Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

88 88
состояния КТС в течение рабочих смен (указывается дата, начало и окончание рабочих смен во времени) закончено", ставит свою подпись и указывает дату. Между этим и предыдущими записями в журнале КПП не должно быть пропущенных строк для выполнения других записей.
1.8. Общие требования к транспортным средствам, перевозящим опасные
грузы, и их оборудование
На транспортных единицах, перевозящих опасные грузы, должны быть такие средства пожаротушения: а) на каждой транспортной единице должно быть не менее одного переносного огнетушитель для тушения пожаров классов А, В и С емкостью 2 кг сухого порошка (или эквивалентного количества другого соответствующего огнетушащего состава), пригодного для тушения пожара в двигателе, если транспортное средство не оборудовано автоматическим или стационарным устройством для такого гашения, или в кабине транспортной единицы; б) на транспортных единицах, разрешенная максимальная масса которых с грузом составляет свыше 7,5 т - один или более переносных огнетушителей для тушения пожаров классов А, В и С совокупной емкостью 12 кг сухого порошка (или эквивалентного количества другого соответствующего огнетушащего состава), по крайней мере один из которых имеет минимальную емкость 6 кг; в) на транспортных единицах, разрешенная максимальная масса которых с грузом составляет свыше 3,5 т, но менее 7,5 т - один или более переносных огнетушителей для тушения пожаров классов А, В и С совокупной емкостью 8 кг сухого порошка (или эквивалентной количества другого соответствующего огнетушащего состава) и по крайней мере один из которых имеет минимальную емкость 6 кг; г) на транспортных единицах, разрешенная максимальная масса которых с грузом составляет 3,5 т или меньше - один или более переносных огнетушителей для тушения пожаров классов А, В и С совокупной емкостью 4 кг сухого порошка (или эквивалентного количества другого соответствующего огнетушащего состава) . Значение емкости огнетушителя (ей), необходимого (ых) в соответствии с настоящими Правилами, может быть отнято от значения минимальной совокупной емкости огнетушителей, необходимых в соответствии с подпунктами б), в) г).
Эти положения применяются ко всем транспортных единиц, перевозящих опасные грузы после 31 декабря 2007
На транспортных средствах, разрешенная максимальная масса которых с грузом составляет 3,5 т или меньше, может быть только один переносной огнетушитель емкостью
2 кг сухого порошка (или эквивалентного количества другого соответствующего огнетушащего состава).
Конструкция огнетушителей должна предотвращать выделению токсичных газов огнетушащих веществ, содержащихся в них, как в обычных условиях перевозки, так и под влиянием температуры, возникающей при пожаре.
Переносные огнетушители должны быть опломбированы, иметь маркировку о соответствии стандарту и надпись, указывающую дату окончания срока годности.
Огнетушители должны устанавливаться на транспортных единицах так, чтобы в любое время быть легко доступными для экипажа транспортного средства, а также чтобы быть защищенными от воздействия погодных условий с целью избегания снижения их эксплуатационной надежности.
Каждая транспортная единица, осуществляет перевозки опасных грузов, в обязательном порядке укомплектовывается таким оборудованием: а) не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство; при этом противооткатный упор должен соответствовать требованиям РСТ УССР
1804-87; б) не менее чем двумя конусами со светоотражающей поверхностью,


