Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Долгая Наталья Константиновна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста
Выполнил:
слушатель Долгая Наталья Константиновна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Пермь – 2020
Задание 1
Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.
Методическое обеспечение: Приложение 1.
Задание: Пользуясь приложением №1 во вкладке «Приложения к модулю 3», либо любым другим источником в интернете, сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | На первых порах в основе самосознания юноши лежат суждения о нем других - взрослых, коллектива, товарищей. Юноша словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку юноша еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей Ключевым этапом в развитии самосознания является юность. В этот период интенсивно развиваются представления о себе, способность к рефлексии, происходит обособление самооценки от оценок окружающих.наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего Я для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя. |
Противоречива. На основе суждений взрослых | Я-концепция возникает в юношеском возрасте в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебания и изменениям психическое приобретение.. высокая самооценка - свидетельство того, что человек уважает себя, положительно относится к себе, низкая - неудовлетворенности собой, отрицательной оценки собственной личности. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности — их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются также и их суждения относительно своих недостатков. |
На основе отдельных поступков | у юношей чаще преобладала завышенная самооценка. Юноши более уверены в себе, чаще опираются на собственное мнение при принятии решений, уверены в своей способности производить на окружающих благоприятное впечатление, больше уважают себя. |
Выводы: Самооценка является одной из самых важных социально-психологических характеристик личности в юношеском возрасте. Именно в этот период человек начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. Постепенное формирование своей «Я-концепции» способствует дальнейшему построению самооценки молодого человека. В юношеском возрасте формирование адекватной самооценки - одна из важнейших задач, так как обе крайности - и заниженная, и завышенная самооценка - ведут к серьезным внутренним и межличностным конфликтам. А так же в юношеском возрасте, характеризующемся формированием внутренней позиции, жизненных планов, определения своего места в жизни, активно развиваются такие психологические аспекты, как самооценка, стремление к достижениям, осознанная саморегуляция, которые тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
Задание 2
Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.
Методическое обеспечение: Приложение 2.
Задание: Пользуясь приложением №2 во вкладке «Приложения к модулю 3», охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б. Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».
Возрастная периодизация – психическое развитие человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются ситуацией развития, ведущим видом деятельности и определенными новообразованиями.
Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, в которой происходит психическое развитие человека.
Ведущий вид деятельности – вид деятельности, который оказывает наибольшее влияние на психическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.
Новообразование возраста – психические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности. Характеристика психологического возраста- результаты, продукты возрастного развития. Новый тип строения личности, психические и социальные изменения, которые возникают на данной ступени и определяют сознание личности.
Возрастной период | Хроноло-гические рамки | Ведущая потребность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ранняя юность Старший школьный возраст | (15-18 лет) | Потребность в неформальном доверительном общении со взрослыми; Дружба; Установление взаимоотношений с Лицами противоположного пола; Любовь | Потребность в самоопределении; Готовность к личностному и профессиональному самоопределению; Психосоциальный мораторий; Жизненные планы: Модель типичного жизненного пути; Устойчивое самообразование; Абстрактное мышление; Идентичность; Ценностные ориентации; ровозрение; Полоролевая идентификация (внутренняя позиция мужчины/ женщины)_ | Учебно-профессиональная, Профессиональное самоопределение; | Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации | Кризис перехода к взрослости; Отрыв от « родительских корней» |
Ранняя взрослость | 18-20 лет | | Социальная ситуация развития в поздней юности • Общество признает социальную зрелость молодежи, ее самостоятельность и ответственность за свое дальнейшее становление, предоставляет все гражданские права. • Многие юноши и девушки вступают в брак; • получают профессиональное образование или профессиональную подготовку; • юноши служат в армии. • К 18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связано с продуктивной реализацией жизненных планов, другое – с их крушением. | Ведущей деятельностью в юности становится профессиональное образование: максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. | В этот период возникает вопрос о смысле жизни. Чаще всего это общее желание понять свое предназначение. В этот период проявляется готовность и способность воспринимать новую для себя информацию и получать ее с помощью самых разнообразных видов обучения. В период юности происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других. | |
| | | | | | |
Молодость | (20-30 лет) | Круг общения связан с профессиональной деятельностью. . Основными потребностями являются потребность в социальной и профессиональной активности, потребность в самореализации. | Построение стратегии жизни: индивидуальный жизненный стиль. Феномен акме (достижение личностного и профессинального самосовершенствания и самоактуализация и самореализация). | Ведущей деятельностью является нормативно одобряемая профессиональная деятельность, индивидуальная и творческая профессиональная деятельность. | Человек начинает воспринимать себя как сформировавшуюся личность, как социально значимого индивида. Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Появляется желание добиться определенного социального положения, для чего нужно освоить социальные роли, правила и особенности поведения в социуме | |
| | | | | | |
Период зрелости | (30-60лет) | Освоение и реализация супружеских и детско-родительских отношений |
ные решения;
| Ведущая деятельность в зрелом возрасте Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости — акме (греч. «вершина» ) – многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. С позиции акмеологии ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в трудовую деятельность, шире – в производительную жизнь общества ( в самом широком смысле этого понятия). | Социальная ситуация развития в период зрелости характеризуется взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детейс созданием семьи активным включением человека в сферу общественного производства творчеством | 30 лет Кризис взрослости – (кризис профессиональной карьеры, коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни: в семье и в профессиональной деятельности Кризис 40 лет-(Кризис середины жизни) Осознование утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни ,как центральная проблема возраста; Кризис 50 лет –Кризис угасания профессиональной деятельности. Пути и способы преодоления возрастных кризисов |
