Файл: Создание предметноразвивающей среды в начальной школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


О воспитательных возможностях среды для подрастающего поколения писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский. Как подчеркивал А.С. Макаренко, воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом». Новаторским явлением стал опыт работы «Школы под голубым небом» В.А. Сухомлинского, в которой использовался воспитательный потенциал природной среды (обучение на природе).

В 80-е гг. 20 в. активно изучалось взаимодействие среды (А.Т. Куракин, М.В. Новиков, В.Я. Асвин). Стал использоваться термин «образовательная среда», была разработана теоретическая модель содержания образования (В.И. Слободчиков 1997), стержнем которой является образовательная среда. Модель представляет собой систему «человек – образовательная среда-мир – предметные формы – искусство – общество). Описанные основные характеристики образовательной среды (Н.Б. Крылова, Ю.С. Мануйлов, 2001)[10, с. 109].

Автор диссертационного исследования Е.В. Рыбак, рассматривает образовательную среду как зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов, как особое личностное пространство познания и развития. В работе теоретически обосновано необходимость создания развивающей среды. Она базируется на концептуальных положениях о роли социокультурно – образовательной среды воспитании человека (Т.С. Буторина, Б.С. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Р.В. Авчарова), о природо – и культуросообразности народности (Г.Н. Волков, З.И. Васильева, Т.Д. Ушинский); системоформирующих средовых факторах управления нервно-психическим развитием (А.В. Пятков); развитие эмоционального мира личности (В.В. Лебедянский); на идеи гуманизации образования (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец).

Средоориентированное образование (воспитание, обучение), считает Е.В. Рыбак предполагает научное осмысление системы терминов: предметная, культурная, духовная и духовно-материальная, природная, информационная, внешняя и внутренняя, развивающая, социокультурная, эмоциональная, комфортная[13, с. 158].

Относительно сферы воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». Л.В. Свирская понятие «предметно-развивающая среда» предполагает классифицировать как духовную, материальную, предметную[15, с. 144].

В курсе «Педагогика» - предусмотрено ознакомление с разными аспектами терминов «среда» и «развивающая среда». Среда рассматривается как межпредметное понятие важнейшее для педагогики, как фактор развития личности ребенка в узком и широком смысле этого слова (микро -, мезо - и мазофактуры). Социокультурная среда раскрывается как фактор сдерживающий или наоборот активизирующий процесс развития ребенка (благоприятная, тепличная, враждебная, агрессивная, нейтральная среда. При этом подчеркивается роль взрослого в фильтрации вредных воздействий среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно (С.А. Козлова, Т.А. Куликова)[7, с. 11].


    1. Характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно - развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками. Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка - это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка[12, с. 74].Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

  • многофункциональность помещений;

  • рациональность использования пространства;

  • взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

  • целесообразность озеленения интерьера.

Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.



Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют специально организованные зоны: учебная, игровая, природная[2, с. 57].

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры-исследования, творческого моделирования и конструирования [4, с. 29]. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

В начальной школе создают в богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. В предметно-пространственную среду каждого класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленые уголки, где дети наблюдают и ухаживают за растениями.

Обучение в начальной школе проходит в отдельном здании, уроки проводятся в одном помещении, такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся «под рукой» учителя[5, с. 6].

Современный кабинет начальной школы — это «визитная карточка» учителя начальных классов, это пространство, которое требует особого подхода к оформлению и оснащению для «проживания» учителя и младших школьников, их развития, творчества, индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Учителю начальных классов приходится вникать во все события класса, следить за взаимоотношениями в нем, использовать демократический стиль общения с детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении и доверии, формировать доброжелательные отношения между участниками образовательного процесса, помнить о соблюдении такта и педагогической этики. То есть в классе должна быть создана творческая развивающая среда.

Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.


Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.

Компоненты развивающей среды:

Социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный.

Социальный компонент творческой образовательной среды– это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса.

Социальный компонент творческой среды может включать в себя:

- эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится;

-высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»;

-уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни;

-человеческие связи и взаимоотношения, складывающиеся у детей при взаимодействии с учреждениями культуры (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), клубами по интересам, досуговыми центрами, расположенными в городе;-опыт взаимопомощи и совместной работы, складывающийся у детей при реализации совместных образовательных и социально-образовательных проектов.Отражение в оборудовании кабинета этого компонента могут стать зона отдыха, классная библиотечка.

Таким образом, важным составляющим успешного обучения младших школьников является создание активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младшего школьника и сохранение и укрепление его здоровья.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




    1. Требования, предъявляемые к предметно-развивающей среде в начальной школе


Специфика оформления кабинета начальной школы основана на особенностях работы учителя, преподающего практически все учебные предметы, за исключением физической культуры, музыки, иногда ИЗО и технологии, а также заключается в особенностях восприятия учебного материала младшими школьниками[6, с. 257].

Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах – телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей.

Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя начальной школы — это важный предмет разработки и исследования современной концептуальной педагогики. Успешность любого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко управленец представляет себе цели своей деятельности. Как учитель формулирует свои цели в процессе управления кабинетом? Чем для него является кабинет: местом трансляции обязательных ЗУНов или пространством педагогического общения? В конечном счете все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: чьи интересы должен учитывать и обеспечивать учитель в своей деятельности по управлению учебным кабинетом?

Практика показывает, что вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Часто учитель грамотно, правильными словами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной работы и в процессе внутришкольного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует, насколько удобно в нем преподавать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться[3, с. 310].

В одном из исследований было выявлено, что до 30 % учителей начальной школы, организуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предметной дидактики начальной школы.

Кабинет должен помогать помогает реализовать цели:

  • Образовательную. Наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий.

  • Развивающую.

  • Воспитывающую. Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы.