Файл: Возникновение права (Причины происхождения и развития права. Теории происхождения права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория насилия (завоевания)

Теория насилия является одной из распространенных теорий, а так же относится к числу новых теорий права. Данная теория получила широкое научное обоснование в 19-20 веках. Представители теории насилия считали, что право может возникнуть только путем завоевания и насилия. Сторонниками теории являются немецкий философ Е. Дюринг, австрийский социолог А. Гумплович и К. Каутский.

Философ Дюринг считал, что основой общественного развития являются политические отношения. Социолог Гумплович писал в своих работах : ”История не предъявит нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе”. Каутский так же видел источником происхождения права в насилии и войнах. По словам учёного: ”племя победитель, подчиняет себе побежденное племя, а так же присваивает себе земли этого племени, а затем принуждают работать на себя”. Ссылаясь на форму образования стран Европы и Азии, которые по мнению А. Гумпловича возникли путём насилия. Учёный сделал вывод, что в следствии подчинения себе одного племени людей другому племени образовывается государство. Из этого следует, что происхождение государства и права возможно только путём примирения грубой силы, борьбы и покорения одних племен другими. Прямое насилие – является основной причиной возникновения права. Сторонники теории предполагали, что до того времени, как племя состоит из одних и тех же личностей, которые родились и воспитались в одном и том же обществе, между ними нет вражды и войн, а следовательно и рабства. Покорение одним племенем другого обусловлено появлением рабов и рабства. Гумплович считал инструментом насилия, преобладание одних над другими, а развитие происходило по возрастающей то есть от власти высших слоев над низшими, которые подчинялись им. Ф. Энгельс критиковал теорию и во много был справедлив и прав. По мнению учёного для формирования государства необходим большой уровень экономического развития, который позволил бы содержать бунтующих. Если же подобных условий не существует, то никакое насилие не может привести к возникновению права и государства. Но не надо отвергать тот факт , что насилие и завоевание играло немаловажную роль в образовании права и государства.

Поэтому согласно теории насилия, насилие или завоевание одних племен над другими рассматривается в качестве основных причин рабства. Но так же отвергать данную теорию на историческом опыте, который показывает, что завоевание одних народов над другими является реальным фактором существования права и государства длительное время. Можно сделать вывод, что не одно государство не образовалось без завоевания или насилия. Так же завоевание путем насилия актуально и в наше время к примеру, война в Израиле, Сирии, Ираке и тд. Из этого следует ,что конфликты и войны никогда не лишатся своей значимости и теория насилия будет актуально во все времена.


Расовая теория

Появление расовой теории, началось еще в эпоху рабовладения, когда люди разделились на рабовладельцев и рабов. Другое название данной теории это “Нацистская расовая теория”, так как своё распространение и силу теория получила в 19-20 веках. Теория легла в основу фашистской политики считалось, что это было время превосходства “арийской” расы над евреями и другими расами. В Германии была предпринята попытка изменить историю таким образом, чтобы история рассказывала о борьбе арийской расы с другими расами. А предводителем арийской расы объявлялась Германия, а к низшим расам относились славяне, цыгане, семиты и др. Теория была взята на вооружение Германией для оправдания дискриминации рас, а за тем и для проведения массового уничтожения рас, наряду с уничтожением людей, которые препятствовали чистоте арийской расы. С точки зрения расы нацизма, идеалами арийской расы являлись представителями особенной расы, внешне которой являлись светлая кожа, светлый цвет волос, а особенно приветствовался такой признак как светлая радужная оболочка.

Большой вклад в теорию внесли ученые Ж де Гобин, который является основателем расизма, Хьюстон Стюарт Чемберлен. В своей книге “Основания 20 века” 1899, ученый Чемберлен развивает и повествует о двух темах: расу арийцев, как творцов и носителей цивилизации и евреев, как негативную расу. Определенное влияние на распространение расизма оказал и композитор Рихад Вагнер, который считал, что германский дух был занесен вместе расизмом. В данный момент на музыку германского композитора Вагнера наложен запрет в Израиле. Гитлер изучал музыку Вагнера, а особенно ”Кольцо Небелунга” , в дальнейшем это увлечение переросло в подеражание его идей. Гитлер писал : ” Люди гибнут не из-за проигранных войн, а из-за потери сопротивляемости….Всё ,что не является полноценной расой на Земле - плевелы[15]”.