89 89
мигающими фонарями желтого цвета с автономным питанием или знаками аварийной остановки, соответствующими стандарту; в) жилетами оранжевого цвета со светоотражающими элементами и переносными фонарями для каждого члена экипажа; г) средствами защиты органов дыхания при перевозке газов, имеющих токсические свойства, или изделий, содержащих такие газы; г) средствами индивидуальной защиты и оборудованием, необходимыми для принятия дополнительных и специальных мер в случае аварии и чрезвычайной ситуации, указанными в письменных инструкциях (аварийной карточке).
Требования к автотранспортным средствам и дополнительному оборудованию при
перевозке опасных грузов.
Согласно к Европейскому Соглашению "О международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ) с целью повышения безопасности движения, а также для предотвращения тяжелых последствий техногенных аварий, возникающих в результате несовершенной конструкции транспортных средств, в отличие от транспортных средств общего назначения, к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, в связи со специфическими свойствами этих грузов, предъявляются дополнительные требования:
Общие требования.
Опасные грузы должны перевозиться в специализированных или специально приспособленных для этих целей транспортных средствах, должны быть изготовлены или переоборудованы в соответствии с требованиями нормативной документации
(техническим заданиям и условиям на изготовление (дооборудование), экзамен и прием).
Технико-эксплуатационные характеристики и техническое состояние транспортных средств, перевозящих опасные грузы должны соответствовать инструкциям заводов - изготовителей, Правилам дорожного движения, требованиям Технических условий на перевозку конкретного вида опасного груза.
Не допускается вносить изменения в конструкцию транспортных средств и использовать эксплуатационные материалы, не предусмотренные заводом-изготовителем.
В составе автопоезда, перевозящего опасные грузы, может использоваться не более одного прицепа или полуприцепа.
Опасные грузы, упакованные в тару, изготовленную из чувствительных к влаге материалов должны перевозиться в закрытом или крытом брезентом транспортном средстве. Брезент, используемый для покрытия открытых кузовов должен изготавливаться из тяжелой невоспламеняющейся ткани, прикрывать борта на 200 мм ниже их уровня и закрепляться металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением.
Тягово-сцепные устройства автомобилей, перевозящих опасные грузы, должны соответствовать требованиям Технических условий завода-изготовителя, оборудованы страховыми тросами или цепями и постоянно контролироваться водителем и лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства.
В транспортных средствах с кузовом типа "фургон". Кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и разделяться с кабиной автомобиля промежутком Не менее 150 мм . Если в закрытом транспортном средстве перевозятся упаковки, содержащие сжатые, сжиженные газы должен быть оборудован соответствующей вентиляцией.
По требованию ДОПОГ автотранспортные средства (на цельной раме и тягачи для полуприцепов) максимальной массой более 12 тонн должны быть оборудованы устройством ограничения скорости. Если они зарегистрированы после 1995 года.
Установленная скорость не должна превышать 85 км / ч.
Автоцистерна должна иметь сзади по всей ширине цистерны (резервуара) бампер, предохраняющий цистерну и арматуру от ударов. Расстояние между корпусом цистерны
(или выступающей арматурой) и бампером должно быть не менее 100 мм .
Требования к электрооборудованию.


