственное функциональное значение при решении практического вопроса об отнесении тех или иных конкретных сведений к государственной тайне: 

Руководствуясь ведомственным перечнем, можно понять, какие категории сведений охраняются под режимом государственной тайны и какие они имеют степени секретности.

Перечень Закона позволяет оценить легитимность решения государственного органа о засекречивании какой-то детализированной категории сведений (соответствует ли включенная в ведомственный перечень детализированная категория той или иной укрупненной категории, которая содержится в перечне ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»). 

С помощью Указа Президента РФ № 1203 можно проверить наличие соответствующих полномочий у ведомства, которым принято решение о засекречивании этих сведений. Имеется в виду, что если согласно Указу Президента РФ № 1203 категория, содержащая эти сведения, находится в исключительной компетенции Министерства обороны РФ, то никакие другие ведомства не могут включать их в свой перечень.

Одной из проблем реализации норм права, регулирующих сферу государственной тайны, вследствие неправомерного распространения информации, составляющих государственную тайну, можно признать отсутствие методики определения и оценки ущерба, нанесенного России. Также, следует обратить внимание на необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации персонала по использованию современных средств охраны информации. 

Таким образом, охрана государственной тайны остается важной функцией государства. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика – важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
  2. О государственной тайне: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I: по сост. на 08 марта 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 41. — Ст. 4673.
  3. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
  4. Вус М. А., Макаров О. С. Четверть века законодательного регулирования института государственной тайны на постсоветском пространстве // Новый юридический вестник. — 2017. — №2. — С. 1-7.
  5. Вус М. А., Юсупов Р. М. К вопросу о модельном законе Организации Договора о коллективной безопасности «О государственной тайне» // Право и информация: вопросы теории и практики / Сборники Президентской библиотеки. Серия «Электронное законодательство». Выпуск 6. — СПб.: Президентская библиотека. 2017. — 235 с.
  6. Вус М. А., Макаров О. С. О проекте модельного закона ОДКБ «О государственной тайне» // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.) Часть I. — СПб.: Своё издательство. 2017. — 72 с.
  7. Верютин В. Н. Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны: автореферат дисс... канд. юрид. наук: 12.00.14. 2011. — 24 с.
  8. Глоссарий основных понятий в законодательстве о государственной тайне государств — членов ОДКБ / авт.-сост. И. Л. Бачило, М. А. Вус, В. С. Гусев, О. С. Макаров. — СПб.: СПИИРАН. 2011. — 79 с.
  9. Дорожкин А.В., Ясенев В.Н. Информационная безопасность как инструмент обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Экономика и предпринимательство, № 5 (ч.1), 2015 г. С. 812–816.
  10. Камалова Г. Г. Исторические особенности правовой охраны служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны) в советский период / Г. Г. Камалова // Вестник Удмуртского университета. — Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмуртский гос. уг-т», 2014. — Вып. 2. — С. 147.
  11. Комментарий к Модельному закону «О государственных секретах» / М. А. Вус, О. С. Макаров / предисл. чл.-корр. РАН Р. М. Юсупова. СПб.: СПИИРАН. 2015. — 136 с.
  12. Куликова С. А. Конституционно-правовые аспекты содержания понятия «тайна» // Ленинградский юридический журнал. 2012. С. 221–229.
  13. Макаров О. С. Правовое обеспечение информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств ̶ участников Содружества Независимых Государств: автореферат дисс… д-ра юрид. наук. 12.00.13. 2013. –52 с.
  14. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – №1 (31). С. 29–38.
  15. Платонова Е.В. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 676–678.
  16. Сериков В. Н. К вопросу о тайнах государственных и негосударственных // Право и безопасность. 2011. № 3–4. С. 122–126.
  17. Харитонов А. Ю. Историко-правовые аспекты защиты государственной тайны в Российской империи А. Ю. Харитонов // Юридическая мысль. — С.-Пб.: Изд-во юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2010. — № 5 (61). — С. 48.
  18. Юдина В.Н., Джаварян М.Ф. Актуальные вопросы правового регулирования государственной тайны // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40).
  19. Юсупов Р. М., Вус М. А. О государственной тайне: история и современность // Петербургская библиотечная школа. 2017. № 1. С. 77–81.