Файл: Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Безопасность дорожного движения для студентов направления подготовки 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов всех форм обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
77 77
переставлены и установлены временные знаки.
Все дорожные знаки, которые используют для обустройства мест производства работ, должны иметь световозвращающую поверхность и отвечать требованиям действующих норм и стандартов. Рекомендуется применять знаки на один типоразмер больше, чем предусмотрено это стандартом для данной дороги, а дорожные знаки 1.10,
1.12, 1.14, 1.15 и 1.37 должны иметь желтый фон.
Временные дорожные знаки и таблички к ним устанавливают на обочине и разделительной полосе дороги, как правило, на переносных опорах (стойках), на высоте от
2 м до 4 м или на проезжей части на опорах, на барьерах поперечного ограждения на высоте от 0 6 м до 1,5 м . Размещать временные дорожные знаки над проезжей частью дороги не допускается. На приведенных в данной инструкции типовых схемах точкой обозначена вертикальная ось знака.
Расстояние от края временного дорожного знака и светофора к краю проезжей части или действующей ее полосы движения должно быть не менее 1,0 м.
Для поочередного пропуска транспорта различных направлений по однополосному участку, где не обеспечена видимость встречного автотранспорта, могут быть использованы трехсекционные светофоры с вертикальным размещением сигналов типа 1 в исполнении 1.1.1.
Светофоры устанавливают на инвентарных стойках (колонках) на высоте 2,0- 3,0 м от нижней части корпуса до поверхности проезжей части и на расстоянии от проезжей части 0,5…2,0 м.
Размещение дорожных светофоров должно обеспечивать видимость их сигналов на расстоянии не менее 100 м. Предварительно необходимо устанавливать дорожный знак
1.24 "Светофорное регулирование".
При работе светофора должна выполняться следующая последовательность включения сигналов: красный - красный с желтым - зеленый - желтый - красный.
При выполнении работ по содержанию проезжей части дороги, ямочном ремонте покрытия, ремонте швов цементобетонных покрытий, ликвидации деформаций дорожной одежды, устройству поверхностной обработки, применяют типовую схему А.17 (при необходимости со светофорным регулированием согласно 5.4). Проведение работ одновременно с противоположных направлений дороги не допускается.
78 78
Схема А.17 ОБД при работах по ямочному ремонту, поверхностной обработке покрытия
2. Порядок выполнения заданий практического занятия
Преподаватель предоставляет каждому студенту (группе студентов) задачи.
Задача практического занятия
Выполняя роль инженера по безопасности дорожного движения в составе комиссии провести обследование отдельного участка автодороги. При проведении обследования особое внимание обратить на состояние наземных пешеходных переходов, остановок общественного транспорта дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, дорожных ограждений, мест производства дорожных работ. Обследование участка автодороги оформить отчетом в произвольной форме. В отчете указать:
- при обследовании наземных пешеходных переходов - правильность их расположения, необходимость обустройства светофорами, в том числе с вызывающим устройством, наличие и состояние разметки, пешеходных ограждений, устройство мест перехода информационно-указательными знаками, обеспеченность боковой видимости, наличие твердого покрытия для подхода пешеходов от пешеходных дорожек к проезжей части в местах пешеходных переходов, наличие (в городах) искусственного освещения на пешеходных переходах и подходах к ним. Определяют необходимость обустройства нового пешеходного перехода;
- при обследовании остановок общественного транспорта - расположение остановок относительно пересечений, соединений, кривых в плане и профиле, пешеходных переходов, наличие и правильность размещения остановочных павильонов, остановочных и посадочных площадок, их освещения (в городах), обустроенность дорожными знаками, наличие переходно-скоростных полос, состояние покрытия проезжей части в зоне остановок, обеспечение боковой видимости, обустроенность конечных остановок автобусных маршрутов мест для стоянки и разворота туалетами;
- при обследовании дорожных знаков - наличие их в соответствии с утвержденной схемой размещения, оценка состояния дорожных знаков и правильность установки их по высоте и по кромке проезжей части или относительно бровки земляного полотна, видимость и распознаваемость дорожных знаков, в том числе и в темное время суток;
- при обследовании дорожной разметки - наличие и правильность нанесения, необходимость ее восстановления;
- при обследовании дорожных светофоров - наличие в необходимых местах, потребность в дополнительных (дублирующих) светофорах или отдельных секциях, техническое и эксплуатационное состояние, правильность установки, видимость и распознаваемость сигналов (в том числе в солнечную погоду), необходимость в корректировке режимов работы;
- при обследовании дорожных ограждений (для транспорта и пешеходов) - наличие в необходимых местах, правильность установки по высоте и по отношению к бровке земляного полотна, шаг стоек, наличие компенсаторов, правильность выполнения конечных и пролетных соединений, эксплуатационное состояние;
- при обследовании дорог - места, где зеленые насаждения создают помехи движению транспортных средств и пешеходов, ограничивают видимость на перекрестках, пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, затрудняющих видимость и своевременное распознавание дорожных знаков;
- при осмотре городских улиц и дорог - источники повышенного загрязнения проезжей части и тротуаров (отсутствие грязеулавливающих колодцев на выездах со строительных площадок, примыкающих к проезжей части, разрушение бордюров и подпорных стенок, засорение водостоков и др.)
