Файл: Создание предметноразвивающей среды в начальной школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Брянский профессионально-педагогический колледж»

Наименование процесса: Организация учебного процесса

Условное обозначение: ОП-05

Соответствует ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р 52614.2-2006 (4.1, 4.2.3, 4.2.4, 5.5.3, 5.6.2, 7.3, 8.2.3, 8.4, 8.5)

Редакция № 1

Изменение № 0


Лист из

Экз. №






КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме:

«Создание предметно-развивающей среды в начальной школе»
МДК.04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы

учителя начальных классов
профессионального модуля

ПМ. 04 Методическое обеспечение образовательного процесса
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

БППК. КР. 0000.ПЗ
Студентки группы 4НК2-19

Кочергиной Валерии Олеговны

Оценка выполнения и защиты курсовой работы ________________

Руководитель: Морозова В.С.


Брянск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..................................3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………5

1.1 Определение понятия «предметно-развивающая среда»…………………….……………………………………………………………5

1.2 Характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе.……………………………………………..…………………………..……..10

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………..15

2.1 Требования, предъявляемые к предметно-развивающей среде в начальной школе………………………………………………………………………..…….…15

2.2. Разработка модели предметно-развивающей среды для начальной школы……………………………………………………………………………..…19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….23




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..…25

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….………….28




ВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете.

Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды: Платоном, Г. Песталоцци, Ф. Дистервергом, Я. Каменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстым, В. Я. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгером, В. А. Сластениным, С. А. Козловой, Н. А. Сорокиным, В. А. Ясвиным и др.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

Цель исследования: изучение теоретической и методической литературы по проблеме создание предметно-развивающей среды в начальной школе.

Объект исследования: предметно-развивающая среда в начальной школе.

Предмет исследования: проблема создания в кабинете начальных классов предметно-развивающей среды.

Задачи исследования:

1.Изучить методическую литературу по проблеме «Создание предметно-развивающей среды в начальной школе».

2.Раскрыть понятия «развивающая среда», «предметно-развивающая среда».

3.Рассмотреть характеристику предметно-развивающей среды в начальной школе.



4.Изучить требования к созданию предметно-развивающей среды для начальной школы.

5.Разработать модель предметно-развивающей среды для начальной школы.

Методы исследования:

1.Метод изучения теоретической и методической литературы;

2.Метод анализа и обобщения;

3.Метод отбора методической литературы для разработки макета предметно-развивающей среды;

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть полезны учителям начальных классов и студентам, обучающимся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



    1. Определение понятия «предметно-развивающая среда»

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в образовательном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселова дает следующие определение среды:

«Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка»[8, с.64].

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса»[20, с.365].

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка[20, с.365].

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития[20, с.365]. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального
физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание. Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества. Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка - «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества»[1, с. 365]. Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.

Например, бытового или художественного характера – мыло необходимо для мытья, а карандаш – для рисования. Аналогично – для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все – он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей[11, с. 256].

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.


Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, - ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.

Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а следовательно, воспитывает эстетически и этически.

Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, - все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы ребенок активно двигался[1, с. 365].

И поэтому, среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития[8, с. 64].

Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, философов, экологов, психологов, и других специалистов.

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие»[9, с. 37].

Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение[19, с. 548].