Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Маркетинговые исследования как инструмент анализа внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Политические факторы:

  • смена правительства или президента;
  • возникновение вооруженных конфликтов;
  • нагнетание национальной напряженности.

2. Экономические факторы:

  • рост или снижение темпов инфляции;
  • падение уровня доходов населения;
  • изменение цен.

3. Социальные факторы:

  • снижение или повышение уровня образования;
  • рост популярности здорового образа жизни;
  • изменение отношения к корпоративным ценностям.

4. Технологические факторы:

  • ускорение и развитие научно-технического прогресса;
  • разработка и внедрение новых технологий.

Методика PEST- анализа предполагает выполнение следующих этапов:

1. Выделяются факторы, определяющие состояние внешней среды организации.

2. Факторы заносятся в таблицу отдельно по каждой составляющей внешней среды.

3. Факторы анализируются, и определяется настоящее состояние каждого фактора и тенденции его изменения.

4. Оценивается характер влияния факторов на деятельность организации (отрицательное или положительное).

5. Оценивается степень влияния факторов на деятельность организации по шкале от -5 (крайне отрицательное влияние) до +5 (крайне положительное влияние).

6. Определяется суммарное влияние на организацию всех факторов внешней среды с учетом характера их влияния.

7. Разрабатывается план ответных мер (возможных действий организации по ослаблению или предотвращению отрицательного воздействия на ее конкурентные позиции угроз и использованию открывающихся благоприятных возможностей).

8. Проводится оценка степени влияния на деятельность организации каждого из факторов при условии, что организация соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения (шкала -5 до +5).

9. Определяется сила и направленность суммарного влияния на организацию факторов внешней среды при условии, что организация соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения.

10. Выясняется, не появились ли новые факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность организации, и возвращаются к первому этапу.

Результаты анализа могут быть представлены в виде таблицы (таб. 1.6)

Таблица 1.6

Обобщение результатов PEST – анализа[24]

Факторы внешней среды

Состояние фактора

Тенденция фактора

Характер влияния

Степень влияния (-5) – (+5)

Возможные действия организации

Степень влияния после принятия мер (-5) – (+5)

Политические

Экономические

Социальные

Технологические


Анализ по методике PEST должен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от специфики сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды. Однако даже если в соответствии с прогнозом тенденция изменения факторов сохранится, не всегда можно достаточно точно оценить ее влияние на организацию.

Ключевое отличие PEST-анализа от SWOT-анализа состоит в том, что он не рассматривает внутреннюю среду предприятия. Кроме того, PEST-анализ сосредотачивается только на элементах внешней макросреды, в то время когда при SWOT-анализе рассматривается и внешняя микросреда[25].

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, для того, чтобы организация оставалась конкурентоспособной на современном рынке, ей нужно обладать актуальной информацией о внешней среде. Возможности организации зависят от предоставляемых внешней средой условиях деятельности. Они проявляются как в сильных сторонах организации, так и в слабых. Анализ сильных и слабых сторон организации дает возможность расти и развиваться, избегать неблагоприятного исхода событий.

Для того чтобы обладать актуальной информацией необходимо проводить маркетинговые исследования, осуществлять стратегическое планирование. Для этих целей используются SWOT- и PEST-анализы. Они помогут оценить состояние внутренней среды организации, внешней макро- и микросреды. Оценить слабые и сильные стороны, а также возможности и угрозы. Оценить макроэкономические, политические, социальные и технологические факторы, влияющие на компанию. Эти анализы дополняют друг друга и в совокупности помогают более глубоко изучить вопрос.

2 Анализ внутренней и внешней среды на примере организации

2.1 Анализ внешней и внутренней среды организации

Рассмотрим анализ внешней и внутренней среды на примере ООО Юридическая Компания «Нигматуллин и Партнеры». Начнем с исследования факторов макросреды. Обобщенное влияние факторов макросреды на компанию с помощью PEST-анализа представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Влияние факторов макросреды на юридическую компанию «НиП»[26]


Фактор макросреды

Результат анализа

Политическая среда

Политическая ситуация в стране характеризуется как стабильная. Но количество принятых законов увеличивается с каждым годом. Для юридической компании данная ситуация только на пользу, так как зачастую возникают споры по разногласиям в законах. Что касается непосредственного влияния на компанию, то государство использует различные меры поддержки для бизнеса. В стране растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Экономическая среда

Экономический кризис сказывается на финансовом состоянии компании. В 2017 году по сравнению с 2016 годом прибыль компании упала на 23%. Выросла дебиторская задолженность на 23,6%, так как клиенты задерживают оплаты, либо не платят вообще. Также из-за экономического состояния страны клиенты вынуждены экономить, поэтому падает средний чек.

Социальная среда

В 2017 и в 2018 году в компанию пришли два молодых специалиста, которые развивают новые технологии и современные методы работы. Но в компании еще остались не заполненные рабочие места, что связано с недостатком высококвалифицированных специалистов в Ростове-на-Дону.

Технологическая среда

С каждым годом совершенствуются технологии, которые способствуют повышению производительности труда, улучшению качества услуг, упрощению работы. Например, программа XSUD,FreshDoc, сайт Мой арбитр (https://my.arbitr.ru) позволяет подавать документы в арбитражный суд в электронном виде.

