Файл: Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста слушатель Долгая Наталья Константиновна Преподаватель Коломейцева Лидия Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3)Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?
Мотивационный кризис в жизни женщин также отличается своими особенностями. Этот важный переходный период для 33% женщин приходится на постродительский отрезок жизни, когда дети уже выросли.

Анализ структуры мотивационной сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, нежели с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном и профессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщин среднего возраста — их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.

Так, женщина, которая откладывает рождение ребенка до 40 лет, часто делает это для того, чтобы преуспеть в карьере; и напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющая выросших, достаточно определившихся, возможно уже вставших на ноги детей, получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой, своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.

Несмотря на то что возрастные изменения не являются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины, как семья и работа, тем не менее, для нее они представляются более значимыми, чем для мужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическое старение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы также является одной из основных потребностей многих женщин после 40 лет.

4)Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.
Чрезвычайно важно, работая с проблематикой мотивационного кризиса, помочь клиенту найти его собственные пути и цели в жизни, его собственные «ветви», которые еще дадут многочисленные новые побеги, и человек не будет себя чувствовать в расцвете сил и возможностей голым засохшим стволом.

Безусловно, невозможно вручить новых жизненных целей, а можно лишь помочь проанализировать нынешнее состояние и окружение, и найти не столько выходы, сколько входы – в новое качество собственной жизни.

Главное – пережить кризис, провести своеобразный жизненный аудит, потому что если вы отодвинете эту проблему и не станете ее решать, то в конце жизни вас может настигнуть самый страшный кризис, уготованный человеку, – кризис конца жизни. Задумайтесь, почему одни старики улыбчивые, мудрые, добрые, а другие злые, критикующие, ненавидящие всех и вся? Дело в том, что первые приняли свою жизнь, а вторые нет, поскольку прожили жизнь навязанную, чужую, а такое принять невозможно. Ведь принять свой жизненный путь – это значит принять и себя таким, каким был и есть, и свое психологическое окружение, и многое другое. И если в конце жизни поменять уже практически ничего нельзя, то в середине жизни такая возможность всегда есть. Поэтому это ваш главный жизненный шанс, который важно использовать.


Успешное прохождение кризиса среднего возраста предполагает принятие своего истинного возраста, присвоение себе ответственности за свою жизнь. Происходит переоценка ценностей, открываются истинные свои потребности и желания. Меняются отношения, меняемся мы в отношениях. Не исключено, что какие-то люди исчезнут из нашей жизни, и появятся новые. Иногда приходится принять тот факт, что какие-то вещи уже не изменить, что последствия иных действий будут сопровождать нас до конца жизни. Иной раз это может быть очень грустно, но именно этот опыт обогащает нас надеждой на то, что последующая часть жизни может быть прожита с большей осознанностью и радостью.

Задание 4

Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.

Методическое обеспечение: Приложение 3.

Задание: Пользуясь приложением №3 во вкладке «Приложения к модулю 3», прочитайте текст, напишите краткий анализ Вашего жизненного пути, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; хронологические рамки; ведущая потребность; социальная ситуации развития; ведущий вид деятельности; психологические новообразования; кризисы возрастов.

Пример: 1. От рождения до 1 года. 2. Орально-сенсорная. 3. Могу ли я доверять миру? 4. Социальные условия: в полгода была отдана в ясли. Депривация от эмоционального общения со значимыми взрослыми. Неудовлетворенные потребности. Непоследовательность в удовлетворении потребностей: в яслях подходили только по времени; когда была дома подходили и пытались удовлетворить потребности (проявить заботу) по плачу ребенка младенца. 5. Базовое недоверие миру и своим силам. Таким образом, описать все кризисные этапы Вашего жизненного пути.


Стадия 1

(от рождения до 1 года)
Орально-сенсорная
Могу ли я доверять миру?

Родилась здоровая, доношенная, физических отклонений не было.
Жила в полноценной семье, все потребности удовлетворялись. Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность
Доверие к миру
Стадия 2

(от 2 до 3 лет)
Мышечно-анальная
Могу ли я управлять собственным поведением?


Разумная дозволенность, поддержка.

В 2, 8 года была отдана в детский сад. Адаптация прошла легко. Контакт с детьми устанавливала быстро. Была открытым общительным ребенком. Любила рисовать.
Автономия

Стадия 3

(от 4 до 5 лет)
Локомоторно-генитальная
Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
Поощрение активности, наличие возможностей.
В 5 лет очень тяжело заболела (Гепатит А и С). Была на больничном, 1 год и 3 месяца. Потеряла социальные навыки общения со сверстниками. Стала замкнутой. Полюбила читать.


Стадия 4

(6 до 11 лет)
Латентная
Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания.

В 6 лет пошла в нулевой класс, в 7 лет пошла в 1-ый класс, за хорошую успеваемость поощрялась. В 8 лет развод родителей. Смена жительства. Смена школы. Новые друзья.

Стадия 5

(от 12 до 18 лет)
Отрочество и юность
Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Отсутствие поддержки со стороны родителей, полностью утеряна связь с отцом. Мама одна воспитывала меня. Работала на двух работах. Отсутствие поддержки со стороны значимых взрослых, я была предоставлена сама себе. Развитие самостоятельности и навыков самообслуживания. Смешение ролей. Окончание школы. Поступление в институт, выход на работу

Стадия 6 (ранняя взрослость)

Молодость.

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

Социальные условия: Душевная теплота, понимание, доверие. Вступление в отношения, создание семьи. Первый ребенок. Близость.