- при обследовании мест производства дорожных работ - наличие и правильность
79 79
установки ограждений и дорожных знаков, обустроенность объездов.
Перечень отдельных участков улиц и дорог для проведения обследования :
1. Участок дороги: Донецкое шоссе (ул. Тихомирова) - ул. Третьякевича.
2. Участок дороги: ул. Третьякевича - ул. Лесоповальная.
3. Участок дороги: Донецкое шоссе (направление в сторону Донецка) - от остановки общественного транспорта ДонНАСА к путепроводу (начало
Макеевского шоссе)
4. Участок дороги: Донецкое шоссе (направление в сторону Макеевки) - от путепровода (начало Макеевского шоссе) до остановки общественного транспорта ДонНАСА.
5. Перекресток "Чайкинское кольцо»: Донецкое шоссе - ул. Автотранспортная - ул. Антропова
6. Участок дороги: полосы движения (20м длины) между остановками общественного транспорта ДонНАСА - пешеходный переход.
Перечень вопросов
для контроля знаний студентов при подготовке к практическим занятиям.
1. Классификация автомобильных дорог.
2. Типы дорожных знаков
3. Назначение дорожной разметки.
4. Виды и назначение обследований автомобильных дорог.
5. Основания для разработки мероприятий по безопасности дорожного движения по результатам обследования.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Тема «Безопасность движения при перевозке пассажиров, грузов»
Ключевые слова и понятия: дорожное движение, безопасность дорожного движения, Закон ДНР "О дорожном движении", ДТП, стандарт (ГОСТ), инструктаж, автодорога, нерегулярные пассажирские перевозки, опасный груз, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, страхование, медицинский осмотр водителя, техническое состояние транспортных средств, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств
Цель работы: приобрести навыки по осуществлению мер по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов, а именно проверки технического состояния транспортных средств, проведения инструктажей с водителями.
В результате выполнения практической работы, подготовки и защиты отчета студенты должны:
- знать:
- основные требования безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, грузов;
- виды, методы проверки технического состояния транспортных средств;
- требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, и обеспечение безопасности нерегулярных пассажирских перевозок;
- правила перевозки пассажиров и детей.
- уметь:
- осуществлять контроль технического состояния транспортных средств;
- проводить инструктажи с водителями, осуществляющими нерегулярные пассажирские перевозки, перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
- разрабатывать мероприятия по обеспечению безопасности дорожного
80 80
движения при перевозке пассажиров, грузов.
План выполнения практического занятия
1. Ознакомиться с теоретической частью практического занятия.
2. Выполнить задание по варианту.
3. Ответить на контрольные вопросы.
1. Краткие теоретические сведения.
1.1. Обеспечение надлежащего технического состояния транспортных средств
Одним из факторов обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов является надлежащее техническое состояние транспортных средств.
Для обеспечения этого направления работники службы безопасности дорожного движения имеет право:
- требовать от должностных лиц соответствующего уровня и водителей письменных объяснений и других материалов о нарушении правил, норм и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения;
- запрещать эксплуатацию транспортных средств, если их техническое состояние угрожает безопасности дорожного движения, жизни и здоровью людей. Инженер по безопасности дорожного движения должен владеть методикой проверки технического состояния транспортных средств, особенно тех, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов (в т. ч. опасных, тяжеловесных и крупногабаритных).