Расовая теория или нацистско-расовая теория повлекла за собой, узаконенное уничтожение целых народов, которые не имели отношение к нацистскому слою. В 1946 г в марте после хорошо сейчас известной речи У. Черчилля в городе Фултоне началась “холодная война”. В прессе было отмечено ,что Гитлер развязал войну с провозглашением расовой теории, объявив что : “ только люди, говорящие на немецком языке представляют полноценную нацию” Сам У. Черчилль с той же расовой теории начал развязывание войны утверждая ,что : ”только те нации, которые говорят на английском языке являются полноценными нациями”. Нацистская расовая теория привела Гитлера к выводу, что немецкий народ-это единственная полноценная нация, которая должна господствовать над другими нациями. Теория Черчилля состоит в том ,что нации говорящие на английском языке являются единственными полноценными нациями, которые должны господствовать над другими нациями мира. Так же были построены сеть лагерей для уничтожения народов, которые не соответствовали расовой теории. Были уничтожены евреи, цыгане, славянские народы. Народы СССР, подлежали уничтожению, как “неполноценные народы”. За пару дней до смерти, Гитлер написал: “Превыше всего я требую от руководителей народа соблюдать расовые законы и безжалостно бороться с вездесущим отравлением всех народов-мировым еврейством”


Лично моё мнение из всей этой теории только одно, то что Гитлер как уже давно известно владел идеей завоевания всего мира и подчинения себе всей Земли. Расовая теория не показывает ничего значимого для русского человека , так как Гитлер считал славянский народ не полноценной расой. Исторически эта теория заняла место и то наверное благодаря только тому, что одержимый идей Гитлер совершал безжалостные действия для превознесения немецкой расы и народа.

Материалистическая или классовая теория

Материалистическая теория заключалась в том, что государство возникло из экономических причин. Суть теории заключается в том, что государство пришло на смену родоплемени, а право на смену обычаям. В образовавшихся новых племенах, обычаи не могли управлять обществом, появилась потребность во властном органе управления. Таким способом управления обществом стало государство. По мнению представителей материалистической теории, теория выделяет три основные формы возникновения государства и права : афинскую, римскую, германскую.

Афинская форма – это классическая форма, в этой форме государство возникает из классовых противоречий внутри общества.

Римская форма – это форма, в которой родовое общество превращается в аристократию, изолированную от плебейской массы. Победа плебеев разрушает родовой строй, из которого возникает государство.

Германская форма – это государство возникшее в следствии завоевания обширных территорий для формирования государства.

Основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс. Классовую теорию ученый К. Маркс вырабатывал постепенно под наблюдением за окружающей его действительностью, путем осмысления и переработки фактов. На основе исторического анализа, убирая все не нужное и объединяя факты в единое общее целое, К. Маркс стал развивать классовую теорию. По написанной книге К. Маркса ”Нищета философии”, которая явилась, как откровением классовой теории. Данная работа стала источником новых идей, которые выражали и формировали теорию социального развития, которая акцентировала острые вопросы прошлого но и настоящего. Окончательно классовая теория была сформирована К. Марксом и Ф. Энгельсом. Ученые считали, что история человечества была историей классовой борьбы, а политическая власть использовалась одним классом, для подавления другого класса. Господствующий класс изменял обычаи в свою пользу, а так же создавал необходимые для достижения своей целей законы. Право являлось волей только господствующего класса, по материалистической теории, право исторически проходящее явление, которое было необходимо обществу на определенном этапе его развития. О важнейших идеях классовой теории К. Маркс изложил в письме И.  Вейдемейеру от 5 марта 1852г. В его письме К. Маркс писал : ”То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего…Существование классов с определенными периодами развития производства, классовая борьба ведет к господству пролетариата, господство пролетариата является лишь переходом к уничтожению классов и общества без класса”.


