Файл: Создание предметноразвивающей среды в начальной школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка качества обустройства кабинета как дидактического ресурса должна отражать структуру учебного успеха ученика (знаю, могу, хочу, умею). Учебный кабинет как ресурс должен:

• содержать информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность знать);

• быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиологических и психических возможностей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности составляют его могу);

• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов).

• быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь)[19, с. 546];

Сопоставление совокупности профессиональных компетенций учителя начальной школы с вышеперечисленными критериями качества обустройства кабинетов выявляют конкретные компетенции, владение которыми обеспечивает высокое качество кабинета как дидактического ресурса личностно-ориентированного развивающего образовательного процесса. Так, недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности учителя проявится в том, что среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые отражают индивидуальный стиль деятельности учителя, но не будут предоставлять возможности для реализации индивидуального стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень компетентности в области валеологии образовательного процесса «гарантирует» его ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением, осанкой, вплоть до дидактогенных заболеваний. Проанализировать ресурсы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сформулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, получить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным целям — эти умения и навыки характеризуют управленческую компетентность учителя, который сознательно управляет своим кабинетом, а не просто выполняет «распоряжения сверху».


Учителя начальных классов желательно освоить технологии педагогического анализа ресурсов и условий образовательного процесса по обустройству классных комнат; изучить рекомендации по оснащению кабинета в соответствии с системой характеристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика начальной школы; сформировать содержание паспорта учебного кабинета по специально разработанной форме, позволяющей учитывать качество обустройства по различным критериям, в том числе по принципам систематизации дидактического сопровождения образовательного процесса[16, с. 320].

Кабинет, именно Кабинет с большой буквы, позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками. Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя. Именно поэтому кабинет является одной из важных составляющих образовательного процесса.

Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят:

1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, дидактические материалы:

• карточки для самостоятельных и групповых занятий;

• набор заданий контрольных работ в нескольких вариантах;

• карточки индивидуальных заданий;

• творческие работы учащихся;

2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников:

· учебно-методические комплекты;

· дополнительная литература по предмету;

· словари и т. д;

3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, применяемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.

Кроме того, желательно создать картотеку учебного оборудования, наглядных пособий для изучения каждой темы программы; картотеку с заданиями для осуществления дифференцированного подхода при обучении, организации самостоятельных работ и проведения контрольных работ

Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер



Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две группы: научно-методические и технические.

2.2. Разработка модели предметно-развивающей среды для начальной школы

Нами была разработана модель предметно-развивающей среды для начальной школы. Мы рассмотрели и описали основных 5 зон:

  1. Учебная зона

  2. Зона учителя

  3. Информационная зона

  4. Игровая зона

  5. Санитарно-гигиеническая зона

Рассмотрим каждую зону подробно.

Учебная зона:

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств

Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок с использованием мела - темно-зеленый, для дверей, оконных рам — белый.

Все учебные кабинеты должны иметь естественное левостороннее освещение.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами с длиной не ниже уровня подоконника. Запрещается загромождение световых проемов оборудованием, комнатными растениями или другими предметами.

Посередине кабинеты располагаются парты и стулья для учеников.

Передняя стена класса оснащена магнитно-маркерной доской, интерактивной доской, классной доской и осветительными приборами.

Зона учителя:

Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.

Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов.


На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, сканер ,принтер) необходимо иметь учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм.

Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов.

Информационная зона:

На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам - русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.

На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией и классный уголок.

Игровая зона:

В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей.

Занятия в игровой зоне способствует тренировки подвижности ,создает положительный настрой, снимает напряжение.

Санитарно-гигиеническая зона:

Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.

Заключение

В процессе исследования проблемы создания предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов были рассмотрены понятия «развивающая среда», «предметно-развивающая среда», характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе, а также были раскрыты требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

Важным составляющим успешного обучения младших школьников является создание активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младшего школьника и сохранение и укрепление его здоровья.

Создавая предметно-развивающую среду в школе, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


Работая по созданию учебной и развивающей среды, большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно - воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

Также нами была разработана модель предметно-развивающей среды для начальной школы. В ней мы описали 5 основных зон:

  1. Учебная зона

  2. Зона учителя

  3. Информационная зона

  4. Игровая зона

  5. Санитарно-гигиеническая зона

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувства радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

Список использованных источников

  1. Анохина.Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду Л.И.Божович.-М.:Смысл, 2018.-365 с.

  2. Баталыгина, Е. В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников [Текст] /Е. В. Баталыгина //Начальная школа плюс До и после, 2020, № 7. - С. 57-60.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М., 2019. - 310 с.

  4. Ефимова, И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности [Текст] /И. Н. Ефимова //Начальная школа: плюс минус, 2022, № 1. - С. 26-33.

  5. Заика, Ю. Р. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности [Текст] /Ю. Р. Заика //Начальная школа плюс До и После, 2022, № 2. - С. 3-10.

  6. Канарская.О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. СПб., 2018.-257 с.

  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2018. Стр. 7 -12.

  8. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах учебно-воспитательных комплексах.- М.: Центр инновации в педагогике, 2019.- 64 с.

  9. Организация жизни и культура воспитания детей раннего возраста: практ. пособие / Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М., 2019.

  10. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инстрауктивно-методическое обеспечение содержание образование в Москве [Текст] /Отв. редактор Курнешова. Л.Е.-М.: Центр «Школьная книга», 2018-109 с.

  11. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Л.А.Першина.- М.: Академический проект; Альма Мастер, 2018.- 256 с.

  12. Положение об учебном кабинете начальных классов в условиях введения ФГОС НОО. "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178 02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ.

  13. Рыбак, Е. В. Эмоционально-насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников: Дис.. канд. пед. наук / Е. В. Рыбак Архангельск, 2019 - 158 с.

  14. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены постановлением главного государственного врача РФ от 29.15.2018 №189, 2018- 5-51 с.

  15. Свирская.Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений/ Л.В.Свирская.-С.Пб.: Образовательные проекты; М.: Линка-Пресс,2018-144с.

  16. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учеб. пособие для стед. Учреждений сред. Проф. Образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, Т,Н.Щербакова и д.р]; под.ред. В.П,Сергеевой.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2020.- 320с.

  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.-3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2021.-47с.

  18. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для ВУЗов Д.Б Эльконин.- М.: Владос 2020.- 360 с.

  19. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. -- 2019. -- №5. -- С. 545-548.

  20. Ясвин В.А. Я 804 Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -- М.: Смысл, 2018. -- 365 с.