90 90
Номинальное напряжение не должно превышать 24 В. Электрооборудование должно быть защищено таким образом, чтобы при эксплуатации транспортного средства в нем не возникало искр, короткого замыкания, а в случае удара или деформации эта опасность сводилась к минимуму. Электропроводка должна состоять из проводов, заключенных в надежную бесшовную оболочку, не подвергающуюся коррозии. Диаметр проводов должен обеспечивать надежную работу всех потребителей без перегрева. Для провода стартера сечение должно быть - 16-17 мм2. Для других потребителей - 0.5-1 мм2.
Все электроцепи должны охраняться от повышенных токов плавкими предохранителями
(заводского изготовления) или автоматическими выключателями, за исключением цепей, соединяющих:
- аккумуляторную батарею с системами холодного пуска двигателя;
- аккумуляторную батарею с генератором;
- генератор с блоком плавких предохранителей или выключателей;
- аккумуляторную батарею со стартером двигателя.
Выше перечисленные незащищенные предохранителями электроцепи должны быть короткими. Электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла пострадать от ударов и трения о конструктивные части автомобиля и была защищена от тепла, выделяемого системой охлаждения и выпуска отработавших газов. Если аккумуляторы расположены не под капотом двигателя, то они должны находиться в вентилируемом отсеке из металла или другого прочного материала с изолирующей крышкой аккумуляторного ящика.
Автомобиль, перевозящий опасные грузы, должен быть оборудован двумя выключателями массы (один в кабине автомобиля, другой снаружи транспортного средства). Выключатель массы, расположенный снаружи транспортного средства, сказывается отличительным знаком "МАССА" для облегчения его идентификации.
Выключатель, находящийся в кабине автомобиля должен располагаться в непосредственной близости от водителя. Доступ к выключателям должен быть беспрепятственным. Выключатели должны быть такими, чтобы их контакты могли размыкаться при работающем двигателе, не вызывая при этом опасных перегрузок в электрических цепях и быть защищенными от случайного срабатывания.
Не допускается использование ламп освещения, имеющих резьбовые цоколи.
Внутри кузовов транспортных средств не допускается применение внешней электропроводки, а электрические светильники в кузове фургона должны быть закрыты колпаками с толщиной стенки не менее 4 мм и защищены прочными решетками с ячейкой от 20 * 20 мм до 40 * 40 мм.
Требования к тормозной системе.
Тормозная система автотранспортных средств для перевозки опасных грузов своим состоянием и конструкцией должна соответствовать требованиям инструкции завода- изготовителя и ПДД, эффективно влиять на все колеса и обеспечивать автоматическую остановку прицепа в случае разрыва сцепки.
В соответствии с требованиями ДОПОГ автотранспортные средства (тягачи и транспортные средства на жесткой раме) максимальной массой 16 т или допущенные к буксировке прицепа максимальным весом свыше 10 т, а также такие прицепы, составляющих следующие типы транспортных единиц:
- автоцистерны;
- транспортные средства-батареи емкостью более 1000 л ;
- транспортные средства, перевозящие съемные цистерны;
- транспортные средства, перевозящие контейнеры-цистерны вместимостью более 3000 л
- впервые зарегистрированные после 30 июля 1993 должны быть оборудованы антиблокировочной тормозной системой, а также износостойкой тормозной системой, предназначенной для стабилизации скорости транспортного средства на


91 91
затяжном спуске без использования рабочей, аварийной или стояночной тормозных систем.
Требования к топливному баку.
Топливные баки транспортных средств, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ и изделий, а также легковоспламеняющихся жидкостей и газов (в цистернах и баллонах). Должны оборудоваться защитным кожухом со стороны днища и боков, причем конструкция кожуха не должна создавать препятствий при заправке транспортного средства. защитный кожух представляет собой металлические щитки толщиной 2 мм, устанавливаемые со стороны задней и передней стенок, а снизу монтируется металлическая сетка с размером ячеек 10 * 10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм .
Требования к системе выпуска отработанных газов.
Транспортные средства, предназначенные для перевозки взрывчатых веществ и изделий. А также легковоспламеняющихся жидкостей и газов (в цистернах и баллонах) оборудуются выпускной трубой с выносом ее в правую сторону перед радиатором со стоком выпускного отверстия вниз.
Если расположение двигателя не позволяет сделать такое переоборудование, то разрешается выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны, а также топливных коммуникаций. Выпускную трубу автомобилей для перевозки взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и газов необходимо оборудовать съемным искрогасителем.
Требования к переносным осветительным устройствам.
Осветительные приборы не должны иметь открытых металлических поверхностей, способных приводить к искрообразованию. Переносные светильники должны быть защищены надежной сеткой с ячейками 20 * 20 мм. Запрещается доступ в транспортные средства, перевозящие опасные грузы с осветительными приборами, имеющими открытое пламя или лампы с резьбовыми цоколями. Запрещается доступ в закрытые транспортные средства, перевозящие легковоспламеняющиеся жидкости и газы, а также изделия, содержащие также вещества, с любыми осветительными приборами, кроме переносных ламп, сконструированных и изготовленных таким образом, что исключается возможность заполнения легковоспламеняющихся паров или газов, которые могли собраться внутри транспортного средства.
Требования к заземлению.
Автомобили, используемые для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей или газов, должны быть оборудованы металлической заземляющей цепочкой с касанием земли на длине 200 мм для предотвращения накопления статических зарядов при движении, а также металлическим штырем, к которому присоединен трос заземления, для защиты от статических и атмосферных электрических зарядов на стоянке. Штырь должен быть металлическим. Без зазубрин, изготовленным из материала, не образующего искры при ударе. Длиной 1 м и диаметром 20 мм. Трос заземления должен иметь длину не менее 10м, диаметр - не менее 0.5 см и быть надежно приваренным одним концом к раме транспортного средства, а другим - к штырю заземляющим контактом. Наконечники шланга цистерны должны быть изготовлены из бронзы, меди, алюминия или другого материала, не вызывающего искр при ударе и присоединении к заземляющему контуру.
При сливе-наливе легковоспламеняющихся жидкости или газов в условиях стационарных нефтебаз и АЗС, заземление автомобиля осуществляется путем присоединения вилки к стационарной розетке заземляющего контура эстакады слива-налива.
Дополнительное оборудование транспортных средств, перевозящих опасные
грузы.
В соответствии с действующими техническими условиями безопасной перевозки, каждое транспортное средство, перевозящее опасный груз должно комплектоваться следующим дополнительным оборудованием:


