Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Понятие конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Эволюция всех известных человеку экономических систем происходит как следствие поиска способов решения известной дилеммы: «ресурсы ограничены - потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждый данный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в экономических благах. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишь при условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпуска разнообразных потребительских благ в единицу времени. В свою очередь повышение производительности труда возможно благодаря общественному разделению труда и специализации взаимовыгодного обмена продуктами труда.

Рыночная система функционирует, во-первых, благодаря механизму учета многочисленных решений, принимаемых собственниками товаров, денег и доходов. Во-вторых, рыночная система одновременно выступает и механизмом осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров и денежных доходов.

Большинство людей стремится к улучшению своего положения. Компании яростно борются за клиентов, создавая новую продукцию, а также улучшая и удешевляя старую. Работники конкурируют друг с другом за рабочие места, заканчивая колледжи, получая специальную подготовку и опыт, который, как они надеются, даст им преимущество на рынке труда. Страны также конкурируют между собой, следуя макроэкономической и торговой политике, предназначенной для создания конкурентного экономического преимущества. Пожалуй, конкуренция даже усилилась. Мы живем в век всемирных рынков, где деньги и товары более легко, чем когда-либо, проходят через национальные границы. Раньше конкуренты жили дальше по улице или в соседнем доме.

Сейчас же они могут жить в другом полушарии, в Малайзии, Китае или Испании. И впервые все подчиняются одним и тем же правилам игры, правилам рыночной экономики.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день существуют конкуренты, которые используют «нечестные» способы в продвижении товара, получении прибыли, захвате доли рынка и наносят серьезный ущерб не только другим участникам, но и всей экономике в целом.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности недобросовестной конкуренции в современных условиях и разработка способов борьбы с ней.

Задачи курсовой работы:


  1. раскрыть содержание понятия «конкуренция и его суть;
  2. рассмотреть его классификацию;
  3. определить их роль и влияние на рыночные отношения, экономику государства;
  4. определить способы борьбы с недобросовестными участниками рынка.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати.

1. Конкуренция

1.1 Понятие конкуренции

Конкуренция является фундаментальным свойством рынка, обеспечивающим эффективное использование ограниченных ресурсов, адаптацию спроса и предложения.

Конкуренция - это соперничество фирм, работающих на одном и том же рынке, что влияет на ценовую политику, политику в отношении продуктов и продаж компании. Это конкуренция между экономическими агентами - участниками рыночного процесса, направленными на получение экономической прибыли.

Конкуренция означает наличие на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов, возможность для них свободно войти и выйти на рынок. Это процесс, посредством которого люди получают, передают и стремятся лучше использовать свои способности и знания.

Конкуренция требует рационального поведения как условия нахождения на рынке, это динамичный и развивающийся процесс, постоянно меняющий условия, в которых появляются новые продукты, новые способы маркетинга, новые производственные процессы и новые сегменты рынка.

Чтобы лучше понять суть конкуренции, необходимо определить причины ее возникновения.

Основной причиной конкуренции является то, что организации имеют совпадающие цели, что приводит к тому, что полное достижение цели одной организацией связано с тем, что другие организации не могут достичь своих целей. Как правило, основной целью фирмы является получение экономической прибыли, что позволяет не только компенсировать издержки, но и развивать компанию.

Однако цели фирмы неоднородны, так как фирма состоит из различных заинтересованных сторон, так называемых «держателей акций» - владельцев, управленческого персонала, сотрудников, общественности (включая потребителей, правительство и все остальные). Основной интерес владельцев заключается в максимизации прибыли и рыночной стоимости компании; управленческий персонал - удовлетворение личных целей и амбиций; обычные работники - получают больше денег и меньше работают в худшем случае или получают удовлетворение от работы в лучшем случае; общественные интересы - получать определенные выгоды от деятельности компании в виде продукта или услуги, поставляемой на рынок, предоставления рабочих мест, уплаты налогов, социальных обязательств компании. Таким образом, интересы фирмы могут быть отклонены, что создает возможность совпадения целей разных фирм по широкому кругу вопросов.


Другими причинами конкуренции являются ограниченный круг клиентов, возможности продвижения на рынке товаров, ресурсов и географических границ рынка.

Необходимо определить, для чего конкурируют компании, т. е. что является предметом конкуренции. Для выполнения этой задачи мы будем использовать системный подход и отображать систему компании, используя модель черного ящика.

Фирма как система связана с внешней средой главным образом через вход и выход. Организации конкурируют за ввод и вывод. Вывод - это цель системы, поэтому системы конфликтуют при пересечении целей. Вход для системы требуется для достижения целей компании.

В качестве системы в качестве системы используются ресурсы: финансовые, материальные (сырье, материалы, компоненты, новое оборудование), персонал и знания (в том числе технологии), информация (включая документы), различные виды энергии.

