Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические основы государственной миграционной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Миграция - естественное проявление мобильности человека, мотивированное его стремлением к улучшению условий своего существования, к более полному и надежному удовлетворению своих потребностей.

Миграции могут быть «вертикальными», связанными с повышением или понижением статуса места жительства, и «горизонтальными», когда переезд осуществляется между населенными пунктами одного и того же ранга. С вертикальными миграциями ассоциируются, прежде всего, процессы урбанизации, необходимым элементом которых является миграция населения из сел в города. Миграция сельского населения в город может служить средством и горизонтальной, и вертикальной социальной мобильности в зависимости от изменения характера, сложности и квалификации выполняемого мигрантом труда.

Историю человечества можно рассматривать с точки зрения непрерывной миграции племен и народов. С одной стороны, миграция оказывалась следствием внешней экспансии зрелых социальных систем с устойчивой структурой и сложившимся комплексом социальных связей и отношений. С другой стороны, нередко миграцию порождала и хаотическая эволюция кочевых племен и народностей, социальные структуры и политическая система которых находились в стадии зарождения.

В течение XIX и XX вв. формы миграционных процессов претерпевали масштабную модификацию. Становление новых типов совпало с периодом формирования в Европе гражданского общества и национального государства. Определились границы отдельных стран, утвердились принципы гражданства и личной свободы; вслед за этим и появились понятия эмиграции и иммиграции.

На рубеже XX-XXI вв. миграционная политика стала важным фактором международной жизни и обеспечения национальной безопасности государств. Миграция ускоряет процессы глобализации, способствует складыванию системы общего труда, общей культуры, общей системы ценностей. Связность политики, экономики, территорий мирового пространства не позволяет ускользать какой-либо локальности от решения общих проблем, что означает развитие международного права. Глобализация и развитие интеграции в современном мире резко усилили межгосударственные миграционные процессы, имеющие специфические особенности в каждой стране. России предстоит определиться с приоритетами и целями миграционной политики в условиях глобализации.


2. Понятие и сущность миграционной политики

Глобальные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в связи с распадом СССР, чрезвычайно обострили проблемы миграции в России, качественно изменив ее характер и структуру. Миграционный прирост населения России за прошедший между переписями населения период (с 1989г. по 2002г.) составил 5,4 млн. человек, тогда как за два предыдущих периода (1970-1979гг. и 1979-1989гг.) -200 тыс. человек и 350 тыс. человек соответственно. Одновременно объемы внутренних миграций сократились с 6,8 млн. человек в 1989 году до 4,1 млн. человек в 2008 году.

Возникло и стало масштабным такое принципиально новое для Российской Федерации явление, как вынужденная миграция, причем как внешняя, так и внутренняя. Ее объемы в совокупности составили около 3 млн. человек.

В широких масштабах началось использование на внутреннем рынке труда иностранной рабочей силы. По официальным данным в 2008 году работодатели получили разрешение на использование 702,5 тыс. иностранных работников, и от 4 млн. до 10 млн. человек (по экспертным оценкам) работали без соответствующих разрешений.[3] Российские граждане все активнее трудоустраиваются на работу за рубежом.

Трансформация масштабов и течений миграционных процессов подействовали на местоположение населения и трудовых ресурсов, на положение рынка труда, и в окончательном результате - на финансовое процветание государства в целом. В случае если миграционный прирост в первой середине 90-х годов позволил на 3 четверти уменьшить снижение количества жителей РФ, в таком случае в заключительном периоде миграционного увеличения со временем уменьшается и в настоящее время компенсирует натуральное сокращение жителей.

В недалекой перспективе депопуляционные процессы осложнятся
уменьшением доли и абсолютной численности трудоспособного населения
при увеличении доли населения старше трудоспособного возраста.

В разработанную и утверждённую Правительством РФ теорию демографического формирования Российской федерации в промежуток вплоть до 2015 года введен отдельный пункт, затрагивающий влияния на миграционные движения в целях усовершенствования демографических условий. В данном акте установлены ценности демографического формирования в сфере передвижения и расселения:

- вовлечение выходцев в РФ, в главную очередность из стран - участников СНГ, а кроме того Латвии, Литвы, Эстонии;

- формирование финансовых договоров с целью уменьшения эмиграционного оттока и сбережения научно-технологических возможностей, умственного и креативного потенциала РФ;


- осуществление комплекса правовых, координационных и экономических мер, нацеленных на легализацию и приспособление выходцев РФ;

-усовершенствование законодательства, затрагивающего охрану прав вынужденных мигрантов и регулировка миграционных процессов.

Миграционные движения, равно как особенный предмет управления, обладают несколькими своеобразными отличительными чертами.

1. Прежде всего, переселение жителей - важная общественно-

демографическая процедура, моментально реагирующая на перемены всевозможных обстоятельств, к примеру, финансовые. По этой причине при управлении миграцией, в отличие от управления другими общественными действиями, эффект управленческих влияний, точно также как и результат воздействия условий, затрудняющих их реализация, добивается из-за весьма небольшого периода.

2. Государственное управление миграцией не может и не должно охватывать все виды миграционных перемещений населения по территории страны, а только наиболее «проблемные» миграционные процессы. Критерий которых должен стать краеугольным камнем миграционной политики в силу объективных ограничений возможностей к ее осуществлению.