На основании PEST- анализа можно сделать вывод, что на юридическую компанию негативно влияет экономический кризис, так как увеличилась дебиторская задолженность, клиенты просят подождать с оплатой. Если ввести антикризисные меры, то возможно этого избежать, например, работать на данном этапе только по предоплате. Позитивно влияет технологический прогресс, так как появляются различные научно-технические новшества, например, программные обеспечения для упрощения работы, их необходимо внедрять для роста компании. Также регулировать кадровую политику с учетом текущих социальных тенденций.

Таблица 2.2

Обобщение результатов PEST – анализа[27]

Факторы макросреды

Состояние фактора

Тенденция фактора

Возможные действия организации

Политические

стабильное

нейтральная

Своевременно подстраиваться под изменения законодательства. Проводить регулярный мониторинг изменений в законодательстве и применять их в профессиональной среде, устраивать маркетинговые акции под изменения закона.

Экономические

не стабильное

негативная

Ввести в стратегию организации антикризисные меры, работать по предоплате для сокращения дебиторской задолженности.

Социальные

стабильное

нейтральная

Разработать кадровую политику с учетом нехватки высокопрофессиональных кадров в компании и набирать в команду молодых специалистов с возможностью дальнейшего роста, обучения и развития.

Технологические

стабильное

позитивная

Внедрять в компанию современные технологии и программы работы, которые упрощают бизнес-процессы, позволяют стать эффективнее.


Продолжим анализ внешней микросреды компании, в нее входят клиенты, партнеры, конкуренты. Исследуем клиентскую базу за 2016 и 2017 года, сегменты рынка клиентов и количественные изменения (таб. 2.3).

В 2017 году количество клиентов организации возросло до 27 компаний, увеличилось на 4 единицы (14,8%). В 2017 году количество клиентов из сегментов ЖКХ и услуг B2B, В2С увеличилось, также добавился один новый сегмент - строительство, количество садовых товариществ сократилось. По итогам процентного соотношения сегментов рынка клиентов наибольшее количество компаний из сферы ЖКХ и садоводческих товариществ. В стратегических перспективах компании сокращение количества клиентов из данных сегментов и увеличение клиентов из сегментов услуг B2B, В2С, строительства, недвижимости и торговли.

Таблица 2.3

Клиентская база за 2016 и 2017 года юридической компании
«Нигматуллин и Партнеры»[28]

2016

2017

Сегмент рынка

Кол-во клиентов

%

Сегмент рынка

Кол-во клиентов

%

ЖКХ

9

39,13

ЖКХ

12

44,4

Садоводческие товарищества

9

39,13

Садоводческие товарищества

7

25,9

Услуги B2B, В2С

3

13,04

Услуги B2B, В2С

5

18,5

Недвижимость

1

4,35

Недвижимость

1

3,7

Оптовая и розничная торговля

1

4,35

Оптовая и розничная торговля

1

3,7

Строительство

0

0

Строительство

1

3,7

Итого

23

100

Итого

27

100

Далее проведем анализ партнеров компании (таб. 2.4).

Таблица 2.4

Партнеры юридической компании «Нигматуллин и Партнеры»[29]

Организация/физ. лицо

Род деятельности

Партнер 1

Исполнительное производство

Партнер 2

Исполнительное производство

Партнер 3

Регистрация и ликвидация компаний

Партнер 4

Работа с садоводческими товариществами

Партнер 5

Сделки с недвижимостью

Партнер 6

Сделки с недвижимостью


Юридическая компания «Нигматуллин и Партнеры» специализируется на оказании услуг для юридических лиц и охватывает области права связанные с бизнесом, а для других областей права у компании есть партнеры, не находящиеся в штате юристы или компании. Или если услуга узкоспециализирована, как например сделки с недвижимостью, регистрация и ликвидация компаний, исполнительное производство, у компании есть помощники - партнеры, которые берут на себя часть заявок. Когда в компанию поступает заявка из этих областей права или требуется помощь партнеров, то дело передается.

Чтобы понять конкурентоспособность компании на рынке необходимо провести анализ конкурентов компании. Основными конкурентами являются компании, которые тоже специализируются на оказании услуг для бизнеса. Система оценки каждого критерия от 1 до 5 выставляется на основании экспертного заключения маркетолога компании (таб. 2.5).

Таблица 2.5

Анализ конкурентов юридической компании

«Нигматуллин и Партнеры»[30]

Критерий оценки

Юридическая компания «Нигматуллин и Партнеры»

Юридическая компания «Хорс»

Юридическая фирма «Ваш консультант»

Адвокатское бюро «Михайленко и Партнеры»

Качество услуг

5

5

5

5

Ассортимент услуг

5

4

3

5

Известность бренда

4

4

4

5

Ценовая политика

4

4

4

5

Маркетинговая политика

3

5

3

5

Квалификация персонала

4

5

4

5

Месторасположение офиса

5

4

3

4

Итоговый балл

30

31

26

34

Юридическая компания «Нигматуллин и Партнеры» по итогам анализа конкурентов набрала 30 баллов, т.е. заняла 3-е место из 4-х. В сравнении с конкурентами компании нужно улучшать маркетинговую политику, что, безусловно, повлияет на известность бренда и ценовую политику. А также увеличивать количество персонала и повышать его квалификацию.