Взрослость: Старение | (60-75лет) | Основными потребностями являются потребности в признании, в бессмертии, психофизиологические потребности, потребность в общении, заботе. Сужение круга общения; Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности. Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. | Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – это освоение новой социальной роли. Социальная ситуация развития: Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными. В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам). Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди. Общение с детьми и внуками. | Ведущая деятельность: Для части стариков ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти. Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства. Досуговое увлечение. | Происходит постепенное снижение функциональных возможностей человеческого организма, ухудшения физического здоровья, отмечаются психологические изменения – эмоциональный «уход» в себя, оценка и осмысление прожитой жизни, снижение процессов восприятия, затруднения двигательной активности. Переход от среднего возраста к старости сопровождается изменением социального статуса, личностных отношений. Именно в этот период человек начинает осознавать, что большая часть жизни позади и требуется подводить первые итоги. Эти перемены могут привести к развитию социально-психологических проблем, одна из которых – драма невостребованности. Ее причиной становится чувство нереализованности, ненужности. | Среди причин наступления психологического кризиса пожилого возраста выделяют: Изменение жизненных приоритетов, отсутствие четкого ритма – уже нет необходимости каждый день отправляться на работу. Активная интеллектуальная и физическая деятельность сменяется бездействием;
На общее психическое состояние также значительно воздействует потеря родителей, отстранение детей (синдром «опустошения гнезда»). С выходом на пенсию у людей часто появляются финансовые трудности, которые также накладывают отпечаток на эмоциональное состояние. Ведь теперь приходится более тщательно планировать бюджет. |
Период старения | (75-90 лет) Долгожительство (свыше 90 лет) | Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида на фоне угасающих психофизиологических функций | Удаление от дел Старость Дряхлость, болезненная старость. | Сохранение личности человека, передача собственного опыта | Нервная система становится все более ригидной, усвоение новых форм поведения затруднено. Заметно уменьшаются физическая сила и работоспособность, подготовка к смерти | Самый тяжелый кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. Смерть как последние критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти. |
Задание 3
Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов.
Методическое обеспечение: Приложение 3, источники в интернете.
Задание: Пользуясь приложением 3 прочитайте текст, определите:
1) О каком возрастном этапе идет речь?
2) Какой кризисный период описан?
3) Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?
4) Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.
«Фаррелл и Розенберг исследовали мужчин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отражающих его мотивационную направленность.
Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека наступает время реализации своих возможностей и достижения новых целей.
Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляющегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.
Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.
Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.»
-
О каком возрастном этапе идет речь?
Период средней взрослости.
Большинство людей, вступивших в средний возраст, то есть в период от 40 до 60 лет, вполне осознают, что они уже не молоды. Тем не менее, это обстоятельство их нисколько не смущает они считают, что находятся теперь «в цвете лет». Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успеха в жизни.
Поколение 40-летних людей становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются. Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответственные решения с такой легкостью, которая раньше была недоступна.
Двойственность складывающейся ситуации приводит к смене стремления к высоким достижениям, обеспечивающим стабильность и надежность в третьем десятилетии, на потребность действовать без промедления и тут же получать результат. Побуждающей силой в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас».
Соответственно изменяется и структура мотива, смещая образующие мотив компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей.
-
Какой кризисный период описан?
Мотивационный кризис
Критической точкой мотивационного кризиса является потеря человеком центрального жизненного мотива смысла жизни, что определяется Э. Фроммом как преданное посвящение себя чему-то или кому-то (Фромм Э., 1998). Так, человек, потерявший семью или родителей, которые составляли смысл его жизни, оказывается в ситуации бесцельности существования, потери смысло - жизненной ориентации. Между тем ощущение утраты смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) является причиной невротических расстройств, не зависящих от пола, возраста, образования, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком (Леонтьев Д. А., 1992).
В.Франкл рассматривает это обстоятельство как важное подтверждение своего тезиса о том, что смысл жизни может быть не только потерян, но и найден любым человеком в любое время своей жизни (Фрапкл И., 1990). При этом чем выше уровень осмысленности жизни человеком, тем ниже мотивация поиска смысла жизненных целей. Это объясняется тем, что осмысленность жизненного пути предполагает ясное представление человека о своих целях, поступках и желаниях, следовательно, отсутствует сама необходимость их поиска.
Основными характеристиками уровня осмысленности человеком жизни являются:
-цель, придающая направленность и временную перспективу;
-интерес, отражающий эмоциональную насыщенность смыслом;
-результативность жизни и удовлетворенность самореализацией, свидетельствующие об оценке пройденного отрезка жизни;
-локус контроля, показывающий представление о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле;
-управляемость жизнью, характеризующая убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь.
Данные характеристики уровня осмысленности жизни существенно зависят от того, насколько человек принимает на себя ответственность за происходящие в его жизни события, то есть от уровня его материальности. По существу, это означает ,что чем выше степень ответственности, тем целенаправленней, интересней, эмоционально насыщенней, результативней является жизнь человека.