Техническое состояние и оборудование ДТС, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (в т. ч. опасных, тяжеловесных и крупногабаритных), должны соответствовать требованиям Закона ДНР
"О дорожном движении"
,
Правилам дорожного движения
(разд. 31), ДСТУ 3649-2010 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности и методы контроля», виду перевозок, объему и характеру груза, установленным требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды, инструкциям заводов-производителей
ДТС и другой нормативно-технической документации. Перевозчик должен иметь на каждое ДТС сертификат соответствия.
Исправное техническое состояние ДТС перевозчик должен обеспечить путем своевременного проведения технического обслуживания и ремонта в соответствии с
Положением о техническом обслуживании и ремонте ДТС автомобильного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 № 102. В случае отсутствия материальной базы эти работы могут выполняться на договорных условиях с другими перевозчиками или организациями (СТО, диагностические центры и т.п.), которые имеют необходимую материально-техническую базу.
1.1.1 Виды и объемы проверки технического состояния КТС
Перевозчик относительно КТС, которые допускаются к движению, обеспечивает выполнение следующих видов проверок:
ежесменная проверка КТС всех категорий;
ежеквартальная проверка пассажирских КТС;
полугодовая проверка грузовых КТС.
Ежесменно на всех КТС проверяют:
- соответствие функционирования составляющих и систем согласно требованиям раздела 31 Правил дорожного движения;
- техническое состояние КТС согласно его эксплуатационной документации.
Отсутствие эксплуатационной документации не освобождает перевозчика от выполнения проверки технического состояния КТС.
Ежеквартально пассажирские, а каждые полгода грузовые КТС проверяют на
81 81
укомплектованность составляющими, системами согласно Перечню составляющих, систем КТС, которые проверяют перевозчики, приведенным в приложении 1, а также о внесении в конструкцию и комплектность КТС самовольных изменений, размещения посторонних предметов, ограничивающих обзор с рабочего места водителя.
1.2. Методы проверки
Ежесменно осмотром и испытаниями КТС в соответствии с настоящей главой проверяют согласно требованиям эксплуатационной документации производителя.
Проверку выполняет водитель в начале рабочей смены, а в длительных рейсах без возврата на место базирования - один раз в сутки или при изменении водителей на маршруте. Техническое состояние водитель проверяет, в частности, органами чувств, средствами сигнализации (индикации), встроенными в КТС.
Проверка тормозных систем
На КТС с гидравлическим (гидропневматическим) приводом тормозных механизмов проверяют соответствие уровня тормозной жидкости в резервуарах тормозных цилиндров, гидропневмоусилителей приводов, а также выявляют возможное подтекание тормозной жидкости.
Тормозная система КТС с пневматическим приводом должна функционировать без ощутимой (на слух) утечки воздуха как в случае полностью нажатой педали привода тормозных механизмов, так и в свободном ее положении.
Педаль рабочей тормозной системы должна иметь противоскользящее покрытие или другое противоскользящее исполнение. При нажатии на педаль не должно быть ее бокового смещения. Педаль должна свободно возвращаться в исходное положение. В течение всего хода педаль привода тормозных механизмов должна оказывать упругое сопротивление, не иметь "провалов" и задержки в движении.
Устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системой должно быть в рабочем состоянии.
После включения электросети проверяют исправность сигнализации бортовых средств контроля тормозных систем, сигнализации о предельном износе тормозных накладок, сигнализации антиблокировочной (далее - АБС), противобуксовочной и других активных систем безопасности КТС и движения, которыми предусмотрено контролировать исправность сигнализации. После пуска двигателя проверяют исправность манометров пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов.
Встроенные системы сигнализации должны сигнализировать об исправном техническом состоянии составных частей тормозной системы.
Одноразовым (резким) нажатием на педаль до упора и полной остановки КТС проверяют рабочую тормозную систему в режиме экстренного торможения на сухой горизонтальном участке с твердым дорожным покрытием. Начальная скорость торможения - 20 ... 40 км / ч.
Движение КТС в процессе торможения должно быть без чрезмерного заноса, с устоявшимся замедлением. Следы взаимодействия каждого колеса с дорогой до торможения и в процессе торможения (например, в случае блокировки тормозных механизмов) должны быть прямолинейные (допуск отклонения 5 см на длине 1 м) и одинаковой длины (допуск отклонения 10 см).
Во время испытаний разблокируют дифференциальные механизмы трансмиссии, а непосредственно перед началом торможения отключают от нее двигатель. Траекторию движения КТС в процессе торможения не корректируют (удерживают рулевое колесо от поворота, если это не вызывает опасных обстоятельств). Если такая корректировка была выполнена, испытания повторяют.
Если КТС оснащен АБС, на опорной поверхности не должно быть следов от взаимодействия с заблокированными колесами, отклонения КТС от прямолинейной траектории движения (допуск отклонения 5 см на длине 1 м).
Проверяют рабочую тормозную систему в режиме служебного (спокойного)
82 82
торможения. Действие рабочей тормозной системы должно быть регулируемым: с плавным увеличением / уменьшением усилия нажатия на педаль привода тормозной системы интенсивность замедления КТС должна соответственно плавно увеличиваться / уменьшаться.
Проверяют работоспособность моторного замедлителя, тормозной системы длительного действия ("ретарда"), а также запасной тормозной системы, если КТС имеет орган управления ею. В случае приведения в действие каждой из этих систем на скорости
20-40 км/ч КТС должен плавно замедляться. Двигатель должен выключаться с включением моторного замедлителя во время холостого хода двигателя.
Проверяют работоспособность стояночной тормозной системы. Орган управления должен надежно фиксироваться и держаться в зафиксированном состоянии.
Эффективность действия тормозной системы проверяют попыткой приведения КТС в движение на низких частотах вращения двигателя, - двигатель должен выключиться из работы, а КТС не двинуться с места.
Проверяют тормозную систему прицепных КТС. Разъемные соединения гидропневмоэлектровыводов должны быть надежно зафиксированы.
Гидропневмосоединения должны быть надежно уплотнены. Разъемы пневмосоединений должны приводить к самоторможению прицепа / полуприцепа. Тормозные системы с гидроприводом должны включать тормозные механизмы синхронно или с нормированным опережением включения в работу тормозных механизмов тягача. Прицепы, тормозные механизмы которых начинают действовать позже тягача, не допускаются к эксплуатации как опасные для движения.
Проверяют испытанием действие клапанов выпуска конденсата, а также наличие рабочей жидкости противообледенительных устройств, наличие ресурса влагопоглотителей с абсорбентами, засоренность фильтров - отделителей влаги в осенне- зимний период эксплуатации.
Проверка рулевого управления
Поворотом рулевого колеса на максимальный угол в каждую сторону проверяют на плавность изменения усилия недвижимого КТС с двигателем во время холостого хода, отсутствие посторонних звуков и силовых препятствий против поворота руля.
Проверяют отсутствие самовольного поворота руля с усилителем рулевого усилия недвижимого КТС при условии, что двигатель работает. После принудительного поворота руля, повлекшего поворот колес недвижимого КТС, и освобождения от приложенного усилия не допускается его самопроизвольный обратный поворот.
На КТС с гидро-, пневмо-, электроусилителем действия механизма управления проверяют соответственно уровень рабочей жидкости в резервуаре усилителя, исправность сигнализации (при наличии). Подтеки рабочей жидкости, утечки сжатого воздуха, неисправности в системе сигнализации усилителя не допускаются.
Проверяют соответствие усилия натяжения приводного ремня и шумность работы привода насоса усилителя управления.
Проверяют работоспособность устройств фиксации положения рулевой колонки регулируемого положения испытанием с действием на колонку знакопеременными усилиями руки, которые прикладывают к ободу руля перпендикулярно и параллельно оси рулевой колонки. Значительные на ощупь смещения зафиксированной колонки не допускаются.
Проверяют испытанием на месте и / или во время движения работоспособность рулевых приводов передней и других управляемых осей автомобиля-тягача, а также рулевых приводов управляемых осей прицепа автопоезда, сочлененного автобуса.
Проверяют испытанием блокировки механизмов самоустановлення колес прицепов
/ полуприцепов после окончания поворота и соответствующую сигнализацию после достижения скорости согласно эксплуатационной документации КТС.
В указанных случаях разрабатывают технологический процесс проверки, привлекая