3. Управление миграцией не может осуществляться только в рамках социально-экономической или демографической политики. Оно синтезирует в себе их элементы, равно как и само является важным компонентом в комплексе проводимых ими мер.

4. Отличие управления миграцией, прежде всего, внутренней,
заключается в сущности миграции как межтерриториального явления. Исходя из такой сущности миграции, ею можно управлять в двух местах – районах исхода и районах вселения мигрантов. В этой связи можно использовать два основных пути воздействия на миграцию: изменением факторов, обусловливающих желание жителей одних мест переселиться в другие районы страны; б) изменением возможностей вселения.

Управление миграционными процессами в районах исхода мигрантов по сути своей принципиально иное, чем в районах их вселения. Кроме того, -вследствие распада ранее единого государства - Союза ССР Россия в настоящее время очень ограничена в средствах и мерах воздействия на условия формирования миграционных потоков в новых независимых государствах.

5 Миграционные процессы тесно связаны с потоками информации, прежде всего о местах вселения и средствах их достижения, не случайно одна из моделей миграции увязывает направления миграционных потоков с путями распространения информации. Поэтому важна информационная поддержка принятия управленческих решений, направленная на объект управления.


Можно выделить следующие цели миграционной политики:

  1. привлечение мигрантов на временное место жительства,
  2. создание постоянного состава населения,
  3. обеспечение рабочей силой промышленных объектов, создаваемых в районах нового освоения, стабилизация населения в тех или иных местностях,
  4. повышение миграционной активности коренных жителей ряда территорий, сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.

Реализация этих целей призвана обеспечить достижение общей генеральной цели - оптимизации миграционных процессов, что находит выражение в сочетании общественных и личных интересов, при котором в наибольшей мере удовлетворяются интересы государства и потребности мигрантов. Это характеризуется их высоким уровнем приживаемости.

В настоящее время одно из принципиальных направлений в решении проблемы приживаемости заключается в сближении сроков формирование

производственных комплексов с созданием необходимого уровня социально-бытовой инфраструктуры. Он должен быть выше, чем в районах выхода мигрантов. Во-первых, потому что привлечение в зоны нового освоения, а это в основном северные районы Сибири - населения предполагает его отрыв от привычной среды: природно-географической и социальной (родственные, имущественные и другие связи), компенсация этого отрыва - в лучшем комплексе жизненных условий в районах вселения. Во-вторых, приведённый тип территорий характеризуется непростыми природно-географическими условиями (отдаленность, суровость климата) и специфической структурой населения и его расселением. Всё это требует для создания социально-бытовой инфраструктуры применения повышенных нормативов. Иначе отрыв мигрантов от привычной социальной и природной среды не может быть прочным и длительным.

Результаты осуществления миграционной политики в том или ином районе, в тот или иной период выражаются с помощью такого показателя как миграционное сальдо, или миграционный прирост населения (этот показатель тем объективнее выражает результативность миграции, чем за более длительный период он исчисляется). Другим показателем результативности миграционной политики являются абсолютные и относительные величины территориального перераспределения населения (либо как изменение доли населения того или иного района во всем населении страны, либо как превышение темпов роста населения конкретного района над темпами роста населения страны или региона).


Экономико-демографическая эффективность миграционной политики может быть исчислена соотнесением сальдо миграции или числа прижившихся из совокупности переселенцев и суммы экономических затрат или какой-либо их части. При этом должны учитываться затраты со стороны государства и его социальных институтов.

При оценке затрат государства можно учитывать различные расходы и потери, такие, например, как снижение производительности труда в местах выхода и в районах вселения во время подготовки к выезду и адаптации на новом месте.

Государственная миграционная политика находится во взаимодействии с: Экономической политикой, прежде всего - ее региональной составляющей. Экономическая политика, проводимая в стране, позволяет определить необходимые стране или региону трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях. В свою очередь, миграционные процессы могут оказывать влияние на экономическую политику как положительный, так и отрицательный эффект.

Социальной политикой, т.к. миграционные процессы являются не только следствием «позитивных» притягивающих факторов, но и следствием социального неблагополучия. В результате миграции люди нередко оказываются в тяжелом материальном положении, утрачивают имущество, и необходима помощь государства в их адаптации и обустройстве на новом месте жительства.

Демографической политикой. Миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию как в стране в целом, так и в отдельных регионах: в одних способствуют снижению «демографического давления», в других позволяют компенсировать естественные потери населения. Миграционная политика выступает как важный компонент демографической политики.

Геополитикой, т.к. выступает мощным рычагом к перераспределению населения по территории страны. Численность населения отдельных регионов, его национальный и конфессиональный состав во все времена являлись либо средством, либо объектом экспансии.

Национальной политикой, в силу того, что миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами. В результате межэтнических конфликтов, возникших в результате существенных просчетов в национальной политике, в нашей стране появились вынужденные мигранты. Миграция способствует как расселению отдельных народов, появлению многочисленных диаспор, так и национально-территориальному размежеванию.

И так, руководство миграционными действиями - непростая процедура, обладающая собственной ролью в концепции управления общественными действиями, однако, в силу особенности предмета управления, ею не ограничивающаяся, содержит свою теоретико-методологическую основу, базирующуюся на историческом эксперименте, в практике осуществлении миграционной политики.