Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Понятие конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Олигополистическая конкуренция - это соревнование, связанное с несовершенной формой. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: небольшое количество конкурентов с прочными отношениями; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакции компании на действия конкурентов; сходство товаров и ограниченное количество их размеров. Формирование олигополистического рынка (весь объем поставок обеспечивается только несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химическая промышленность (производство полиэтилена, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых типов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, изделий, рельсов, труб и т. д.).

Монополистическая конкуренция - это конкуренция, несовершенный вид. Основными характеристиками рынка монополистической конкуренции являются: большое количество конкурентов и баланс их сил; дифференциация товаров (с точки зрения покупателя, товары имеют отличительные качества, которые воспринимаются рынками всего рынка). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качества и спектра услуг, сила бренда; увеличение рыночной власти за счет дифференцированных товаров, что защищает компанию и позволяет получать прибыль выше среднего по рынку. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена из-за их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Совершенная конкуренция не является естественным рыночным состоянием. В некоторых отраслях и сферах деятельности конкуренция невозможна из-за:

- технологические особенности отраслей промышленности, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия за счет масштаба (сокращение удельных затрат по мере увеличения производства) возможна только тогда, когда производители чрезвычайно велики как по абсолютным размерам, так и по доле рынка (инфраструктурные сектора: транспорт, коммуникации, энергия);

- исключительно высокие затраты на потопление, т. е. активы, воплощенные в основном производстве, являются конкретными и не могут быть переориентированы на другие виды продукции и типы рынков;

- наличие избыточной мощности для удовлетворения «пиковых» потребностей в продуктах (услугах).

Эти особенности создают условия для существования монополий. Термин «монополия» можно использовать относительно:


- хозяйствующий субъект, т. е. некоторая экономическая структура, которая имеет некоторые преимущества при производстве товаров, услуг или работы;

- рыночные условия, в которых преобладают одни или очень узкие крутые производители;

- тип экономических отношений, суть которых выражается в возможности одной или нескольких групп производителей навязать свою волю всем остальным.

Типы монополий:

1. Естественные (устойчивые), которыми обладают хозяйствующие субъекты и владельцы, обладающие редкими и свободно воспроизводимыми ресурсами. Естественные монополии, в отличие от других предприятий рыночной структуры, занимают особое место в системе экономических отношений, что определяет их уникальные свойства и особую роль, которую они занимают в экономике. В экономической теории естественная монополия обычно относится к отрасли, в которой валовые издержки производства меньше, если все продукты производятся одной фирмой, чем если бы одна и та же сумма была разделена между двумя или более фирмами. Естественная монополия также признана отраслью, в которой единственная фирма осталась в результате неограниченной конкуренции или отрасли, в которой конкурентные силы образуют неконкурентную структуру.

2. Искусственная, что означает концентрацию в руках кого-то объектов экономических отношений.

3. Инновационная - особый случай конкуренции, когда на рынке один производитель сталкивается с большим количеством покупателей за счет уникального продукта или уникальности его свойств. Монополия новатора имеет ограничение по времени, определяемое скоростью распространения технологических инноваций (копирование) и появлением конкурентов.

Признаки монополизации:

- сталкивается с большим количеством покупателей - благодаря естественному, искусственному монопольному или монопольному новатору;

- наличие повышенной рыночной мощности и высокие барьеры входа для новых конкурентов;

- новизна и оригинальность товаров, отсутствие заменителей;

- высокая доля крупнейших предприятий в общем производстве промышленности или страны, количество занятых работников;

- способность в определенных пределах диктовать цены рынку;

- возможность присвоения монополии высокой прибыли;

- наложение условий контрактов, определяющих неравное положение конкурентов:

- разделение рынков по территории, продажам или закупкам.

Наличие монополии может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на предприятия:


- положительное - снижение удельных издержек из-за эффекта масштаба; технологический прогресс из-за высокой концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где стимулы для конкуренции нецелесообразны и т. д;

- отрицательное - нарушение основных прав конечных потребителей, поскольку они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам с искусственно низким предложением: чрезмерная концентрация производства препятствует развитию предпринимательства, в результате чего механизм чистой конкуренции действует с меньшими затратами эффективность; существуют структурные дисбалансы в развитии рынка.

Виды конкуренции, в зависимости от соотношения количества хозяйствующих субъектов в отношении использования капитала в области производства или продаж. Существуют внутриотраслевые и межотраслевые виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между субъектами отрасли за более благоприятные условия для производства и сбыта продукции, получения сверхприбылей. Внутриотраслевой конкурс является отправной точкой в ​​конкурентном механизме. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

- возможность установления общественного мнения, рыночная стоимость товара и рыночная равновесная цена;

- стимулирование научно-технического прогресса;

- экономическое принуждение для повышения эффективности производства;

- выявление слабых, менее организованных производителей;

- ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевой конкурс - это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодные капиталовложения, основанные на перераспределении прибыли. Появление межотраслевой конкуренции основано на неравных условиях производства (различная структура капитала и темп оборота, колебания рыночных цен), что приводит к разным показателям доходности.