92 92

набором инструментов для аварийного ремонта транспортного средства, исключающим возможность искрообразования;

противооткатными упорами (не меньше двух на каждое транспортное средство), размеры которых соответствуют диаметру колес транспортного средства;

двумя проблесковыми маячками желтого (оранжевого) цвета с автономным питанием;

знаком аварийной остановки;

твердым или гибким буксиром;

штырем с тросом для заземления транспортного средства;

опознавательными знаками "Опасный груз» (не менее 4-х на каждое транспортное средство в соответствии с ДСТУ 3689- 98) и не менее чем тремя знаками опасности в соответствии с требованиями добавления А9 ДОПОГ;

молотком или кувалдой;

комплектом цепей противоскольжения в период скользкого дорожного покрытия;

пятью двойными полиэтиленовыми мешками, емкостью не менее 25 кг, или емкостями из пластика или фиброкартона, для сбора и удаления загрязненного песка или других материалов;

средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающих груз

жилетом со световозвращающими элементами;

средствами защиты глаз, противогазом
(респиратором) предусмотренными нормативной документацией для перевозимого вещества;

специальными брезентовыми или резиновыми перчатками. Костюмом или комбинезоном
(при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей из хлопчатобумажной ткани, при перевозке едких веществ и веществ, способных легко всасываться через кожу - прорезиненной ткани или брезента), резиновым фартуком и другими средствами защиты кожи;

защитной обувью.

емкостью с водой для срочного промывания глаз и кожи вместимостью 2 5 л.

медицинской аптечкой №1

7 2% раствором соды и хлорной извести.

средствами ликвидации пожара на каждое транспортное средство:

двумя порошковыми огнетушителями ОП-5. Емкостью 5 литров, размещающие следующим образом: один непосредственно в кабине водителя, второй снаружи кабины со стороны водителя;

углекислотным огнетушителем ОУ-7, вместимостью 7 литров закрепленным снаружи кабины со стороны водителя;

ящиком с песком - 25 кг (при перевозке пиротехнических изделий - 50 кг );

лопатой;

кошмой для тушения локальных очагов.
Для обозначения места вынужденной остановки:

2-мя знаками "Въезд запрещен", диаметром 600 мм .;

2-мя знаками "Объезд препятствия с левой (правой) стороны", диаметром
600 мм;

при перевозке взрывчатых материалов, в соответствии с требованиями
ДНАОП 0.00-1.19-97 "Правила безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом", дополнительно двумя знаками «Остановка запрещена»;

четырьмя передвижными треногами для временной установки знаков, высотой 0.6- 1.5 м;

восемью конусами со светоотражающими полосами (высотой 600 мм,