Результатом деятельности компании как системы является продукт или услуга, направленная на потребителей. Более того, присутствие потребителей является необходимым атрибутом вывода этой системы. В отсутствие потребителей конечный результат системы останется в системе.

Таким образом, в качестве объектов конкуренции можно определить ограниченные ресурсы, связанные с потребностями системы, такими как потребители, ограниченный спрос.

В большинстве случаев в основном конкуренция за потребителей и конкуренция за товары выражаются в борьбе за долю на рынке. [4]

В современных условиях конкуренция за новые уникальные ресурсы, такие как информация и знания, становится все более важным объектом конкуренции.

1.2 Виды конкуренции

Существует несколько видов конкуренций. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду причин.

Масштабы развития - это следующие типы:

- индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем - выбирать наилучшие условия для продажи товаров и услуг);

- местная (среди владельцев товаров на территории);

- промышленность (в одном из секторов рынка есть борьба за получение самых высоких доходов);

- межсекторальная (соперничество представителей разных секторов рынка для привлечения покупателей на свою сторону для получения большего дохода);

- национальная (конкуренция отечественных товаропроизводителей в данной стране);

- глобальная (борьба предприятий, бизнес-ассоциаций и государств разных стран на мировом рынке).


По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Кроме того, конкуренция делится на цену и неценовые.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на эти продукты. В то же время широко применяется ценовая дискриминация, которая возникает также, когда этот продукт продается по разным ценам, и эти разницы в ценах не оправдываются различиями в издержках.

Ценовая конкуренция чаще всего используется в сфере услуг, в предоставлении услуг по транспортировке товаров; в продаже товаров, которые нельзя перераспределять с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция осуществляется в основном за счет улучшения качества продукции, технологии производства, инновационной и нанотехнологии, патентования и брендинга и условий его продажи, «обслуживания» продаж. Эта форма конкуренции основана на стремлении захватить часть отраслевого рынка, выпуская новые товары, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют собой модернизированную версию старой модели.

Неценовая конкуренция посредством продажи продукции получила название конкурса по объемам продаж. Этот вид конкуренции основан на улучшении обслуживания клиентов. Это включает в себя влияние на потребителя посредством рекламы, STIS, PR, мерчандайзинга, обслуживания клиентов.

Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности компании:

- конкуренция в области рынков сырья для получения позиций на рыночных рынках;

- конкуренция в реализации товаров и / или услуг на рынке;

- конкуренция между клиентами на рынках сбыта.

Поскольку конкуренция в маркетинге обычно рассматривается как потребитель, различные типы конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

В соответствии со стадиями принятия потребителем решения о покупке могут быть определены следующие виды конкуренции:

- желания являются конкуренцией. Этот вид конкуренции связан с тем, что потребитель может вкладывать деньги в много способов;

- функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одна и та же потребность может быть удовлетворена по-разному. Это базовый уровень конкуренции в маркетинге;

- межконфессиональная конкуренция. Это конкурс альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребностей:

- межпродовольственная конкуренция. Это конкуренция товаров компании между собой. Это, по сути, не конкуренция, а особый случай ассортиментной серии, целью которой является создание имитации потребительского выбора.


Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного рыночного равновесия. Можно отличить совершенную и непревзойденную конкуренцию.

Совершенная конкуренция - это конкуренция, основанная на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, которые включают в себя следующее: наличие многих независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; независимость экономических субъектов; однородность, сопоставимость продукции; наличие рыночной информации.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, основанная на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет следующие характеристики: разделение рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная независимость предприятий; дифференциация продукции и контроль рыночных сегментов.

Мы можем различать следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

- чистая;

- олигополистическая:

- монополистическая.

Чистая конкуренция является предельным случаем конкуренции и относится к типу совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое количество покупателей и продавцов, которые не имеют достаточной мощности для влияния на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением спроса и предложения (продукты аналогичны, существует много товарных заменителей); полное отсутствие рыночной власти.

Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. В эту группу входят отрасли промышленности, производящие продукты массового спроса (продукты питания, продукты легкой промышленности и бытовая техника и т. д.).

Факторы, влияющие на уровень и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степени переработки сырья, факторам транспорта. В то же время перечисленные факторы тесно связаны: чем ниже требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем больше возрастает влияние транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степень переработки сырья, уровень качества, меньшее влияние транспортного фактора. Соотношение этих факторов оказывает значительное влияние на уровень конкурентоспособности субъектов рынка и выбор стратегий на внутреннем и международном рынках. Например, в промышленности строительных материалов: потребители промышленной древесины (низкая степень переработки сырья и требования к качеству) ориентированы на местных производителей, повышая их конкурентоспособность, независимо от качественных параметров продукции, поскольку фактор транспортной составляющей в продажная цена очень важна: и роскошные отделочные материалы ориентированы на импорт производителей, снижая уровень конкурентоспособности местных производителей, так как высокие требования к качеству продукции, фактор транспортной составляющей менее важен.