Основные функции межотраслевого конкурса:

- способность модернизировать отрасли, поскольку новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:

- интенсификация интенсификации, повышение эффективности производства;

- оптимизация отраслевых пропорций, экономическая реструктуризация.

В условиях несовершенной конкуренции в проявлениях межотраслевой конкуренции происходят изменения: усиливается влияние факторов, замедляющих поток капитала (уровень развития транспорта, связи, экономической информации, кредитных отношений); ценообразование на продукцию малых предприятий происходит в основном по законам совершенной конкуренции, а для продуктов крупных предприятий - в виде контроля над ценами с их стороны, которые направлены на стабилизацию экономики. На рынке преобладает установленная цена, которая больше не может сделать предыдущее движение около стоимости. Согласование цен с ценами не определяется колебаниями цен по стоимости, а из-за колебаний стоимости фиксированных цен на продукты: сохранение различий в производительности труда, барьеры, присущие современной структуре экономики, приводят к тому, что прибыль распределяется неравномерно с инвестированный капитал, и остается там, где он производится. [3]


Законодательство различает «добросовестные» («честные») и «недобросовестные» («несправедливые») формы конкуренции. Под честной конкуренцией понимаются действия, направленные на получение конкурентных преимуществ, которые не противоречат положениям закона и принятым стандартам ведения бизнеса. Недобросовестная конкуренция - это действия, противоречащие положениям закона и принятым нормам ведения бизнеса. Это их общепринятые определения [7].

2. Недобросовестная конкуренция

2.1 Понятие недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция традиционно рассматривается в контексте постоянного спутника свободной конкуренции, который, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Наличие свободной конкуренции на рынке, характерное для развитых систем экономических отношений, подразумевает равенство экономических условий для участников этих отношений, чего нельзя достичь без надлежащего государственного влияния. Одной из форм такого влияния является специально разработанный институт недобросовестной конкуренции, призванный защищать участников гражданского движения, в том числе потребителей товаров, работ и услуг, от действий хозяйствующих субъектов, направленных на получение определенных льгот последним.

Защита обеспечивается путем предоставления участникам гражданских отношений права на ограничение недобросовестных конкурентных действий, которые по своей природе относятся к категории субъективных гражданских прав, которые являются абсолютными.

Право подавлять недобросовестную конкуренцию является одним из элементов закона об промышленной собственности, а само подавление - в соответствии с абзацем 2 ст. 1 Парижской конвенции об охране промышленной собственности как объекта защиты промышленной собственности. Согласно пункту 8 ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, права, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, включены как элемент традиционной концепции интеллектуальной собственности.

В правовой доктрине не существует единого представления о концепции недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, остается и продолжает оставаться весьма противоречивым, несмотря на то, что он был впервые поднят в XIX веке. перед французской судебной практикой, которая, согласно В.А. Шрётер, «по справедливости признан создателем проблемы недобросовестной конкуренции».


Правовое определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с пунктом 9 настоящей статьи недобросовестная конкуренция признает любые действия хозяйствующих субъектов (групп лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, деловой практике, добросовестности, разумности и справедливости и причиният или может нанести ущерб другим конкурирующим хозяйствующим субъектам или причинить или может нанести ущерб их деловой репутации.

Характеристики недобросовестной конкуренции. Характеристики недобросовестной конкуренции, вытекающие из вышеуказанного определения, следующие:

- наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц;

- акцент действий на получение выгод в осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие действий законодательства Российской Федерации, обычаев делового оборота, требований целостности, рациональности и справедливости;

- наличие фактических или потенциальных убытков от конкурирующего субъекта хозяйствования в результате предпринятых действий;

- наличие фактического или потенциального ущерба деловой репутации конкурирующего хозяйствующего субъекта в результате предпринятых действий.

Наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц как характеристики акта недобросовестной конкуренции означает, что такой элемент поведения, как бездействие, не может быть учтен при отборочном соревновании как несправедливое. В то же время сферы активного поведения могут быть самыми разными и могут быть найдены в областях производства, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

В центре внимания действий по получению выгод в осуществлении предпринимательской деятельности излагаются пределы того или иного варианта активного поведения хозяйствующего субъекта или группы лиц с точки зрения цели, достигнутой указанным поведением. Эта цель заключается в получении преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности. В этом случае мы говорим только о так называемых необоснованных преимуществах, поскольку преимущества, достигаемые с помощью правовых методов и методов ведения бизнеса, являются результатом честной конкуренции. Неоправданные преимущества в смысле юридического определения недобросовестной конкуренции должны относиться только к сфере предпринимательской деятельности. В то же время норма, зафиксированная в части 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации налагает запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию, то есть в более широком подходе к сфере применимости действий, направленных на получение выгод, экстраполяции их в область воспроизводства, создание и распространение материальных и духовных благ в целом. Предпринимательская деятельность - не что иное, как частный случай экономической деятельности. Это независимая деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законом.