Связующая между существованием классов и историческим развитием производства, а по иному с определенными способами производства были раскрыты и основы классового деления общества. К. Маркс доказал, что деление на классы было свойственно не всем этапам развития общества, а этот процесс был представлен, как исторически возникший процесс. Следует отметить, что К. Маркс не присваивал себе открытие в существовании классов и борьбы между ними. Но так же следует отметить, что до К. Маркса никто не основания для классового разделения. Главным пониманием классовой теории ученый К. Маркс считал, двойной характер труда ( исполнительный и организованный). Классовая теория была сформирована К. Марксом еще в середине 19 века, в современной социологии принято считать, что К. Маркс является родоначальником классовой теории по следующим причинам :

  • Учёный изучил эволюцию классов со времен рабовладения 19 в.
  • Сформировал источник классового неравенства

По моему мнению написанная книга ученого К. Маркса ”Нищета философии” является олицетворением классовой теории и классовой борьбы.

Классовая теория показывает не равенство в обществе, которое присутствовало в те временна из-за отсутствия органа управления, но при органе управления правом обладали только господствующие люди, что приводило к классовой борьбе.

Историческая теория

Историческая теория впервые появилась в 18 веке, в работах Болингброка и Вольтера. Но пик интереса к исторической теории пришелся на треть 19 века и первую треть 20века. Во времена таких ученых, как Г. Риккерт и Н. И Кареева принято было разделять историческую теорию на-философию истории и историческую теорию.

В творчестве древнегреческих и римских ученых Геродот, Аристотель, выдвигались рассуждения над правдой и вымыслом, а так же роль человека в истории. Историческая теория является противоположностью естественной теории, историческая теория подразумевала свободу и равенство граждан. Но так, как Германия развивалась немного позднее чем Западноевропейские государства она не была готова к восприятию идей о свободе и равенстве. Поэтому создатели исторической школы права в 18-19 веках доказывали, что право развивается исторически, как язык, а не исходило от государства. Ученые считали, что право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству, а что касалось указов государства , то это было позитивное право, которое имело начало от обычного права и только поддерживало позитивное право.


Историческая школа права, породила разные взгляды, поэтому были сформированы достоинства и недостатки исторической теории.

Достоинства:

- право-это спонтанное явление, а не чьё-то творение

- право-это историческое явление, которое развивалось вместе с обществом

- суть права зависит от особенности развития народов, как и религия, обычаи, все то ,что оказывает влияние.

Недостатки:

- сторонники теории считали, что право-это народность духа и что право-это итог хороших превращений из народности духа.

Если делать вывод, то точно можно сказать, что сторонники исторической теории и создатели исторической школы права искали в истории подтверждения своих работ и учений. А самый правильный вывод в том, что право-это действительно явление, которое развивалось вместе с обществом, дополняя свои знания.

Теория солидаризма

Теория солидаризма получила своё распространение в конце 19 века в начале 20 века. Солидаризм-это система свободных стремлений общества, которое постоянно преодолевали общественные противоречия. Создатели теории солидаризма во главе теории ставили личные права человека, но так же придерживались мнения, что человек как личность не может существовать сам по себе.

Наиболее известным представителем теории солидаризма в праве является Л. Дюги. Ученый Л. Дюги выдвигал два варианта теории солидаризма:

- человек-существо, которое само создает свое положение в обществе.

- человек существо общественное , которое не может существовать само по себе.

Общество развивается лишь благодаря солидарности, которая соединила все общество. Дюга сделал вывод, что имеется некая ” норма солидарности” и, что никто не должен нарушать эту норму.

Теория солидаризма основывалась и развивалась на следующем

- общество сложилось из связей, которые объединили людей на основе солидарности.

- сотрудничество классов или групп людей, регулировалось нормой социальной солидарности.

Социологическая теория

Социологическая теория начала своё формирование в конце 19 века. Сторонники данной теории являются Е. Эрлих, Р. Паунд, С.А Муромцев, Ф. Жени и др. Данные ученые считали, что право возникает и действует при задействовании законов. Представители социологической теории выдвигали теории разделения права и закона. Были выдвинуты следующие достоинства и недостатки социологической теории:

Достоинства

  • За человеком закрепилось признание неотъемлемых прав
  • Появление необходимости принятия законов с такими ценностями, как свобода, справедливость